Урок для 6 класса на тему «Как образуются понятия»

Урок для 6 класса на тему «Как образуются понятия»


Цель урока:

— формирование знаний об основных логических приемах образования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении через самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников;

— построение диаграмм в текстовом процессоре.

Задачи урока:

1) Предметные

  • сформировать представления о логических приемах образования понятий – анализе, синтезе, абстрагировании и обобщении;

  • умение строить диаграммы с применением текстового процессора;

2) Метапредметные

    • закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы о восприятии окружающих нас объектов;

    • указывать признаки объектов, выделяя существенные и несущественные признаки объектов;

    • применение диаграмм при выполнении сравнения характеристик объектов;

3) Личностные

  • стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;

  • формирование умений наблюдать, делать выводы, анализировать объекты;

  • осуществление контроля и самоконтроля;

  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

  • навык построения диаграмм с применением текстового процессора.

Оборудование:

  • Ноутбуки;

  • Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

  • Презентация «Как образуются понятия»;

  • учебник Информатика 6 класс, Босова Л.;

  • рабочие тетради по информатике для 6 класса, Босова Л.;

  • файлы-заготовки для выполнения практической работы.



Ход урока

I этап. Мотивация учеников к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здравствуйте, дети. Садитесь.

Сегодня у нас третий урок по теме «Понятие как форма мышления».

Повторим:

— что такое понятие?



На основе имеющихся знаний мы изучим новую тему «Как образуются понятия». Сегодня мы рассмотрим основные логические приемы формирования понятий.

(Включение детей в ученую деятельность)



Понятие – форма мышления. В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов.

Методические комментарии: Активация внимания, мотивация на деятельность и включение в нее учеников, создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся.

II этап. Включение в систему знаний и повторения. Проверка домашней работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ученики отвечают на вопросы №№ 1-8 после 1-й части § 2.3 учебника. Вопросы зачитывают 2 ученика по очереди:

  1. С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности?

  2. Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.





  1. Что такое понятие? Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием.

  2. Приведите 2-3 примера слов-омонимов, выражающих различные понятия.

  3. Приведите 2-3 примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.

  4. Можно ли выражать понятие существительным во множественном числе?

  5. Чем отличается реально существующий объект от понятия?


  1. Приведите примеры понятий из повседневной жизни, математики, русского языка, информатики.

Визуальная проверка выполнения заданий № 9 и 10 в рабочей тетради.


Учитель проводит устную личностную рефлексию деятельности, вовлекая школьников в разнообразные формы самопроверки:

Выбери верное утверждение:

  1. Я сам не смог справиться с заданием;

  2. У меня не было затруднений

У меня были затруднения при выполнении заданий.





1) С помощью признаков



2) Признаки, каждый из которых необходим, а вместе все достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество. Приводят примеры: береза, ученик

3)Понятие отражает совокупность существенных признаков объекта или нескольких объектов. Примеры понятий: стол, ученик, велосипед…

4) Лист. Ключ. Доска. Коса. Ручка.



5) Масса, уйма, тьма, пропасть – много.



6) Нет.



7)Реально существующий объект обладает множеством  признаков, в понятии отражаются только существенные признаки объекта.

8) Цифра, квадрат. Слово, буква. Файл, папка.



Проверяют правильность выполнения заданий и обсуждают решения.


Ученики оценивают выполнение ими домашнего задания.

Методические комментарии: Прием наблюдений привлекает и направляет внимание детей на решение познавательной задачи. Стимулирование поиска ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминание, интерпретация информации, обеспечение ситуации успеха для самых слабых учеников, психологическая поддержка каждому ребенку. (познавательные, личностные УУД)

III этап. Постановка проблемы, открытие новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

— Мы знаем определение понятия. А каким образом образуется понятие?
— Чтобы ответить на вопросы: «Что это такое? Кто это такой?», нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего – нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать). (Слайд 2).

Учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия:

Карандаш




Велосипед


Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Для выделения отдельных признаков требуется расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, то есть произвести анализ. (Слайд 3).

А теперь попробуем узнать предмет по его описанию. Учитель предлагает ученикам по очереди называть составные части и действия предмета, а дети должны назвать предмет.





Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое называют синтезом. (Слайд 4).

«Все познается в сравнении», — гласит народная мудрость.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам. (Слайд 5).

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных. (Слайд 6).


Обобщение – мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (Слайд 7).


Ученики затрудняются ответить.












Карандаш состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,…


Велосипед состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать







Например:

— состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (Телефон)

— есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать.(Цветок)

2-3 ученика выполняют задание учителя.


2-3 ученика приводят примеры объединения частей предмета в целое (пазлы, конструктор)


2-3 ученика приводят примеры сравнения двух объектов (кошка и собака, роза и кактус)



2-3 ученика приводят существенные и несущественные признаки предметов.

Ученики класса обсуждает правильность определения существенных и несущественных признаков предметов, приводимых в примерах одноклассниками

Ученики приводят примеры классов объектов:

носители информации: дискета, CD –диск, флеш-память



класс животных: домашние и дикие.





Методические комментарии: Создание проблемной ситуации позволяет учителю наблюдать за поведением детей, их личностными качествами. Формулировка вопроса побуждает детей к активной мыслительной деятельности. Ученики рассуждают об объекте, анализируют объекты, воспринимают информацию на слух и визуально, подвергают сомнению полученную информацию (познавательные УУД), Ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу, дети мотивированы на процесс познания (личностные УУД), формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, выслушивают мнение других, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).

Учитель организует многократную смену видов деятельности учеников, включение в тесные взаимосвязи нового знания и уже имеющихся знаний.

IV. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и с самопроверкой по учебнику

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Какие основные логические приемы формирования понятий вы узнали на уроке?




Сделаем вывод:

— что такое анализ?



— что представляет собой синтез?



— для чего применяют абстрагирование?


— что такое сравнение?




— что такое обобщения?

Ученик зачитывает текст со слайда 8:

— Для выделения отдельных признаков требуется произвести , т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части или отдельные признаки;

а затем осуществить обратную операцию — (мысленное объединение) частей предмета или отдельных его признаков в единое целое.

Для выделения существенных признаков требуется отвлечься () от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много.

Этому способствует или сопоставление предметов.

Понятие формируется на основе существенных признаков, присущих классу однородных объектов.





Учитель проводит устную личностную рефлексию в форме диалога:

Что мы с вами делали, чтобы сформировать знания об основных логических приемах образования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании?

Для получения ответов ученики пользуются учебником.

— анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение



— мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.


мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.


— мысленное объединение однородных объектов.

Ученики класса отвечают:


-анализ




-синтез




— абстрагироваться



— сравнение


-обобщения.



Просмотр слайдов 9 – 10, на которых наглядно показано как формируются понятия: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение.




рассматривали примеры из собственного опыта, основываясь на жизненном опыте.


Методические комментарии: Формулировка вопроса побуждает детей к активной мыслительной деятельности (познавательные УУД), осуществляют контроль и самоконтроль, вносят изменения в свои действия (регулятивные УУД). Ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу, дети мотивированы на процесс познания. (личностные УУД), формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, выслушивают мнение других, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).

V этап. Физкультминутка

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Запуск презентации «Электронная физкультминутка».

Продолжительность 1-2 минуты.

Выполняют физкультминутка для снятия утомления.

Методические комментарии: Здоровьесберегающая методика для снятия утомления.

VI этап. Практическая работа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Практическая часть урока состоит из двух частей:

1) Выполнение заданий №№ 2, 4, 5 (а, г, д), 6, 8, 10 учебника после 2-й части § 2.3 учебника с выводом ответов на экран (Слайды 11 – 15);

2) Выполнение практической работы № 8 «Строим диаграммы» (задание 3, 4).





Учитель проводит устную личностную интеллектуальную рефлексию после проверки результатов работы учеников. Что понял, что осознал, что не понял, какие испытывал затруднения при выполнении заданий практической работы?




1)Выполняют задания парами и сверяют ответы с выведенными на экран правильными решениями



2) Выполняют индивидуально на компьютерах задания 3 и 4 практической работы №8 «Строим диаграммы» в текстовом процессоре. Закрепляют навыки представления информации в табличной форме, учатся строить диаграммы.


Ученики отвечают на вопросы учителя и получают помощь в выполнении заданий, вызывающих затруднения.

Методические комментарии: Ученики анализируют объекты, условия задач, сравнивают и находят закономерности, воспринимают информацию на слух и визуально, подвергают сомнению полученную информацию (познавательные УУД), осуществляют контроль и самоконтроль, вносят изменения в свои действия (регулятивные УУД). Ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (личностные УУД), формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).

Контроль усвоения нового материала организуется в группах, что позволяет слабым ученикам не испытывать страха проверки и неудачи, в случае затруднения получить необходимую помощь и выполнить задание.

При выполнении практической работы на компьютере ученики планируют свои действия, осуществляют пошаговый и итоговый контроль, владеют общими приемами работы на компьютере при построении таблиц и диаграмм (регулятивные УУД).

Формируют собственное мнение и позицию, используют речь для регуляции своего действия, строят рассуждения (коммуникативные УУД).

Учитель организует многократную смену видов деятельности учеников, включение в тесные взаимосвязи нового знания и уже имеющихся знаний.

VII этап. Физкультминутка

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Запуск презентации «Электронная физкультминутка».

Продолжительность 1-2 минуты.

Выполняют физкультминутка для глаз.

Методические комментарии: Здоровьесберегающая методика для снятия зрительного утомления после работы на компьютере.

VIII этап. Домашнее задание и подведение итогов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня вы познакомились с основными логическими приёмами формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Научились строить диаграммы.

Каждый получил оценку за практическую работу на компьютере. Запишите задание на дом:

§ 2.3 (стр. 39 — 42); РТ №11 (с. 45); №17 (с.48) (Слайд 16)

(В дневниках записывают домашнее задание)

Методические комментарии: Домашнее задание показывает заинтересованность учеников результатами работы каждого.

IX этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

  • Зеленая — Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

  • Желтая — Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

  • Красная — Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов. (Слайд 17)


(Оставляют на столе учителя одну из карточек)

Методические комментарии: Подведение итогов урока позволяет школьникам произвести самооценку деятельности, соотнести её с оценкой других.



Литература

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 208 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..

  2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 320 с.: ил.



10



Свежие документы:  Методические рекомендации по организации активного обучения

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: