Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
Духовность
и нравственность
гражданина России
Выступление учителя начальных классов
Фисенко Ларисы Даниловны
на первом (районном)
этапе Рождественских чтений
г. Изобильный
Декабрь, 2011 г.
«Надо твёрдо помнить, что всё пережитое
нашим народом окажется напрасным,
а сами мы станем предателями и изменниками
великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта,
доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.»
Митрополит Санкт — Петербургский
и Ладожский Иоанн
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодёжному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.
Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Главным в воспитании считалось формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Власть обожествляет советский строй, превращает вождя в богочеловека, который выводит свой народ из плена капиталистического рабства и ведет его в коммунизм — Землю обетованную. Важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма.
Конец прошлого и первые годы нынешнего века — особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал — свободная в своем самоопределении и развитии личность. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.
Более чем за двадцать, так называемых, постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.
Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.
Школа — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:
· отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,
· резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе,
· спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью;
· резкое снижение физической подготовки молодежи,
Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков.
В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству («хочу уехать жить в Германию»), а представления детей по мере их взросления о «должном» русском человеке не становятся определеннее, приобретают критически-циничный оттенок: «Быть русским — значит мусорить как все русские».
Если мы сегодня не обратим внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.
В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.
Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Я считаю — это мощная прививка от безнравственности, которая поглотила школьный мир. ОРКСЭ – это противоядие от бескультурья. Этот предмет даст ученику ответ на насущный вопрос: как существовать в агрессивном мире? Во всех мировых традиционных религиях, в частности в Православии, есть заповеди, нравственные нормы. Знакомство с традиционной духовной культурой расширяет кругозор. И именно эти знания помогут формирующейся личности в стрессовой ситуации.
Таким образом, курс ОРКСЭ содействует интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества.
Литература
1. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989; Есин А.Б. «Введение в культурологию»: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. — М., 1999
2. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
3. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
4. Священник Александр Ельчанинов «Записи». — М., 1996
5. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
6. Протоиерей Евгений Шестун «Православная педагогика». — М., 2001