Эффективность использования ИКТ на уроках истории и обществознания
Сегодня главной задачей образования является не только получение учениками определенных знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков: умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы. Поэтому использование ИКТ в учебном способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие и память. На уроках истории и обществознания я использую чаще всего программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися, это способствует формированию наглядно — образного представления об историческом прошлом. Помимо этого программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы и в таких формах представления как тексты, слайды, видео — и аудио фрагменты, диаграммы, таблицы. Используя программу PowerPoint, учащиеся с удовольствием готовят домашние презентации по заданным темам. Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов для самостоятельной работы на уроке и при выполнении домашнего задания. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, схемами, таблицами, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся с помощью редактора Word создают рефераты, доклады, сообщения.
Интернет при подготовке к урокам можно рассматривать как часть информационно — коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета помогают в поиске исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Однако, при использовании ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать учебный процесс, сделать его более эффективным. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках истории обществознания не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ: на уроке-лекции по изучению нового материала – в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы); на комбинированном уроке – сочетание объяснения учителя с использованием ИКТ и работы учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках презентации; для урока-семинара и урока-конференции учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ; при подготовке к ЕГЭ для проведения тестирования в on-line режиме, что позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.
Вместе с тем, следует отметить, что при подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Использование ИКТ в повседневной практике позволяют сделать процесс обучения ярким, эмоциональным, образным, что в свою очередь, способствует повышению качества образования, развивают педагогику сотрудничества и интерес к предмету.