Урок на тему «Моя семья — моё богатство»

ГБОУ Республики Марий Эл «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида г.Козьмодемьянска»

Матвеева Ольга Вячеславовна, учитель математики.

Классный час «Моя семья – моё богатство»



«Моя семья — моё богатство»

Цель: 

  1. Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо». Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.

  2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.

  3. Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.

Подготовка к открытому внеклассному мероприятию.

  1. Написать мини-сочинение на тему «Моя семья – моё богатство», «Родословная»; (уроки русского языка)

  2. Нарисовать рисунок «Моя семья»

  3. Подобрать пословицы, поговорки, стихи о семье

  4. Выпустить фотогазету «В кругу семьи»

  5. Проведение исследования «Родословная моей семьи»; изображение родословной в виде древа родственных отношений; (вместе с родителями)

  6. Создание мультимедийной презентации «Моя семья – моё богатство»

Вступительная часть.

Классный руководитель: Добрый день, дорогие званые и желанные гости! Сегодня наша встреча посвящена и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш праздник «Моя семья – моё богатство».

У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.


Основная часть.

— Итак, сегодня поговорим о семье. Тема нашей встречи «Моя семья – моё богатство».

— В толковом словаре В.Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. 

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

«Кто деток родит мне, богиня моя»?

И Ева тихонько ответила «я»,

«Кто их воспитает, царица моя»?

И Ева коротко ответила «я»

«Кто пищу сготовит, о, радость моя»?

И Ева все так же ответила «я»

«Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!»

«я», «я» …тихо молвила Ева – «я», «я»…

Сказала она знаменитых семь «я»

Вот так на земле появилась СЕМЬЯ.

Классный руководитель: Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы учащихся), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

«Родословная»

Классный руководитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Родословное древо или генеалогическое древо.

В толковом словаре В.Даля ГЕНЕАЛОГИЯ – это родословная наука, поколенная роспись лишь одного рода.

Сейчас ученики нашего класса представят нам своё генеалогическое древо, расскажут о своей родословной, о родственниках. (Каждый ученик рассказывает о своей семье по генеалогическому древу).

«Герб семьи»

Немного истории…

Существует целая наука – гербоведение. Она изучает гербы, их историю, происхождение, значение различных изображений, цвета.

Форма герба может быть разной: круглой, квадратной, прямоугольной, овальной, в форме старинного воинского щита. На гербе воина изображали священный знак: крест, фигуру животного, какой-либо предмет. Это символическое изображение, священный знак должен был помогать воину в бою, оберегать от стрел и сабельных ударов.

Поле герба можно разделить на две или несколько частей. Необходимо выбрать цвета для герба. Цвет очень важен для человека. Окружающий нас мир многокрасочен. Небо – голубое, трава – зеленая, солнце – золотое, луна – серебряная.

Значения цвета.

Красный цвет служит символом храбрости и мужества, а также символизирует кровь, пролитую за веру, государя, отечество.

Синий символизирует красоту;

Голубой символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперёд, надежду, мечту;

Зелёный символ надежды, молодости, радости и изобилия, плодородия, свободы, покоя и мира;

Чёрный говорит о печали, благоразумии и смирении. Кроме того, это символ образованности, скромности, осторожности;

Жёлтый и белый сравнивают с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой чаще всего является символом богатства, а серебряный – чистоты;

Фиолетовую краску получали из очень дорогих и редких ракушек. Из-за высокой стоимости её могли использовать лишь при царских или королевских дворах. Впоследствии фиолетовый цвет символизировал царское или королевское происхождение.

Значения животных и предметов.

бык — символ труда и терпения, плодородия и скотоводства;

волк — символ жадности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над жадным, злым противником;

олень — символ воина, перед которым бежит неприятель;

медведь — символ предусмотрительности и силы;

лев — символ власти, силы, храбрости и великодушия;

кошка — символ независимости;

кабан — символ неустрашимости и могущества;

овца — символ кротости, доброты и сельской жизни;

пчела — символ трудолюбия и неутомимости;

сова — символ мудрости, смекалки и расторопности;

змея — символ мудрости, добра и предосторожности;

голубь — символ смирения и чистоты, святого духа;

орёл — зоркость;

книга — любовь к чтению;

мяч — спортивные игры;

карандаши — умение рисовать;

кукла — любовь к играм.


Классный руководитель: В одной из песен поётся «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом». Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.

Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Например: свадебные альбомы, армейские альбомы, альбомы отражающие детство, школьные годы, семейные альбомы нескольких поколений и т.д.(показ альбомов)

Глядя на фотографию можно много узнать о том времени, когда была сделана фотография. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из семейных альбомов, и сейчас я приглашаю познакомиться с нашей выставкой. (Ученики рассказывают по фотогазете о своей семье).

«Копилка народной мудрости»

Требуется вспомнить и назвать пословицы о семье, о матери, об отце, пословицы о сестре и брате… Показать рисунок (если имеется).

Расшифровать пословицу.





Ключ к пословице.



ме ша ном ка гу и до в ще род


Семья вместе, так и душа на месте.

В родном доме и каша гуще.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья в куче – не страшна и туча.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Согласье да лад – в семье клад.

«Народные семейные традиции»

Классный руководитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

•  Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

•  Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

•  Приглашать гостей и собирать застолье;

•  Собирать и хранить семейные фотографии;

•  Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

•  Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д..

А теперь я предлагаю рассказать о традициях своей семьи.

Ученики рассказывают о семейных традициях.

Классный руководитель: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Некоторые ребята принесли экспонаты для наших выставок «Из бабушкиного сундука» и «Семейные реликвии». Сейчас я буду по очереди брать эти вещи, а семьи, которым они принадлежат, будут о них рассказывать.

Ученики рассказывают историю своих семейных реликвий.

Вопросы-ответы

Вам будет дано несколько заданий, в которых мы с вами попробуем создать мир семьи, подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями,

  1. Как выразить свою любовь к родителям?

  2. Как научиться не огорчать близких?

  3. Как научиться понимать настроение родителей?

  4. Как повысить настроение папе, маме?

  5. Как помочь маме вести домашнее хозяйство?

  6. Какие семейные праздники сплотят семью?

  7. Какой объем домашних дел должен взять на себя ты, чтобы мама увидела в сыне настоящего помощника?

  8. Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?

  9. Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?

Ученик: 

Наш звонок ужасно звонкий,
Вылетаю в коридор,…
У меня с одной девчонкой,
Завязался разговор…
– А мой  папа – чемпион!
Ходит он на стадион:
Он кидает кверху гири –
Будет самым сильным в мире!



Ученица: 

Хоть мужчины и сильны –
Не умеют печь блины…
Вы, мужчины, недотёпы,

Вас воспитывать, учить,
И петрушку от укропа
Вы не силах отличить!
Кстати, дома кто стирает?
Богом вам талант не дан…
Телевизор «потребляя»,
Вы ложитесь на диван!

Ученик: 

От мужчины нету толку?!
Это нам талант не дан?!

Кто прибил на кухне полку?
Починил на кухне кран?

Ученица:Борщ варить вам неохота,
Не пожарите котлет…
Вам удрать бы на работу,
Ну, а больше толку нет!

Ученик: 

Ты, колючая заноза,
Плохо знаешь нас, мужчин,
То и дело льёте слёзы,
И к тому же без причин…
Ты колючие слова  говоришь, робея…
Папа в доме голова!

Ученица:А мама в доме – шея!

Ученик: 

Нет, решать не надо в споре,
В коридорном разговоре,
Кто сильней и кто важней…
Просто… мама всех нежней!


Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдёшь теплее рук,
И нежнее маминых.
Не найдёшь на свете глаз
Ласковей и строже.

Мама каждому из нас,
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг,
Обойди по свету.
Мама – самый лучший друг!

Лучше мамы нету!

Сегодня мы с вами коснулись темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

Семейная викторина

1. Сын моей матери, но не я

племянник

брат

отец

2. Брат отца или матери

племянник

шурин

дядя

3. Та, что дала нам жизнь

мать

сестра

тётя

4. Мой родитель

дедушка

отец

брат


5. Девочка, которая имеет тех же родителей, что и я

сестра

подруга

племянница

6. Мать мужа

тёща

свекровь

бабушка

7. Сестра мамы или папы

тётя

тёща

свояченица

8. Родители жены

отец и мать

тесть и тёща

свёкор и свекровь

9. Сын родного дяди или родной тёти

племянник

шурин

двоюродный брат

10. Родственники, живущие вместе

семья

соседи

однофамильцы

  • Кто такие бабушка и дедушка? (родители мамы или папы).

  • Как зовут сестру мамы или папы? (тётя).

  • А кто такой дядя? (брат мамы, папы или тёти).

  • У Машиной мамы четверо детей. Старшего сына зовут Аркадий, второго – Артем, а самого младшего – Яков. Как зовут третьего ребенка в семье?

Классный руководитель: «В дом пришёл – всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили? Разумеется, про стол. В старые времена со столом был связан интересный обычай. Когда вся семья собиралась в праздник за трапезой, то прежде чем отец скажет торжественное благодарное слово, ребятишки лезли под столешницу и по солнцу опутывали ножки стола лыковой верёвкой. Тогда в следующий раз снова все вместе за столом соберутся, бедой не разлучатся.

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем  нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Классный руководитель: Уважаемые гости! Мы сегодня услышали очень много хороших слов. Мы, ребята, почувствовали, что родители очень вас любят, радуются вашим успехам и огорчаются, если что-то не получается!

Дорогие наши гости!
Желаем мы вам здоровья,
Чтобы не было причины грустить!
И в полном здравии, конечно,
До свадьбы правнуков дожить!
Не болейте! Не старейте!
Не сердитесь никогда!
Вот такими молодыми,
Оставайтесь навсегда!

Классный руководитель: Вот и подошёл к концу наш праздник. Мы благодарны всем, кто откликнулся на наше приглашение и принял участие в празднике «МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО»

И сегодня нашу встречу мне хочется закончить такими словами:

Семья – это гордое слово

С ним каждый с детства знаком.

Семья – это наши фамилии

И гордость, что в ней живём.

Пусть люди гордятся домом,

Теплом очага, детьми.

И гордость за наши фамилии

Мы с честью по жизни несли.

Пусть счастливы будут семьи

И радость войдёт в каждый дом.

Традиции наши чудесные

Для внуков своих сбережём.


Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.


Источники:


Свежие документы:  Классный час на тему: «НА ЧТО ИМЕЕМ ПРАВО»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: