Урок на тему «Права человека. Ребенок и его права»






Название: «Права человека. Ребенок и его права»






Автор: Лисеенко Надежда Николаевна



Должность: социальный педагог


Пояснительная записка

Конкурс методических пособий на лучшую организацию работы по гражданско–правовому воспитанию детей и подростков «Международное законодательство о правах ребёнка».

Название: «Права человека. Ребенок и его права»

Внеклассное мероприятие, направленное на повышение уровня правовой культуры. Обучающие должны усвоить, что самое главное, самое важное — это права каждого отдельного человека, его жизнь, здоровье, свобода и благополучие. Вся жизнь и судьба ребенка зависят от взрослых, которые обязаны заботиться о своих маленьких гражданах. В ходе данного мероприятия подростки опираясь на свой опыт, знания, повторяют права человека и права ребёнка. Решая задачи, разбирая сказки находят примеры нарушения прав.

Цель: повышение уровня и значимости правовой культуры обучающихся, вовлечение в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм.

Задачи:

  • Закрепить знание основных статей Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека через игру.

  • Развивать умение отстаивать свою точку зрения, воспитывать культуру ведения дискуссии, уважение к мнению своих оппонентов.

  • Воспитывать у детей уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что закон на их стороне, уважать права других, толерантность.

Область применения: классный час, внеклассное мероприятие по правам.


Методическое обеспечение


Различные методы обучения, перечисленные ниже, предназначены для поддержания интереса учеников и их учебной мотивации. Одни методы являются традиционными, другие предполагают более активные взаимодействие и помощь детей друг другу. Методы, используемые в рамках мероприятия, следующие:

  • классная дискуссия

  • группы обучения во взаимодействии

  • беседа

Классная дискуссия.

Классная дискуссия, руководимая учителем, является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления или подведения итогов урока. Большинство уроков включает какую-либо форму классной дискуссии.

Группы обучения во взаимодействии.

Обучение во взаимодействии является наиболее общепринятой и эффективной методикой. Ученики работают в малых группах, передавая друг другу информацию и делясь ею, анализируют идеи и решают проблемы. Размер группы зависит от занятия и размеров класса. Наиболее удобным является размер малой группы от 2 до 6 человек.

Подростковый возраст относится к группе риска по склонности к совершению девиантных или делинквентных поступков, правонарушений, так как существуют расхождения между степенью биологической и социальной зрелости подростка, между требованиями, предъявляемыми подростком самому себе, и требованиями, предъявляемыми ему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Данное мероприятие предназначено для детей подросткового возраста (6-8 класс).

Тема: «Права человека. Ребенок и его права»

Цель: повышение уровня и значимости правовой культуры обучающихся, вовлечение в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм.

Задачи:

  • Закрепить знание основных статей Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека через игру.

  • Развивать умение отстаивать свою точку зрения, воспитывать культуру ведения дискуссии, уважение к мнению своих оппонентов.

  • Воспитывать у детей уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что закон на их стороне, уважать права других, толерантность.

Форма проведения: деловая игра


Оборудование: карточки со словами, заданиями, презентация «Права человека. Ребёнок и его права»


Ход занятия


  1. Вступительное слово учителя.

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это общее — наши права. Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Ребята, мы с вами уже познакомились с основными правами и документами, содержащими эти права. Сегодня наша цель закрепить полученные знания по правам и уметь их применять. Наше занятие сегодня пройдёт в форме деловой игры. Вы разделены на две команды. Домашнее задание было выбрать капитана команды, придумать название и девиз. Прошу команды представиться.

(на участниках команд повязаны галстуки разного цвета, эмблемы)

Чтобы начать игру необходимо знать правила. Правила таковы:

— общение по принципу «здесь и сейчас».

— активное участие во всех этапах.

— уважение к говорящему или принцип активного слушания.

— принцип толерантности. (А что такое толерантность?)

Итак, начинаем игру по теме «Права человека. Ребенок и его права»

И первое задание это

1. Разминка

Необходимо ответить на вопросы:

  • Что такое права? (Слайд №2)

  • Какие права вы знаете? (слайд №3)

— Ребята, отлично, вы много знаете прав. А теперь посмотрите на слайд, какие из перечисленных прав вы ещё не назвали?

  • Как называется документ по правам человека? (Декларация прав человека) (Слайд №4)

  • Назовите документ нашей страны, который содержит основные права граждан. (Конституция РФ) (Слайд №5)

  • Как называется основной документ по правам ребёнка? (конвенция о правах ребенка) (Слайд № 6)

  • Какой есть ещё международный документ по правам детей? (Декларация прав ребенка) (Слайд №7)

— Отлично. Первый этап удачно завершён. Переходим ко второму туру.

2. «Пойми меня»

Работа в паре (по одному человеку от команды). Один игрок объясняет правовой термин словами, не называя его, не используя жестов. Игроки другой команды должны назвать этот термин. Я приведу вам пример: Это основной документ РФ, в котором прописаны права граждан нашей страны. Это слово Конституция. Задание понятно? Приступаем.

Правовые термины: право, закон, свобода, конвенция, ответственность, обязательства. (термины напечатаны на листочках, члены команд вытягивают по очереди)

Второй этап подошёл к концу, было сложно, но вы справились.

3. «Сказка — ложь да в ней намёк…»

А сейчас задание по сказкам. Необходимо определить в каждой предложенной сказке, чьи права были нарушены, кем и какие. Внимание на экран (команды обсуждают и дают ответ по очереди).

Карточка №1. Сказка «Колобок». Чьи права были нарушены? Какие? Кем?

Кто был виноват в том, что не соблюдались права Колобка?

Карточка №2. Сказка « Золушка». Чьи права были нарушены? Какие? Кем?

Кто был обязан защитить права Золушки?



Карточка №3. Сказка «Красная шапочка». Чьи права были нарушены? Какие? Кем?

Кто был виноват в том, что были нарушены права Красной шапочки?

Карточка №4. Сказка «Буратино». Чьи права были нарушены? Какие? Кем?

К кому мог обратиться Буратино за помощью?

4. Правовые задачи

Предлагаю командам решить правовые задачи.

1. Ты хочешь устроиться на работу летом или в свободное от учёбы время. А тебе говорят, что это невозможно, потому что ты ребёнок, или предлагают тебе бесплатную работу.

— Знаешь ли ты, какие из твоих прав нарушены в данной ситуации?

— С какого возраста ты имеешь право работать?

— Кто может помочь тебе решить эту проблему?

2. Ты познакомился с интересными людьми, которые рассказали тебе много интересного о своём религиозном объединении, пригласили тебя на встречу, на вторую, на третью… А когда тебе стало не неинтересно или ты не получил откровенных ответов на свои вопросы и решил покинуть это общество, тебе запретили это делать, угрожая тебе и твоим близким.

— Знаешь ли ты, какие из твоих прав нарушены?

— Как бы ты вышел из этой ситуации?

— Кто тебе может помочь?

5. Подведение итогов.

— Ребята, вы замечательно справились с заданиями, показали знания статей Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека. И в заключении я вас прошу продолжить фразу: « Для меня самым важным правом является … » и почему?

— Высказывая свое мнение о важном для вас праве, вы реализуете свое право на свободу слова. 

Нельзя делить людей на белых, чёрных,

Убогих, нищих, босоногих,

У всех нас – равные права,

Для всех нас крутится Земля.

Мы за судьбу свою в ответе,

И радуемся, словно дети,

Когда дела легко идут,

А в доме радость и уют.

Пусть соблюдаются права,

Нам присужденные законом,

Чтоб было равенство знакомо

Для каждого и навсегда!

— И в заключении нашей игры я дарю вам на память буклеты с информацией по правам и их защите. (Вручаются буклеты)

Благодарю вас за активность. Мне приятно было с вами работать. Спасибо.


Свежие документы:  КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: