Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №199 присмотра и оздоровления «Сказка» 630098 Город. Новосибирск ул. Динамовцев дом № 5
Консультация по теме «Способ управления куклами»
Выполнила: Боднарь Надежда Геннадьевна
Способ управления куклами
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ НАСТОЛЬНЫМИ КУКЛАМИ
Управление настольными куклами не представляет собой трудности для детей.
Ребёнок берёт игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под её руками.
Если по ходу спектакля «актриса» идёт медленно, ребёнок ведёт её по столу неторопливо;если бежит, ребёнок быстро передвигает её.
Кукла может стоять, сидеть, лежать, наклонятся, покачиваться из стороны всторону, танцевать. Если встретились две игрушки, то одна слушает неподвижно, а втораяв это время говорит, медленно покачиваясь из стороны в сторону в такт речи. Этонеобходимо для того, чтобы зрители поняли, кто из персонажей говорит в данный момент.Важно, чтобы речь ребёнка совпадала с движением куклы
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРХОВЫМИ КУКЛАМИ
Начать обучение детей приёмам кукловождения легче всего с театра ложек. Кукла,изготовленная из ложки, легка и удобна в управлении. Ребёнок берёт игрушку за ручкуи
поднимает её вверх. Рука спрятана под юбочкой куклы. Внешняя сторона ложки, накоторой нарисовано лицо куклы, обращена к зрителям. Ребёнок приводит ручку-ложку вдвижение лёгким покачиванием из стороны в сторону. Такая кукла легко может двигатьсяпо ширме, «разговаривать» с другой куклой, весело плясать, поворачиваясь из стороны всторону.
Знакомя детей с верховыми куклами на гапите, необходимо объяснить имосновные приёмы кукловождения, познакомить с театральной ширмой.
Держать игрушку за гапит надо вертикально, выводить постепенно: вначалепоявляется голова, затем плечи, а потом вся фигура. Кукла должна возвышаться надширмой на 2/3 своего роста. Ребёнок должен постоянно ощущать, что «исполнительница»идёт по полу, не проваливаясь, но и не возвышаясь больше обычного.
Необходимо передавать походку персонажа.
Когда игрушки разговаривают, то слегка движется та кукла, которая в данныймомент говорит. Другая же в этот момент внимательно «слушает», прекращая движение.
Этот приём позволяет зрителям определить, какая кукла в данный момент «говорит». Вовремя беседы «актёры» должны «смотреть» друг на друга, стоя один против другого.
СПОСОБЫ ВОЖДЕНИЯ МАРИОНЕТОК
Чтобы привести в движение марионетку с горизонтальной вагой, нужно держатьвагу за середину, покачивая ею из стороны в сторону.
Чтобы заставить «пойти» куклу с вертикальной вагой, следует приподнять одинконец верхней подвижной перекладины, затем опустить его вниз. Игрушка сделаетпервый шаг. Если потянуть вверх нить, прикреплённую к руке марионетки, тозадвигаются её верхние конечности.
Одной рукой кукловод держит вагу, а другой поднимает ту или иную нить.
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КУКЛАМИ С «ЖИВОЙ РУКОЙ»
Куклы с «живой рукой» могут выразительно жестикулировать, что недоступно«актёрам» других систем. Кукловоду следует помнить о том, что во время репетиций ивыступлений ему надо находиться лицом к зрителям.
Куклы данной системы помогают детям проявлять и развивать способности кпесенному, игровому, танцевальному творчеству.
.
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КУКЛАМИ СИСТЕМЫ «ЛЮДИ —
КУКЛЫ»
Управление куклами этой конструкции не имеет ничего общего с вождениемигрушек других систем. Кукловод надевает на себя костюм куклы, её огромную голову,большие ботинки, перчатки и моментально «входит в образ». Кукла бегает, прыгает,танцует, совершает различные действия, жестикулирует, говорит, поёт, читает стихи.
Она послушна воле кукловода, точно передаёт любое его движение. Управление такими куклами доставляет огромную радость детям.
Важно помнить о том, что долго находиться внутри куклы данной системы ребёнок
не может, так как она сковывает движение, затрудняет доступ воздуха. Работать сигрушкой можно не более 2-3 минут надевают её тоже прямо перед выходом на сцену.
Если по ходу спектакля кукла должна появиться дважды, то во второй раз лучшеодеть её на другого ребёнка.
Не рекомендуется использование кукол данной системы в работе с физически
ослабленными детьми, так как «люди-куклы» довольно сложны в управлении и требуютот детей определённых усилии.