Урок нравственности в 4 классе на тему «Милосердие»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЖУРАВЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»


















УРОК НРАВСТВЕННОСТИ: «Милосердие»














Учитель начальных классов

Бабаева Ирина Юрьевна



















ЖУРАВЛЁВКА, 2013

Тема урока: «Милосердие»


Цель урока: — формирование потребности в доброжелательном

отношении к окружающим;

— развитие навыков проявления сострадания и созидания.


Задачи урока:

— привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,

искренности, человеколюбия;

— перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

— закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

— создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

созидания в коллективе класса.

Оборудование: Карточки с пословицами, раздаточный материал для учащихся, раскраска «Голубь», детская песня «Милосердие»


Ход урока.

1.Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Тема сегодняшнего урока…а впрочем, я думаю, вы назовёте её сами через несколько минут. Некоторые из вас помогут мне начать.


Дети читают: 1.Одно из самых красивых слов на свете — слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

2. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

3.Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает!

4.Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но ты узнал о его горе- и не смог остаться равнодушным.

5.Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его-« хороший»он или «плохой».Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.


Учитель: Что объединяет все эти высказывания?

ИТАК, ТЕМА УРОКА: «МИЛОСЕРДИЕ»


2. Учитель: Как вы думаете, зачем нам нужно говорить о милосердии?


3. Учитель: Эпиграфом к уроку могут послужить слова стихотворения Дмитрия Михайловича Быковицкого, нашего современника, врача-кардиолога, поэта, прозаика, автора-исполнителя своих песен, ныне живущего в Санкт-Петербурге.

«Хоть немодным прослыть рискую, 

К милосердию всех зову, 

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою»

— Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

— А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).


Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков)


«Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем. Потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается» — Св. Прав. Иоанн Кронштадтский


4. Учитель: Давайте поразмышляем:

а) часто ли вы слышали слово «милосердие»?

б) как часто видели вы милосердие в реальной жизни?

в) как называют действие, противоположное милосердию?


Для иллюстрации — 2 стихотворения.

НИЩИЙ

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Я.П. Полонский

НИЩИЙ

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

Свежие документы:  ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по химии в 8 классе Важнейшие классы неорганических соединений

В его протянутую руку

М. Ю. Лермонтов


В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом – жестокосердие.


5. Учитель: Давайте разберём значение слова «милосердие».

МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце,

Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота

Какое из этих слов, на ваш взгляд является главным. Правильно – ЛЮБОВЬ. Запомним его.


6. Учитель: Ребята, я хотела бы добавить, что милосердный человек относится к каждому человеку как к родному, как к своему ближнему.


Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Заглянув в словарь, мы узнаем, что милосердие – это «сочувствие к окружающим людям, бескорыстная помощь». Милосердным называют человека, готового прийти на помощь в любую минуту. Милосердие – это добро, которое нельзя увидеть, но можно почувствовать в наших делах, поступках, мыслях. Например, у христиан обязательным для каждого милосердного человека является: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, накормить и принять путешественника, немощного и заключённого посетить, а умершего похоронить. Проявление душевного милосердия – это хороший совет и слова утешения. Милосердными считаются и те, кто с радостью делится знаниями с другими людьми, терпит горе и зло, но всегда его прощает.

Милосердие основывается на таких качествах, как внимательность, заботливость и доброжелательность. Оно никогда не появится там, где царит брутальность, равнодушие и гордость. Только тот поступок считается милосердным, который демонстрирует уважение к страждущему человеку.

Проявляя милосердие, мы оказываем помощь самим себе, становясь чище и добрее.

— Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?


6.Учитель: Прочитаем притчу.


Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние».

Христос же на заданный ему вопрос ответил «притчей о добром самарянине»:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.


Учитель: Кто же оказался по-настоящему ближним для избитого человека?

Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Свежие документы:  Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в космос»

Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и мы к тебе» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

— Можно ли за милосердную помощь брать плату?

— Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

— В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

8. Учитель: А теперь задание. Вы видите слова. Их необходимо сгруппировать.

Выберете слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию

( Бескорыстный, добрый, равнодушный. расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый) Какие слова вам неизвестны? Подумайте, что мы вычеркнем из нашей жизни?


Учитель: В столбике слов, относящимся к милосердию, какое слово на ваш взгляд наиболеезначимое…– Бескорыстие

9. Учитель: Прочитаем притчу «Спасти звезду». Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.


Учитель: Какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.


10. Учитель: Говоря о милосердии, я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.


1.В России орден сестер милосердия организовала Елисавета Федоровна Романовна. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), она добровольно приняла православие.

2. В 1904 году после начала русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

Она организовывала детские приюты, больницы.

3. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи ( в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета .

4. Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.


11. Учитель: Много есть пословиц и поговорок на тему милосердия. У вас на столах лежат пословицы и поговорки, но их нужно собрать в единое целое. К первой половине пословиц подберите вторую половину.

Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Деятельность в социально-экономической сфере и профессиональный выбор" 10 класс

Каждый милосердный поступок

это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Источник зла есть тщеславие,

а источник добра — милосердие…

Лучшее из возможных сочетаний — власть и милосердие;

худшее — слабость и драчливость.

Кто милосердствует о нищих,

тот дает взаймы Богу.

Милосердие

— всегда к стати..

Доброе дело

не забудется.


Делая добро,

не жди добра.



12. Учитель: У Юлии Друниной есть стихотворение «Бинты»



БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость…

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки».

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты…

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе


Учитель: Что хотел автор сказать последними строками?

Юлия Друнина хотела подчеркнуть, что милосердию и состраданию человек может научиться только реально делая добрые дела.

А апостол Павел сказал, что не имеющий любви делай дела любви.

Поэтому третье ключевое слово будет – реальная помощь

13.Учитель: Итак, 3 составляющие слова МИЛОСЕРДИЯ: Любовь, Бескорыстие, Реальная помощь

Вывод: Истинное милосердие — это любовь, выраженная в действии. Какими бы мы ни были разными, понятие милосердия одинаково для всех

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека — христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается.

Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?» Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.


14. Учитель: И заканчивая сегодня наш урок, я хочу подарить вам голубя – это один из символов милосердия. Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие.

Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие – это бесценный дар.

Маленький голубь пусть летит в ваши семьи, наполняя их добром и любовью – подарите его родителям и расскажите о милосердии.





















Список использованной литературы


  1. «Основы православной культуры». Протодиакон Андрей Кураев. Учебник для 4-5 классов – М.: «Просвещение» 2010.

  2. Юлия Друнина. Мир до невозможности запутан. Стихотворения и поэмы. Сер.: Поэтическая Россия. Москва: Русская книга, 1997.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://inoskaz.com/pritchi/spasti-zvezdu/ — Легенды и притчи

  2.  Детский хор Беларуссии, В.Бобков – песня «Милосердие»

  3. https://www.randd.ru/index.htmЗолотой корец — Официальный сайт Прихода во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: