Урок обществознания в 9 классе «Мы идем на выборы»
Актуальность темы.
В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно участвует в выборах. Одна из причин такой ситуации — низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.
Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня.
Данный урок рассчитан на тех, кому сегодня 15 — 16 лет, будущих избирателей. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социопространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах. Одним из таких необходимых знаний для развития вышеуказанных компетенций является «Избирательное право».
Тема урока: «Мы идем на выборы»
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Цель урока: способствовать приобретению учащимися первичных знаний основ избирательного права в условиях проблемно-групповой работы
Решение образовательных, развивающих, воспитательных задач осуществляется через формирование ключевых компетенций:
Образовательные задачи:
Социальные компетенции: умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства; приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата; умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации.
Коммуникативные компетенции: умение владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов.
Информационные компетенции: умение владеть информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением.
Развивающие задачи:
Когнитивные компетенции: готовность к непрерывности образования и самообразования на протяжении всей жизни.
Воспитательные задачи:
Поликультурные компетенции: формирование правовой культуры, гражданственности, социальной активности, гражданского самосознания.
Методы обучения и методические приёмы:
В ходе проведения данного урока применяются активные методы обучения, которые строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии. Данная система методов обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний.
Применяемые методические приемы:
метод структурированной дискуссии;
обозначение проблемы и нахождение путей ее решения;
организованный диалог;
интеллектуальный штурм;
самостоятельная работа с неадаптированными источниками;
анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, обобщение.
Используемые методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность, побуждают обучающихся к выполнению проблемных заданий, обобщению и самореализации их субъективного опыта, способствуют развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач, организация себя на выполнение поставленных целей.
Предполагаемые результаты:
В результате проведения урока участники смогут:
расширить и углубить знания в области избирательного права;
повысить уровень правовой грамотности и политической культуры; понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
повысить интерес к институту выборов, позитивно относиться к процессу избирательной кампании; активному участию в жизни общества, страны.
Оборудование: компьютерная презентация, бумага , маркеры, листы с задачами, кнопки, липкая лента.
Приветствие. Видеоролик.
О каком демократическом процессе идет речь в этой ролике?
Речь идет о выборах.
Выборам, важнейшему инструменту демократического общества, посвящен наш урок.
Я открываю вам одно слово в названии темы урока. (Учитель открывает слово «выборы” на доске, либо на слайде презентации).
Опираясь на это понятие, поработайте с заданием №1 рабочего листа А и сформулируйте цели урока.
Вывод по целям. Выработали план действий.
Выборы – это важнейший атрибут демократии, именно выборы обеспечивают участие граждан в управлении государством.
Ходят ли ваши родители на выборы?
Ответы разные.
А нужно ли участвовать в выборах? Зачем?
Потому что необходимо избрать кандидатов не высокие государственные посты, например, президента, которые управляют нашим государством.
История показывает трудный путь всего человечества к признанию важности выборного процесса, к получению избирательного права всеми категориями населения.
Вспомните из истории России, в какой земле все свободное мужское население совместно принимало участие в управлении?
Ш – В Новгороде, Пскове
У – Со временем демократические традиции этих городов были преданы забвению ради централизации государства в XV веке. Вновь граждане России стали принимать участие в выборах лишь в 20 веке с введением Государственной Думы императором Николаем II. Сегодня мы говорим о сформированной системе избирательного права. Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” 2002 г. – главные документы, подтверждающие право граждан страны на участие в управлении государством посредством выборов Президента, Гос.Думы, муниципальных органов управления.
Вернемся к рабочим листам задание №2.
Текст задачи №1. «На выборы Президента РФ пришло 65% избирателей, на выборы депутатов Государственной Думы – 60%. На сколько меньше граждан пришло на избирательные участки в период выборов депутатов Государственной Думы, по сравнению с президентскими, если известно, что всего избирателей в России 109 860 000 человек”?
Текст задачи №2. «По результатам выборов Президента РФ: за победившего кандидата проголосовало 63% избирателей, за второго-17%. Приняли участие в выборах 65% избирателей. Сколько человек проголосовали за первого кандидата, если количество избирателей известно – 109 860 000 человек?
Школьники называют ответы. Учитель проверяет и задает вопрос.
Почему не все пришли на избирательный участок?”
Абсентеизм (от лат. absentia — отсутствие) неучастие в голосовании на выборах или референдуме граждан, обладающих активным избирательным правом; уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов, главы государства.
АБСОЛЮТИЗМ – форма западноевропейских монархий в XVI – XVIII вв. В централизованных королевствах (таких, например, как Франция) власть короля считалась абсолютной, но на деле ограничивалась законами и традициями свобод различных сословий западноевропейского общества.
АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnōstos – непознаваемый) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.
АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare – приспособлять) — приспособление к физической или социальной среде
IV этап. Поиск решения проблемы: Что делать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?
Учитель: Проблема абсентеизма – это не только Российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее. Например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.
Как вы думаете, поможет ли ужесточение избирательного права решить проблему неявки избирателей на голосование?
А быть может, стоит попытаться решить проблему, разобравшись с причинами, которые ее вызывают?
“Ковер идей”. Найдите ЛИСТ С.
Каждая малая группа получает листочки трех цветов: красные, желтые, зеленые, клей, большой лист бумаги, фломастеры, маркеры.
Задание группам: решить проблему.
1 группа: Отсутствие интереса к политической жизни.
2 группа: Низкая политическая и правовая культура.
3 группа: Отсутствие доверия к политикам.
4 группа: Неверие в возможность проведения честных и справедливых выборов.
Работа проводится в несколько приемов:
1. Понимание проблемы.
Почему такая проблема существует?
Все члены малых групп пишут ответы на листках красного цвета и приклеивают их на большой лист.
2. Поиск решений.
Что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?
Каждый ученик записывает свой ответ на желтый листок и наклеивает на общий “ковер”.
3. Индивидуализация деятельности.
Что я лично сделаю?
На “ковер” приклеивают листочки зеленого цвета с мнениями каждого участника группы.
4. Обсуждение обобщение, выделение главного, подготовка к презентации своего “ковра идей”.
5. Представление результатов, работы каждой группы. Обсуждение, анализ работы.
Мы граждане России и от нас зависит, какие люди будут стоять у руля будущей страны. Святое право и святая обязанность каждого гражданина принимать участие в выборах, делать грамотный, осознанный выбор в пользу процветания России!
Скажите, ваш выбор в пользу участия в выборах или в пользу их игнорирования?
(открывает слова «мы идем”)
Посмотрите, тема урока открыта полностью. «Мы идем на выборы”. У меня есть сомнения, какой знак ставить в конце предложения, восклицательный или вопросительный. Выскажите свое отношение к проблеме с помощью синквейна, опираясь на готовые примеры в рабочих листах.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.
Примеры
Демократические выборы
Сложные, необходимые.
Определяет, устанавливает, участвуем
Выборы важны для демократии.
Государство.
Демократические выборы.
Прямые, равные
Решают, устанавливают, назначают
Выборы – свобода человека.
Борьба.
Школьники зачитывают получившиеся синквейны.
Вы в своих работах отметили важность выборов для демократического государства, для подлинной свободы граждан.
А сейчас проведите анализ результатов вашей работы на уроке. Найдите ЛИСТ В. Для заполнения таблицы «Уровень успешности», каждый участник группы может использовать только 3 жетона которые необходимо прикрепить напротив того вида деятельности, который помог вам успешно поработать на уроке.
Прикрепляют к доске результаты работы и анализируют их.
Я рада, что вы теперь сможете объяснить основы избирательного права и т.д. Вы успешно справились со всеми заданиями. Надеюсь, что вы будете активными избирателями и поможете стране справиться со всеми трудностями. Спасибо вам за урок.