Урок обществознания в 6 классе
Разработка модели современного урока с использованием инновационных технологий, направленных на развитие творческого мышления учащихся.
Тема урока: Экономика семьи.
Класс: 6.
Цель: Создать условия для освоения понятий «хозяйство семьи», «ресурсы семьи», «бюджет семьи», их значение для экономики страны, понимания необходимости планировать семейные расходы;
Создать благоприятный психологический климат среди учащихся;
Организовать творческую работу учеников.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием обязательных и произвольных расходов, продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, отвечать на вопросы; решать практические задачи в рамках темы; характеризовать каждый из ресурсов семьи; объяснять, зачем семье (человеку, фирме, государству) нужен бюджет.
Воспитательные: воспитание ответственности, коммуникабельности, личностных и нравственных качеств, воспитывать стремление реализовывать свои возможности и способности.
Развивающие: развивать мышление, логику, память, воображение, гуманизм, любовь к родным и близким, стремление к получению знаний.
Оборудование: плакат «Без нужды живет, кто деньги бережет», медиапроектор, компьютер, экран, цветные жетоны по количеству участников для разбивки на группы, конверты с заданиями, презентация.
Ход урока:
Орг. момент. Метод «Радуга»
Дети по одному заходят в класс, подходят к столу учителя и тянут из мешка один из цветных жетонов. В зависимости от цвета жетона, дети распределяются на 5 групп. Места для групп организованы заранее.
Вступительное слово учителя: Ребята, мы с вами продолжаем изучать «Экономическую сферу общества». Сегодня я предлагаю обсудить очень важную проблему. Какую? Попробуйте определить это сами, посмотрев видеоопрос, проведенный в нашей школе.
(Учитель демонстрирует видео и просит учеников высказать свои предположения. Видеоопрос снят учениками 10 класса. В процессе опроса некоторые ученики школы и учителя отвечали на следующие вопросы:
— Что такое семейный бюджет?
— Как в вашей семье планируются семейные расходы?
— Что такое «обязательные и произвольные расходы»?)
Работа по теме урока:
Какое понятие нам приходит на ум, когда мы слушали ответы учеников?
— Кто сможет сформулировать тему урока? (Экономика семьи).
— Какие задачи поставим перед собой? (Понять, что такое ресурсы семьи и узнать, как происходит формирование семейного бюджета)
— Поработайте в группах и попробуйте создать кластер на тему «Ресурсы семьи». Запишите в свободные ячейки, что вы уже знаете, что бы вы хотели еще узнать по этой теме.
(Дети составляют кластер, схемы даны в конвертах для каждой группы).
Ресурсы
семьи
— Посмотрите на слайд презентации, он поможет вам выбрать те ресурсы, которые вы еще не указали. Когда все группы будут готовы, один из учеников обобщает результаты работы.
Совместное составление кластера:
Информационные ресурсы
Подсобное хозяйство
Сбережения в банке
Финансовые ресурсы
Семейный бизнес
Трудовые ресурсы
Собственность
Материальные ресурсы
Ресурсы
Энергетические ресурсы
— Можете ли вы помочь своим родителям расширить ресурсы своей семьи? О каком виде ресурсов пойдет речь? (Помогая выполнять работу по дому, каждый ребенок увеличивает трудовые ресурсы семьи. Начиная с 14 лет, подросток имеет право устраиваться на работу с разрешения родителей).
-Чем отличаются семьи с фиксированными и переменными доходами? И что такое фиксированные и переменные доходы? (На фиксированные доходы семья не может повлиять: стипендия, денежный оклад. Переменные доходы могут изменяться в зависимости от изменений количества и качества труда членов семьи).
Работа в группах. Метод «Автобусная остановка».
В каждой группе выбирается ведущий. Места для групп организованы заранее. У каждой группы на столе лежит конверт с заданиями. Время на ответы — 3 минуты. По сигналу учителя ведущий совершает переход из одной группы в другую. Там он выслушивает мнения товарищей и сообщает новые полученные знания, дополняя ответы одноклассников.
Задания в конвертах:
1 группа:
Каковы источники доходов семьи?
Каким образом подросток может участвовать в увеличении доходов семьи?
Что такое бюджет?
Объясните значение этого понятия на примерах.
Какие расходы осуществляет семья?
Предложите правила рационального использования ресурсов семьи.
2 группа: Заполните таблицу «Семейный бюджет на месяц»
Расходы | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
3 группа: Установите соответствие между видами ресурсов семейного хозяйства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию во 2 столбике.
Вид ресурсов | |
| А) материальные |
| Б) энергетические |
| В) трудовые |
| Г) финансовые |
Ответьте на вопросы:
Как формируются финансовые ресурсы?
Какие ресурсы являются трудовыми?
Как формируются доходы от денежных вкладов в банк?
Почему необходимо вести четкое планирование семейных доходов и расходов?
4 группа: Решите кроссворд и объясни слово по вертикали.
Кроссворд.
|
|
|
|
|
| |
22 |
|
|
|
|
| |
33 |
|
|
|
|
| |
44 |
|
|
|
|
| |
55 |
|
|
|
|
Запасы, источники чего-либо. Могут быть природные, трудовые, энергетические… (Ресурсы)
Смета расходов и доходов. ( Бюджет)
Денежный знак, изготовленный из металла, который служит узаконенным средством обращения (Монета)
Металл, служащий для изготовления денег. (Золото)
Обязательный платеж граждан и предприятий государству (Налог)
Дополнительные вопросы:
Из чего складывается экономика семьи?
Что относится к элементам хозяйства семьи?
Что относится к материальным ресурсам семьи?
Какой вклад в семейные ресурсы вносит подсобное хозяйство?
Что можно отнести к энергетическим ресурсам?
В чем отличительная особенность информационных ресурсов?
Какие источники доходов являются фиксированными, а какие к переменным доходам?
5 группа:
Какие семейные ресурсы перечислены ниже?
Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учится в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Глава семьи – владелец интернет-магазина и получает проценты от своего дела, а также проценты от вклада, помещенного в банк, а также арендную плату за жилье, которое он сдает в аренду местным жителям на лето.
(Материальные ресурсы – квартира, домик в деревне. Трудовые – родители и старший сын. Информационные – знание младшей дочери рецептов приготовления печенья и тортов. Финансовые ресурсы – зарплата родителей и старшего сына. Доход от вклада в банк- проценты. Собственность – арендная плата за жилье)
Итоговая презентация. Ведущий каждой группы сообщает всему классу о новых знаниях, заполняя итоговую таблицу на доске.
Итоги урока:
— Какие расходы семьи являются обязательными, а какие произвольными?
— Почему необходимо беречь заработанные денежные средства?
— Как мы можем повлиять на благосостояние своей семьи?
Рефлексия
Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; получение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Наиболее эффективной формой работы на этом этапе является написание синквейна. (Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк).
Существительное, обозначающее тему синквейна. | |
Вторая строка
| Прилагательное, раскрывающее какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. |
Третья строка
| Глагол, раскрывающий действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению. |
Четвертая строка
| Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки. |
Пятая строка
| Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту. |
Синквейн позволяет научить школьников излагать личное отношение к событию, личные чувства по отношению к деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.
Домашнее задание на выбор учащихся:
Посчитать доходы и расходы семья за месяц, составить таблицу доходов/расходов.
Ответить на вопросы (приложение 6)
Заполнить «Маркировочную таблицу» после прочтения параграфа учебника.
У (узнал) | Х (хочу узнать) | |
|
|
|
В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Если осталось немного времени, можно обсудить вопросы (приложение 6).