Урок обществознания в 6 классе «На пути к жизненному успеху»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» г.Славгорода Алтайского края







Урок обществознания в 6 классе

«На пути к жизненному успеху»




Автор: Скворцова Надежда Васильевна, учитель истории и обществознания

I квалификационной категории
































Оглавление


Введение……………………………………………………………3

Разработка урока «На пути к жизненному успеху»…………….4-10

Заключение…………………………………………………………11

Список использованной литературы……………………………..12

































Введение

Основа ФГОС — системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей учащихся, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Разработка урока нацелена на реализацию этих требований.

Игровая технология и ИКТ, применяемые на уроке, позволяют формировать такие компетенции, как умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, ставить цели, планировать, определять оптимальное соотношение цели и средств, умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (обучает учащихся ставить и адресовать вопросы). Поэтому условием проведения этого урока является владение учителем технологией диалога.

На уроке достигается осмысление учебного материала всеми учащимися. Используются для этого специальные приёмы: участие в дидактической игре в той роли, которую сами учащиеся для себя выбрали, синквейн, листы самооценки.














Разработка урока «На пути к жизненному успеху»


Форма урока: урок изучения нового материала с применением игровой технологии и ИКТ.


Цели урока:

1. Личностные: формирование ценности трудовой деятельности, способствовать применению полученной информации в практической деятельности;

2. Метапредметные: продолжить формирование умений обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других;

3.Предметные: сформировать у учащихся представление о составляющих жизненного успеха и образа жизни; продолжить развитие коммуникативных способностей: грамотно задавать вопросы и отвечать на них.


Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Интерактивная доска

  • Презентация к уроку (Приложение 1)

  • Распечатки со стихотворением на каждую парту (Приложение 2)

  • Листы самооценки на каждого ученика (Приложение 3)


Предварительная подготовка:

Распечатать стихотворение-притчу «Лягушка» на каждую парту, на каждого ученика листы самооценки.


Данный урок относится к IV разделу «Труд». На данный раздел по программе отводится 4 часа, по плану это урок 3 в разделе (УМК Л.Н. Боголюбова).




Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап мотивации и целеполагания

На интерактивной доске проявить слайд 1

и 2 с темой урока и высказываниями известных личностей о жизненном успехе.

— Ребята, посмотрите на тему нашего урока. К этой теме я подобрала изречения мудрых людей.

— Как вы думаете, что объединяет эти высказывания?

— Попробуйте определить круг вопросов, которые мы будем сегодня изучать.

— Уже сейчас вы можете сказать, из чего складывается жизненный успех человека?





— Какие цели вы перед собой ставите на сегодняшний урок?

Согласованные цели записываются на доске
































Ответы учащихся.

Чтобы ответы наглядно запечатлелись, ключевые слова в высказываниях можно подчеркивать на интерактивной доске, а дети составляют в своих тетрадях кластер «Слагаемые жизненного успеха» (Умения, преодоление препятствий, осознание причин и следствий побед и поражений, приложение собственных усилий)

Записывают свои цели в тетрадь. Обсуждают в парах.

II.Планирование





III.Реализация плана

— А достаточно ли вам жизненного опыта, чтобы дать полный ответ?

— Попробуем проверить ваши утверждения.

— Как мы будем это делать?


Учитель предлагает одному ученику на интерактивной доске нарисовать карту «Мой жизненный путь», определить на ней основные этапы. Объяснить, каким образом ему удастся этого добиться. Такую же работу на листе ватмана делает другой ученик.



























Учитель организует беседу по прочитанному стихотворению

— Какова основная мысль этой притчи?

— Что помогает добиться успеха?

Внимание класса возвращается к интерактивной доске.



— Ребята, заметили ли вы что-то общее в планах ваших одноклассников?

— А похожи ли способы их достижения?

Дети дают свои варианты ответа


Пока двое учащихся рисуют карту «Мой жизненный путь» (Слайд 3)

класс обсуждает свое задание.

— Прочитать стихотворение и проанализировать его.


Лягушка

Лягушка в грязную попалась колею

И не могла оттуда выбраться никак…

Она все пробовала эдак и вот так…

Но…ничего:

— Ах, помогите, я молю!

И помогали ей друзья и все, кто мог.

Но, видно, волею судьбы она попалась,

Как будто смерть к ней потихоньку подобралась,

И этот вечер был ее последний срок.

Но поутру друзья увидели ее

Не в колее, а на веселенькой полянке!

— Как уцелела ты? – спросили у бедняжки…

(Да что за чудо совершилось для нее!)

— По колее шел грузовик и приближался…

А я обязана была себя спасти,

Из колеи дорожной ноги унести.

Так он спасителем невольным оказался!

(Притча)






Ученик объясняет свои записи, а остальные при желании могут прокомментировать свое мнение.

Также прослушивается другой вариант (на ватмане)


Ответы детей

Деловая игра


























































V.Контроль и оценка

— Каждый человек сам определяет свой жизненный путь. Этот выбор во многом зависит от убеждений и взглядов на жизнь, профессию, труд. А какой путь ведет к настоящему счастью, мы попробуем определить в ходе игры.

Дидактическая игра «Три судьбы»1

Инструкция.

Необходимо выбрать трех главных участников игры (по желанию).

Представьте, что дело происходит в школе будущего. К вам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека, каждый из которых закончил школу, а затем прожил интересную жизнь. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет. Но «гости» наши необычные: они отличаются по своим жизненным ориентирам.

Первый – это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье. Второй – выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки. Третий – удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье – заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные). Мы не будем знать, кто из наших «гостей» кем является.










Обсуждение.

— Кто из «гостей» показался более счастливым и почему?

— У кого какие роли получились?

— Чем отличаются друг от друга труженик, лентяй и бездарность?

На интерактивной доске предлагается заполнить таблицу «Критерии различий труженика, лентяя и бездарности» (Слайд 4).


— Так из чего же складывается жизненный успех, счастье человека? Учащимся предлагается слайд с изображением диска, разбитого на сектора, задача учащихся – подписать каждый сектор (Слайд5).


















В силу своих приоритетов дети распределяют роли (три главных героя, остальные – корреспонденты), заслушивают правила игры












Участникам раздаются роли в закрытых конвертах, и они выходят в коридор. Там они за 3-4 мин. продумывают основные этапы «своей» жизни. Остальные придумывают по 2-3 вопроса, касающихся профессиональной деятельности, личной жизни и досуга «гостей». Обращение к гостям на «Вы» и по имени-отчеству.

Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на почетные места и по очереди кратко рассказывают об основных этапах прожитых жизней. После их рассказов начинается пресс-конференция, т.е. остальные учащиеся задают краткие вопросы, выступая в роли корреспондентов.











Дети отвечают на вопросы и заполняют таблицу.



Заполнять таблицу выходят ученики, сумевшие доказать правильность своего ответа. Две свободные строки в графе «Критерии различия» учащиеся предлагают сами, обосновывают и записывают на доске.





Учащиеся выходят к доске и делают подписи на слайде.











V.Рефлексия

Учитель обращает внимание ребят на листы самооценки и предлагает их заполнить.











Наглядно представить деятельность учащихся на уроке при наличии времени можно на интерактивной доске. Сделать слайд с записанными на нем ролями (Слайд 6).












Оценить, насколько тема была близка и понятна детям, можно с помощью синквейна на темы «Счастье» и «Успех» на выбор.

Работа учащихся с листом самооценки

1. Чему я научился на уроке?________________________________

2. Что осталось непонятным?_____________________________

3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, корреспондента, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).

4. Моя оценка за урок _____


Каждый ученик по очереди отмечает ту роль, которая была ему свойственна на уроке: слушателя, участника игры, корреспондента, участника обсуждения главных вопросов темы.



При наличии времени синквейн пишется детьми на уроке, иначе – становится домашним заданием.

Заключение

В соответствии с требованиями ФГОС ООО, представленная методическая разработка реализует системно-деятельностный подход. Структура занятия соответствует ведущему виду деятельности учащихся – учебной.

Шестиклассники учатся самостоятельно ставить цели, строить планы по их реализации и достигать их, работая в группах. С помощью листов самооценки и синквейна учитель может проследить работу каждого, выявить степень осмысления темы.

В ходе занятия развиваются коммуникативные и информационные компетенции учащихся. Выбранная форма занятия – деловая игра, способствует развитию познавательного интереса школьников. Как правило, в работу включаются все дети, никто не остается без дела.





























Список использованной литературы


  1. Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н,И. Городецкая. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2008.

  2. Обществоведение: человек, природа, общение. 6класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2009. – 247 с.

  3. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, Т.Е. Лискова и др.]; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Прсвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 111 с.


1 Обществоведение: человек, природа, общение. 6класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др./авт.-сост. С.С. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2009. – 139с.


Свежие документы:  Классный час «Многогранность знаний – залог успеха»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: