Урок обществознания в 9 классе
«Международное гуманитарное право»
Цели:
Воспитательная: Способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права. Содействовать формированию таких качеств личности, как сострадания, уважения к человеческому достоинству;
Образовательная: Помощь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права; положений Хартии Земли.
Развивающая: Продолжить формирования умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты.
Метод: решение проблемных вопросов на основе работы с первоистчником
Тип первичное ознакомление с материалом
Основные понятия:
Международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; Хартия Земли.
Структура уроков
1. Мотивационная беседа. Ознакомление учащихся с целями изучения международного гуманитарного права. Ознакомление с планом изучение темы урока.
2.Изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений учащихся. Текущий контроль.
3.Обобщающий контроль.
4.Комментирование домашнего задания.
5.Рефлексия.
Оборудования:
Современная политическая карта мира, раздаточный материал: ксерокопии учебных материалов для учащихся, словари, источники (извлечение).
Международное гуманитарное право.
I.Жестокое лицо войны.
II.Сущность и Основные положения международного гуманитарного права, Хартии Земли.
III. Источники международного гуманитарного права.
IV. Ответственность за нарушение международного гуманитарного права.
V.Закрепление
VI Рефлексия
Ход уроков.
Мотивационная беседа
I Жестокое лицо войны.
А) Мировое сообщество вступает в третье тысячелетия. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков- вооруженных конфликтов. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить всемерные усилия, чтобы уменьшить страдания людей приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.
Б) За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет мира.. Первая мировая война, вторая мировая война- миллионы погибших.
В) Прогнозирование развития жизни на земле- актуальная проблема будущего. Мир взаимозависим, хрупкий, требует уважения к правам народов и человека и от ответственности каждого зависит мир третьего тысячелетия- такую задачу определяет « Хартия Земли» международной декларации Юнеско
Вывод беседы: Война –это глубокие страдания людей, человеческие и материальные потери. Это трагедия. Осознавая все это люди стремились найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооруженными конфликтами.
Цели :
1) Хартия земли-
2). Международное гуманитарное право-
Организация работы со словарем
1). Гуманный- обращенный к человечности, к правам и интересам человека.
2). Международное право— система юридических норм, создаваемых государствами, и частично другими субъектами права( например международными организациями) регулирующих отношения между ними. Регулирование поведения участников вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов.
3) Соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентирован на сострадание, милосердие, помощь , защиту от насилия, понимание ценности мира.
4) Хартия Земли – это международной декларации Юнеско
II. Вспомните Всеобщую декларацию прав человека, конституцию РФ найдите сходства и различия двух отраслей права— Международного гуманитарного и прав человека и хартии Земли
Деятельность учащихся — на основании трех имеющихся документов
Обсудить и сравнить, занести в таблицу.
Сравнительно- сопоставительная таблица, как результат работы учащихся:
Международное гуманитарное право | Право прав человека | Хартия Земли | ||
Сходство | Направлены на защиту личности | Направлены на защиту мира и личности | ||
Содержание | Регулирует отношения между сторонами в вооруженном конфликте | Регулирует отношения между государством и его гражданами. Иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на его территории | Регулирует отношения между институтами всех уровней и каждым человеком на основе толерантности, ненасилия, мира. | |
Применение | Только в период вооруженных конфликтов | Применяется в любое время, однако некоторые права могут быть приостановлены в период вооруженных конфликтов. | Действует в любое время |
Обсуждение итогов таблицы как следствие вытекают основополагающие
принципы МГП
Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля, должны быть гуманными
В период вооруженного конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику.
принципы Хартии Земли: устойчивое развитие мира, безопасного для будущего поколений, культура Толерантности, ненасилия и мира
III. Делим учащихся на группы
1 – изучают источник МГП- Женевские конвенции
2. – изучает Хартию Земли-4 часть « Демократия. Ненасилие и мир» с
Деятельность работы оформляется на рабочем листе
Относительно чего( кого) | |
|
|
Обсуждение. Основные положения МГП
Относительно раненых и больных
Относительно военнопленных
Лица с эмблемой Красного Креста и полумесяца
Гражданское население
IV По источникам розданным раннее для предыдущей работы ученики находят серьезные нарушения прав
1. группа МГП в отношении раненых, потерпевших кораблекрушение.
— преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение
— Преднамеренное причинение тяжелых страданий увечья
— Ущерб здоровью
2. группа хартия Земли.
— Гражданский и, административный, уголовный кодекс РФ.
V. Подумайте зачем вам необходимо знакомство с этими документами?
Сопоставьте два высказывания. Какое из низ Вам ближе. Аргументируйте.
Плутарх, древнегреческий историк: « Война – это зло. ЕЕ ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, сли выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступлений.
Цицеро, древнеримский оратор: « Когда гремит оружие, законы молчат».
VI
1 Подумайте зачем вам необходимо знакомство с этими документами?
2.Запишите свои мысли :
Я узнал на уроке_______________________________
Меня удивило, что_______________________________
Мне кажется, что_________________________________