Урок по предмету окружающий мир по теме: «В царстве грибов»







Урок по предмету окружающий мир по теме: «В царстве грибов»














Учитель начальных классов

г. Михайловка, Волгоградской области

Титаренко О.В.


Тема урока «В царстве грибов»

Цели урока:

  1. Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.

  2. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.

  3. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.

  2. Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.

  3. Сформулировать правила сбора грибов.

  4. Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.

Ход урока:

    1. Постановка темы, цели урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с самым интересным видом растений.

Послушайте загадку и отгадайте о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

— Сегодня на уроке мы с вами отправимся за грибами.

II. Презентация урока

Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали относить их не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов.

1 слайд

И тема нашего урока «В царстве Грибов».

Класс поделен на две группы:

1-я группа – «Лесники»

2-я группа «Знатоки»

— Чем же занималась каждая группа?

-Нам сейчас об этом расскажет 1 команда:

Выступление учащихся

Наш учитель в класс вошел

И спросил лукаво:

Что мы знаем про грибы?

Для чего они нужны?

Если гриб растет в лесу,

Если он съедобный,

Каждый знает, что его

Можно положить в ведро.

И, придя, домой,

Вместе сварим суп грибной.

Но не все грибы

Так уж хороши.

И, конечно, надо знать

Какой вред от них нам ждать.

Выступали мы не долго,

Не хотим вас утомлять.

Всех грибов не перечислишь,

Лучше взять и прочитать.

Ведь грибы по всюду с нами.

Надо их беречь и изучать.

Скажем вам мы по секрету,

Не легко нам всем пришлось.

Много книг мы прочитали,

О грибах узнали мы.

Вы возьмите посмотрите,

Не пожалеете и вы.

2 слайд

Грибы — сытный, питательный продукт. Сушеные белые грибы, соленые грузди и рыжики, сушеные черные грибы (подберезовики) по энергетической питательности равноценны хлебу и уступают только картофелю.

3 слайд

Грибы содержат ценные минеральные вещества, витамины.

На территории России насчитывается свыше 100 видов съедобных грибов, однако в пищу употребляют чуть более 30 видов грибов

4 слайд

Строение гриба.

— отгадайте загадку:

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

— Вы прослушали загадку. Из каких частей состоит гриб?

— Кто-нибудь из вас собирал грибы? (Да)

— Раз вы такие опытные грибники, скажите какие грибы вам известны?

Игра: «Кто назовет больше всех грибов»

(Опята, грузди, белый гриб, мухомор, и т.д.).

— Что же мы можем сказать про грибы?

5 слайд

— Ребята, посмотрите на слайд, давайте посмотрим какая команда четче и быстрее прочитает скороговорку:

1 группа: У сОсенки – сосЁнки росли ложные опёнки.

2 группа: Две старушки на опушке рвали грузди и волнушки.

— Молодцы, хорошо справились с заданием.

— О каких грибах пойдет речь?

— На какие две группы мы можем разделить грибы?

6 слайд

(Съедобные и несъедобные)

— Поиграем в игру «Лучший грибник класса» (Фронтальная беседа).

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути

И от белых отвести.

 

Там, где солнышко пригрело,

Задержаться можно смело,

Значит, здесь семья маслят

Или рыжики стоят.

 

А под елкой, а под елкой

Кто-то спрятался в иголках,

В темной шляпке набекрень

Боровик укрылся в тень.

 

А веселые ребята —

Тонконогие опята —

Притаились возле пня

И кричат: «Ищи меня!»

 

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, —

Это чудо из чудес.

 

— Посмотрим, кто же был самый внимательный.

— Где следует искать разные грибы?  

— Кто же лучший грибник в классе?

III. Работа с группой съедобных грибов.

— Давайте поговорим о первой группе, группе съедобных грибов.

7 слайд

Дети читаю загадку, появляется слайд

8 слайд

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички,

Светло-желтые …

(лисички)


Шляпки и корешки лисичек имеют одинаковый желто-оранжевый цвет, напоминающий цвет яичного желтка. Форма шляпки у молодого гриба выпуклая, у зрелого – воронкообразная. Низ шляпки пластинчатый. Лисички жарят, солят и маринуют. Отметим, что в отличие от других грибов эти грибы никогда не бывают червивыми.


Под осиной мужичок,

На нём красный колпачок.

9 слайд

Подосиновик

Мякоть подосиновика при изломе синеет. Шляпка зрелого гриба буро-красная, молодого – ярко-красная, нижняя губчатая часть шляпки у зрелого гриба грязно-белая, у молодого – белая. Корешок белый с темными чешуйками. Подосиновики при тепловой обработке и сушке чернеют. Используются эти грибы для жарки, тушения, соления и маринования.


Под берёзой старичок,

На нём бурый колпачок,

И пиджак с пестринкой,

А сапожки с глинкой.

10 слайд

Подберезовик

Шляпка буровато-коричневая, нижняя поверхность серовато-белая. У старого гриба крупная, дряблая, мягкая шляпка. Белый, покрытый черноватыми чешуйками пенек подберезовика тонкий у прикрепления к шляпке и более толстый у основания. Подберезовики жарят, тушат и маринуют.


Стоит мальчонка,

Замаслена шапчонка


11 слайд

Маслёнок

Свое название получил из-за маслянистой, скользкой на ощупь шляпки. Характерными признаками является, клейкая слизистая, легко снимающаяся кожица шляпки. Ножка сплошная, зернистая, иногда с кольцом.

— С какими грибами мы познакомились?

— К какой группе их отнесём? (Съедобные грибы).

Физкультминутка

Вот мы в лес пришли,           (маршируют)     

Белый гриб нашли,                (руки на поясе, показать важность гриба)

Выросли маслята –                (присели и слегка приставать)

Дружные ребята.

А опята – плясуны                 (выставление пятки, размах руками)

На поляне пляшут                

Шапочками машут,                (машут правой рукой)

Раз грибок, еще грибок         (наклоны вперед)

Положили в кузовок.            (кладут грибы в корзину).

IV. Работа с группой несъедобных грибов.

-О каких грибах пойдёт речь?

(О несъедобных)

12 слайд

А теперь слушаем загадки:

В красной шляпке с белой ножкой

Этот гриб растет в кусточке

Только ты его не рви,

Для лося прибереги

(мухомор)

13 слайд

Очень ядовитый гриб, но благодаря характерному внешнему виду и окраске его трудно спутать со съедобным грибом. Ярко-красная или оранжевая шляпка мухомора покрыта белыми бородавками. У молодого мухомора шляпка шарообразной формы, по мере старения гриба она становится более плоской.


Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

И нога в ботинке,

На чулке пестринки.

Кто к ней прикоснётся,

Тот не проснётся

14 слайд

Бледная поганка

Ядовитый гриб, Отравление им смертельно. Часто встречается в июле — октябре. Растет в хвойных и широколиственных лесах одиночно и группами, предпочитая опушки и просеки.

Ядовиты все части гриба, включая споры.

15 слайд

Ложные опята

Отличительный признак всех ядовитых ложных опят — отсутствие на ножке кольца из остатков пленки. Кроме того, у них более яркая окраска шляпки, оливково-коричневая или голубовато-зеленая нижняя часть шляпки, горь­кий вкус.

— Как называется эта группа грибов?

— Запомните их! Эти грибы являются опасными для человека. А можно ли их уничтожать?

— Но не смотря на это, их ни в коем случае уничтожать нельзя. Эти грибы лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом некоторым насекомым.

— А чем они опасны?

(Отравлением).

— Ну а если случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач!

Звонит мобильный телефон.

— Ой, ребята, извините, пожалуйста.

— Алло, доктор Пилюлькин?

— Как вы вовремя позвонили. А мы с ребятами на лесной поляне говорим об отравлениях грибами. Не смогли бы вы подъехать к нам, ведь лучше врача никто об этом не расскажет.

— Спасибо большое, доктор Пилюлькин! До встречи!

Входит доктор Пилюлькин.

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте, доктор Пилюлькин!

— Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

— Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

Ну, мне пора! Рад был вам помочь!

— Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!

Доктор Пилюлькин уходит.

V. Итог урока

— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Каждая группа за столом соберет из предложенных карточек “съедобные” грибы в корзину. (Там разрезы).

— Закончили. Давайте проверим.

— Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает).

— Молодцы, справились с заданием.

Дети выставляют корзины к доске.

— А те, которые на столе – ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.

— Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?

Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей).

Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.


Свежие документы:  Годовая контрольная работа по курсу обществознание Вариант II (7 класс)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: