Внеклассное мероприятие на тему «Семья в моей жизни»
Пояснительная записка
Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
Цель занятия:
Формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии.
Формирование умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельными фактом явление жизни.
Подготовительная работа:
Разработка сценария занятия.
Подготовка музыкального оформления занятия.
Подготовка слайдов по теме занятия.
Подготовка макета дома, «кирпичиков».
Оборудование:
Экран и компьютер с мультимедийным проектором.
Магнитофон с фонограммой песен.
Реквизит для инсценировок.
Макет дома, «кирпичики» для каждого участника занятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
— Добрый день, дорогие ребята и все присутствующие на нашем занятии. Меня зовут Анжелика Владимировна. Я работаю в средней общеобразовательной школе №2 г. Сосногорска.
2. Вводная беседа.
Учитель читает стихотворение
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.
(звучит фонограмма песни «Родительский дом»).
— Вы послушали песню «Родительский дом».
— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (СЛАЙД)
— Где вся семья чаще всего собирается вместе?
— Что для вас означает слово «дом»? (СЛАЙД)
— В словаре Ожегова можно встретить такое определение… (СЛАЙД). Прочитайте его.
— Что такое семья? (СЛАЙД)
— Обратившись к словарю, можно найти такое определение… (СЛАЙД).
— Чем отличаются семьи друг от друга? (СЛАЙД с изображение различных семей).
— Что делают члены семьи друг для друга?
— Возникают в семье и конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную реакцию. А ведь так необходимо стремиться обуздать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи – понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Как же этому научиться?
3. Постановка цели занятия. Инсценировка жизненной ситуации (групповая работа).
— Я предлагаю вам обыграть житейскую ситуацию. Но вначале вспомним правила работы в группах (СЛАЙД).
(Каждая группа читает по одному правилу).
— Я предлагаю вам разыграть одну ситуацию, но рассмотрим мы ее в разных семьях.
1 – Семья, где присутствует равнодушный стиль общения.
2 – Семья, где присутствуют агрессивность, конфликты.
3 – Дружная семья.
(На СЛАЙДАХ – 3 типа семьи)
— Состав семьи – папа, мама, сын, старшая дочь. Ситуация – «сын принес в дневнике двойку по математике».
— Какая семья вам больше всего понравилась?
— Что нужно, для того чтобы семья была дружной?
4. Создание проекта Дома
— Вы разделены на 3 бригады. Мы постараемся построить дом, где может собраться и отдохнуть дружная семья вместе. (СЛАЙД)
— Приступаем к строительству нашего дома.
1 бригада – вам ответственное задание заложить фундамент. На своих «кирпичиках» вы должны написать слова, которые обозначают отношения в семье (взаимопонимание, дружба, любовь, поддержка и т.д.)
2 бригада – напишите слова, которые обозначают правила взаимоотношений в семье: что нельзя делать (оскорблять, ругаться, унижать, обижать и т.д.).
3 бригада – что можно и нужно делать (любить, заботиться, уважать, поддерживать, понимать и т.д.).
— Строительство дома начинается с фундамента (прикрепляются «кирпичики» на место фундамента).
1 бригада – на чем основывается семья?
2 и 3 бригады создали свой свод правил (прикрепляются «кирпичики»)
— Что же недопустимо в семейных отношениях?
— Что нужно для счастья в семье, для полной гармонии отношений?
— Фундамент заложили, основу построили, чего не хватает в доме?
(Крыши, окон – прикрепляет учитель).
— Почему слово семья написано на крыше? Что символизируют окна в доме? (свет, общение, связь с миром).
Учитель читает стихотворение
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом,
Это не дом.
Дом – это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым
И даже еле живым.
Дом – это там, где вас поймут.
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом.
— Наш дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!». Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей в доме атмосферы. Многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома. Праздники заканчиваются быстро, и жизнь в семье идет своей чередой.
5. Работа с пословицами.
— Закончить занятие я предлагаю пословицами. У вас на столах в конвертах пословицы разрезаны на две части. Составьте их и прочитайте.
— Какие пословицы вы еще знаете о семье? (СЛАЙД)
В семье и каша гуще.
Согласие да лад в семье клад.
Согласную семью горе не берет.
Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В хорошей семье хорошие дети растут.
6. Итог занятия.
— Посмотрите, как много русский народ придумал пословиц о семье и доме, а есть еще и легенды. Послушайте одну из них: «В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово – «ПОНИМАНИЕ». (СЛАЙД)
Песня «О доме».
— У каждого из нас своя семья. Мои ребята рассказали о своих семьях в этом фотоальбоме. Каждый по-своему подошел к этой работе. Предлагаю и вам создать такой же альбом в своем классе.
— Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что оно принесет пользу, потому что сегодня было посеяно зерно, которое даст ростки в будущем, когда вы станете взрослыми, будете создавать свою семью. А сейчас мне было бы приятно услышать ваши мысли о занятии. Продолжите предложения… (СЛАЙД).
— В России 2008 год объявлен годом семьи. (СЛАЙД) Я желаю вам и вашим семьям мира, тепла, добра, уюта и понимания.
— Спасибо за работу.