МОУ ООШ п. Северный
Внеклассное мероприятие
« Я и мои права».
Учитель истории и обществознания
МОУ ООШ п. Северный
Шаронова Наталья Вячеславовна
Пояснительная записка.
Внеклассное мероприятие по обществознанию по теме « Я и мои права» разработано для учащихся 7 класса. Форма проведения- игровая.
Нравственное воспитание молодёжи – было и есть самой актуальной задачей любого общества. В современной России, в условиях быстроменяющихся, социальных проблем, формирование единой, целостной системы нравственных основ воспитания молодёжи становится просто необходимым условием. Основой нравственности является правовое воспитание. Главная задача правового воспитания- это стремление проявить у учащихся правовую культуру. Знание основных законов, умение ими пользоваться для защиты собственных интересов, приводит к пониманию таких понятий, как честность, надёжность, уважение, ответственность, заботливость, гражданственность.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении- формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. К.Д. Ушинский писал: « Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу ,которой нет в самых лучших системах , основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо и применительно к изучению отечественного права. Ведь опора на гражданское воспитание- залог успешного воспитания подрастающего поколения
Важной составляющей правовой культуры являются права человека. Нет страны, в которой не нарушались бы те или иные права человека. Главное научить молодое поколение стремиться защитить свои интересы, уметь грамотно бороться за свои права.
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование современных педагогических технологий , обеспечивающих проявление школьниками собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. Для своего мероприятия я выбрала игровую форму проведения, что способствует развитию интереса к предмету, к данной теме.
В основу внеклассного мероприятия были положены следующие цели и задачи:
Цели:
— Воспитание правовой грамотности учащихся;
— формировать коммуникативные умения школьников;
— учить детей определять, что такое « можно», а что такое « нельзя» в школе.
Задачи:
— познакомить учащихся с основными правами и обязанностями;
— помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
— содействовать воспитанию чувства уважения к социальным и правовым нормам;
— развивать навыки групповой работы, публичного выступления.
Внеклассное мероприятие по теме « Я и мои права»
( для учащихся 7 класса малокомплектной школы)
Цели:
— Воспитание правовой грамотности учащихся;
— формировать коммуникативные умения школьников;
— учить детей определять, что такое « можно», а что такое « нельзя» в школе.
— закрепить знания у учащихся своих прав и обязанностей
Задачи:
— познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка;
— помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
— содействовать воспитанию чувства уважения с социальным и правовым нормам;
— развивать навыки групповой работы, публичного выступления.
Эпиграф: « Детству следует оказывать величайшее уважение» ( Древний мудрец Ювенал)
Ведущий:
Начинаем классный час, речь пойдёт сейчас о нас.
Постарайтесь всё понять, что-то новое узнать.
Представляю Вам наше жюри:…..
Сегодняшнее мероприятие мы проведён в форме игры, вы будете принимать участие в конкурсах, а затем наше жюри объявит победителей следующих номинаций:
— самый остроумный;
— самый артистичный;
— самый юридически подготовленный;
— самый активный;
— знаток права.
Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы ещё раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живёт. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.
Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон « око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война- самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путём. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединённых Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека- документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое.
Первым документом ООН , касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году декларация прав ребёнка. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
I.А теперь я предлагаю Вам дать определение следующим понятиям:
— права;
— обязанности;
— долг;
— ответственность;
-свобода.
( Дети должны дать свою версию этих определений).
Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека ?
( Декларация прав человека, Конвенция по правам ребёнка, Конституция РФ, Устав школы)
Ребята, какие даты, связанные с правами человека вы знаете ?
( 1 июня- Международный день защиты детей;
4 июня- международный день детей- жертв агрессии;
20 ноября-Всемирный день прав ребёнка;
12 декабря- день Конституции РФ.)
II. Давайте более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности.
Права школьника:
— право на бесплатное образование;
— право на получение дополнительного образования;
— право на охрану жизни и здоровья;
-право свободы выражения своих убеждений;
— право на защиту;
-право на отдых;
-право пользоваться библиотекой;
— право избирать и быть избранным;
— право на обучение по индивидуальным программам;
— право на выбор образовательного учреждения;
— право вступать в общественные организации;
— право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
— добросовестно учиться;
— беречь школьное имущество;
— уважать учащихся и работников школы;
— выполнять устав школы;
-выполнять правила внутреннего распорядка.
III. Теперь мы поговорим о свободе. Что такое свобода?
Учащимся раздаются карточки с определением Свободы, нужно выбрать правильные варианты.
Свобода – это:
— возможность делать всё, что хочешь;
— независимость от кого-то;
-отсутствие стеснения, ограничений;
— возможность выбора;
— право делать всё, что не вредит другим.
Итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.
IV. Ответьте на вопрос – чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают?
Запрет курить в общественных местах;
Запрет пропускать занятия без уважительных причин;
Запрет кататься по перилам;
Запрет играть на проезжей части дороги.
V. Детям раздаются слова на листочках, нужно разыграть импровизированно сценку из школьной жизни и ответить на вопросы.
Староста класса: — Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Вася:- Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка!
Ваня: — Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Вика : — Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
Наталья Вячеславовна: — Ваня, ты уже который понедельник не готов к обществознанию!
Ваня :- Вчера было воскресенье, я имею полное право на отдых.
Первоклассник ( обращаясь к учителю):- Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель: — Успокойся, не плачь. Расскажи в чём дело.
Первоклассник : — Он подставил мне подножку.
Серёжа : — А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.
Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.
Назовите права, которые нарушались.
VI.Сейчас мы послушаем мелодии песен, нужно вспомнить слова и определить: о каком праве человека идёт речь.
— Мальчик хочет в Тамбов ( место жительства)
— Антошка ( запрет на эксплуатацию)
— песня первоклассника ( право на образование )
— В лесу родилась ёлочка ( защита природы)
— Страшная ( индивидуальность)
— Журавли ( право на жизнь)
— Песенка мамонтёнка (право иметь родителей)
— песня Чебурашки ( право на имя)
— Коммунальная квартира ( право на собственное жильё)
— Дважды два – четыре ( право на образование)
— Эй, вы там, наверху ( право на отдых)
— погода в доме ( право на семью).
VII.Сейчас я предлагаю вам вспомнить сказки, нужно назвать права, которые нарушались в сказках.
-« Бременские музыканты» ( нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу )
— «Колобок»( нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на имущество)
— « Кот и лиса» ( нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на свободу, право на гражданство).
VIII.Следующий наш конкурс : « Вредные советы» или « Полезные советы».
Предлагается дополнить ещё двумя строчками советы:
Если вдруг тебя решили
Прав каких-нибудь лишить…
Если ты надумал знанья
Для чего-то получить…
Если жить на этом свете
Ты решился без друзей…
Если вдруг ты не согласен
С тем, что люди говорят…
Если ты не добрый малый,
Скажем прямо, даже злой…
Если ты такой хороший
И закон тебе не нужен…
IX. А теперь я предлагаю Вам викторину « Права сказочных героев»
1.В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (« Красная шапочка», « Волк и семеро козлят»).
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища ? ( «Ледяная избушка»).
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом ? ( «Золотой ключик или приключения Буратино»).
4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний ? («Белоснежка и семь гномов», « Квартет»).
5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищён законом ? («Айболит»).
6. В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью, независимо от своей расы, национальности или религии ? («По щучьему велению, по моему хотенью»).
X. Следующий наш конкурс « Подумай-ка!».
Я предлагаю Вам пословицы, которые вы должны соотнести с правами.
Правда суда не боится ( право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда).
Жить- Родине служить ( право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство).
Грамоте учиться- всегда пригодится( право на образование ).
Всякому мила своя сторона ( право на свободу передвижения).
Делу- время, а потехе-час (право на отдых и досуг).
Дело мастера боится ( право на труд).
При солнышке тепло, при матери- добро ( право на достойный уровень жизни).
Петь хорошо вместе, а говорить врозь ( право наслаждаться искусством).
Дружба дружбой, а денежки врозь ( право на достойное вознаграждение за труд).
Волка ноги кормят ( право на свободу передвижения, право на труд).
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи ( право на труд).
По заслугам и почёт ( право принимать участие в управлении страной, право на труд).
Тот герой – кто за Родину горой ( право на гражданство).
Один в поле – не воин ( право на свободу мирных собраний).
Любишь кататься- люби и саночки возить ( право на труд ).
XI.Рефлексия.
Анкета
Какие права ты имеешь как ученик?
Что обязан делать ученик ?
С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?
Что такое права?
Что такое обязанности?
Зачем придумали права людей и обязанности?
Подведение итогов:
После всего того, о чём мы говорили, я хочу чтобы вы ответили на вопрос:
— Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
( по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
— чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
— заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
— уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтобы уважали тебя.
Представители жюри подводят итоги конкурса, объявляют победителей номинаций, вручают каждому визитку- символ маленького человечка с надписью « Живи по закону, поступай по совести».
Литература:
В.А. Великородная «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию».
Г.Г. Кулинич « Школьный клуб».
https://festival.1 september.ru
Конвенция прав ребёнка.