Внеклассное мероприятие `Пойдем в музей!`3 Класс

МБОУ-СОШ №50 г. Орла

«2014 год- год культуры в России»

Классный руководитель

Булгакова Елена Михайловна

3 «Г» класс

Орел, 2013-2014 год


Цель: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей методами музейной педагогики.

Задачи:

  • Воспитывающие: привитие интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры;

  • Развивающие: развивать творческие способности детей; закрепить умение работать над проектной задачей; расширение знаний учащихся о музеях Орла, России и других стран; развивать монологическую речь;

  • Формирующие: формировать интерес к историческому прошлому, формирование навыка работы в группе;

  • Познавательные: вовлекать воспитанников в активный процесс поиска информации, разработки заданий при подготовке к мероприятию, знакомство с азами музейного дела.

Форма проведения: игра-путешествие

Продолжительность : 40 минут.

Роль классного руководителя на подготовительном этапе: готовит презентацию, включающую определение понятия «музей» и фотографии музеев; оказывает помощь при делении на группы, разучивании сценки.

Роли и поручения детям: подготовить отзыв о музее, в котором побывал; оформить отзыв на альбомном листе с фотографией, рисунком; распределение ролей, разучивание сценки; два ученика находят в словарях и справочниках этимологию слова «музей», информацию о том, что такое музей (толковый словарь), составляют «призыв потомкам».

Оборудование: репродукции картин из учебника «Литературное чтение» 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа», оформленные отзывы учащихся о посещенных музеях, презентация.

Оформление помещения: на доске тема «Пойдём в музей!» (закрыта);

эпиграф: «Надо хранить наше прошлое: оно имеет действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной» (Д. С. Лихачев).

Развешаны отзывы учащихся о музеях, которые они посетили. Экран с проектором. Столы расставлены в расчете на четыре группы.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам отправиться в очередное увлекательное путешествие. Начнем его с небольшой сценки, которую подготовили ребята нашего класса. Но сначала ответьте на несколько вопросов.

Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?

Правильно, ковер-самолет, машина времени.

Существует ли «машина времени» в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:

  1. Она похожа на дом, но дом необычный.

  2. В «машине» нужно соблюдать правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.

  3. Двигателем этой машины являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы.

Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей.)

В музее много старинных вещей из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в это путешествие, может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей.

Сценка

 Мама: Собирайся, сынок! Мы сегодня идем в музей.

 

Сын (читает журнал): Опять? Мы каждое воскресенье ходим в музеи. Что там делать? Кругом одни старые вещи. Ходишь, смотришь, только ноги устают.

 

Мама: Ты не прав, сынок! Музей — это не склад старых вещей, это память.

 

Сын: О чем?

 

Мама: О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну). Вот ты любишь смотреть телевизор?

 

Сын: Люблю!

 

Мама: А знаешь ли ты, когда появился первый телевизор? Как он выглядел и работал?

 

Сын: Нет, но об этом можно почитать в Интернете.

 

Мама: Можно, конечно. Но одно дело почитать, а другое — увидеть своими глазами в Политехническом музее настоящий телевизор, который стоял в квартирах 50 лет назад, и узнать, как он работал.

 

Сын: Пожалуй, это интересно. Но вот, к примеру, побывать на Бородинском сражении нельзя.

 

Мама: Побывать нельзя, но в музее Бородинская панорама «можно увидеть, как располагались русские и французские войска, какая у них была форма, какое оружие.

 

Сын: Здорово! Давай туда сходим.

 

Мама: Обязательно сходим.

 

Сын: А что интересного в музее какого-нибудь писателя?

 

Мама: Много интересного. Ты увидишь его рукописи, узнаешь, как он работал. А личные вещи, книги могут многое рассказать о личности человека, его характере, интересах.

 

Сын: Кажется, я понял. В музее не просто лежат старые вещи. Они, словно свидетели истории, хранят прошлое и доносят его нам. Пойдем в музей!

2. Постановка темы, определение цели.

Классный руководитель: Ребята, вы посмотрели сценку. Определите тему нашей встречи, куда отправимся?

Классный руководитель: Вы правы, тема нашего путешествия «Пойдём в музей!» ( тема открывается)

— Теперь прочитайте слова Д. С. Лихачева, ставшие эпиграфом к нашему путешествию, и скажите, о чем пойдет речь сегодня. «Надо хранить наше прошлое: оно имеет действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной» (Д. С. Лихачев).

(Ученики формулируют цель занятия: узнать, для чего существуют музеи и зачем люди ходят в них. )

  1. Основной этап. Работа со словарями и справочниками.

Классный руководитель: Недавно в центре Москвы я видела длинную очередь. Непривычное для нашего времени зрелище. Раньше люди по несколько часов стояли в очередях за одеждой, продуктами. Их можно было понять: без еды и одежды не проживешь. Но это была особая очередь: отстояв ее, люди уходили с пустыми руками, ничего не купив. Зачем же они там стояли? Это была очередь в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина на выставку картин Пабло Пикассо, привезенную из Парижа.

— Почему же люди готовы стоять на улице час-полтора, чтобы попасть в музей?

— Что дает это посещение, ведь ничего не купишь? (Интересно, пища для ума и для души. )

— Как вы можете объяснить, что такое музей? (Ответы детей. )

Посмотрите и послушайте, какое определение этого понятия нашел в толковом словаре Стоянович Никита.

На экране появляется определение: «Музей — это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью».

 

Учащиеся рассказывают о значении и происхождении слова «музей».

 

Учащиеся: Слово «музей» образовано от слова «муза». У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза — от греч. «муса» — мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому «музей» — это «храм искусств» т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

Классный руководитель: В одной только Москве 182 музея! В каждом городе, даже очень маленьком, есть хотя бы один музей. Представляете, сколько разных музеев в нашей стране? А во всем мире? Причем и в наше время создаются новые музеи. Например, 8 октября 2009 г. в Москве открылся музей И. С. Тургенева. Интерес к музеям велик во всем мире. 18 мая 1977 г. был учрежден Всемирный день музеев.

— Как музеи отмечают свой праздник? (Организуют бесплатное посещение)

4. Работа в группах. Составление памятки.

Классный руководитель: И в нашем городе есть музеи.

-Какие музеи нашего города вам знакомы? ( звучат ответы учащихся)

Они готовы открыть для вас свои двери. Я предлагаю сегодня вам создать виртуальный музей музеев города Орла.

— Вспомните, что означает слово «музей». (Храм искусств) Вот и вести себя в музее нужно, как в храме. Вспомните правила поведения, которые вам уже знакомы. Только не все знают, как именно. Составьте правила поведения в музее и объясните их. На это вам дается 5 минут.

 Группы получают листы бумаги, ручки. Представляют свои правила или по одному, или всей командой.

5. Начало путешествия.

Классный руководитель: А теперь — в путь! Наш виртуальный музей открывает двери 1 –го зала. Экскурсоводы 1-й группы поведут нас в путешествие в зал краеведческого музея. ( Рассказ учащихся с презентацией. Приложение № 2)

— Спасибо. Было очень интересно!

Классный руководитель: Продолжаем путешествие. Экскурсоводы 2-й группы поведут нас в путешествие в зал Музея изобразительных искусств. (Рассказ учащихся 2-ой группы. Приложение № 2)

6. Игра «Аукцион знаний»

Классный руководитель: Предлагаю немного отдохнуть и посетить аукцион, на котором вы сможете приобрести понравившиеся вам картины. Цена картины — ваши знания. Расскажите как можно больше о репродукции картины и она ваша.

( И. Шишкин. Лес, Дитц. Охота на редис, Александр Герасимов. После дождя )


7. Продолжаем путешествие.

Классный руководитель: С экскурсоводами 3 группы отправимся в зал военно-исторического музея. (Рассказ учащихся. Приложение № 2)

Классный руководитель: Наш край богат не только художниками, но и писателями. В городе есть музеи И.С. Тургенева, Л.Н. Андреева, И. А. Бунина, И.А. Лескова.

— Кто эти люди? Небольшое путешествие экскурсоводы 4 группы совершили в зал музея писателей- орловцев. (Рассказ учащихся. Приложение № 2)

Классный руководитель: Мы послушали рассказы о тех музеях, в которых побывали ребята. Оказывается, у нас в классе нет ни одного человека, который ни разу не был в музее! О самом интересном посещении музея вы составили свои краткие отзывы. Все они вывешены на доске. Я думаю, что это станет началом большого проекта «Интересные музеи». Вы еще много музеев посетите с классом и родителями. Пишите о них отзывы и составите альбом. Он будет интересен другим ребятам, может быть, кто-то заинтересуется вашим рассказом и тоже посетит музей.

8. Подведение итога.

Классный руководитель: Результатом будет визитная карточка виртуального музея музеев города Орла. (Заранее приготовленный слайд презентации или сразу составление ни интерактивной доске)

— Давайте вернемся к началу нашего путешествия и его эпиграфу. Какой вывод можно сделать из всего, что мы сегодня услышали и увидели? (Ответы детей)

— Узнавая прошлое, сохраненное в музеях, мы лучше понимаем людей, которые жили и творили до нас, чувствуем ответственность перед будущими поколениями, задумываемся о том, что им будет важно, нужно. Можем ли мы оставить потомкам такие же прекрасные картины, книги, предметы быта, архитектурные сооружения? Что потом будут говорить и думать о нас?

— При подготовке к мероприятию одним из заданий группам было: «Составить призыв потомкам».

Группы зачитывают призывы:

*Без прошлого нет будущего. Посещайте музеи.

*Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посещайте музеи.

*Музей- это странички истории. Знайте историю, посещайте музеи.

*За час увидишь ход столетий, и красоту минувших дней, и современное искусство — лишь только посети музей!

— Завершить наше путешествие я хочу словами Д. С. Лихачева: «Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем… Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране». Кому было интересно сегодня, поднимите правую руку, кому не очень — левую. Спасибо за подготовку и активное участие!
















Приложение №1

Методические советы.


За неделю до мероприятия учащихся делят на четыре группы, каждая из которых изучает информацию об определенном виде музеев: военно-исторические; музей естественно- научного направления, литературы, живописи; технические. Группы готовят рассказ об одном музее заданного направления. Рассказ должен быть ярким и эмоциональным, сопровождаться показом иллюстраций, фотографий, возможна компьютерная презентация. Группы готовят призывы потомка о важности музеев, необходимости их посещения.

 

Каждый ученик класса готовит отзыв о самом интересном музее, в котором ему довелось побывать. Отзыв оформляется на альбомном листе с указанием названия музея и его адреса (не обязательно в Орле), кратким описанием и впечатлениями от посещения, дополняется фотографиями.

 

Два подготовленных ученика находят в словарях и справочниках информацию о том, что такое музей (определение в толковом словаре), этимологию слова «музей».

 

Руководитель готовит презентацию, включающую определение понятия «музей» и фотографии различных музеев, известных детям. Заранее следует продумать слайд «Виртуальный музей музеев города Орла». Можно создать этот слайд во время мероприятия, если есть техническая возможность.

Для игры «Аукцион знаний» можно использовать репродукции картин, помещенных в учебнике «Литературное чтение» 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»




Приложение №2

Рассказ учащихся 1-ой группы. Орловский краеведческий музей – старейшее музейное учреждение Орловской области. Он был основан Орловской ученой архивной комиссией в 1897 г., став одним из первых губернских музеев в Российской империи. Орловский краеведческий музей является одним из старейших в России. 

В настоящее время краеведческий музей является крупнейшим учреждением культуры Орловской области. В фондах музея хранится более 170 тысяч уникальных предметов всех исторических периодов развития Орловского края. Это сотни коллекций самого различного характера и свойства. В структуру музея входят экспозиция основного здания на ул. Гостиной, а также Военно-исторический музей и Дом-музей В. А. Русанова.

Орловский краеведческий музей сегодня – это не только десятки тысяч единиц хранения уникальных предметов истории, это не только коллектив высококвалифицированных научных сотрудников, реставраторов и вспомогательного персонала, это не только разнообразная экспозиция, посвященной всем историческим периодам развития нашего края. Краеведческий музей – это визитная карточка Орловщины и ее областного центра, он хорошо известен далеко за ее пределами.



Рассказ учащихся 2-ой группы. Музей изобразительного искусства.

Дата основания музея 05.12.1957., дата открытия 05.12.1957

На протяжении нескольких десятков лет это культурное учреждение неоднократно меняло свое название, и лишь в 1990 году остановилось на нынешнем. Именно здесь можно найти живописные произведения художников прошлых лет, которые отличаются высоким качеством и неповторимыми образами.

 Талантливые картины прекрасно отражают ушедшие эпохи и в какой-то степени даже затрагивают современность, передавая предпочтения, вкусы и идеалы нынешнего человечества. В музее изобразительных искусств можно найти работы не только знаменитых художников, но и тех творцов, которым не удалось добиться славы, но удалось создать произведения, заслуживающие внимания.

 Орловский музей изобразительных искусств распахнул свои двери перед посетителями 20 ноября 1992 года, уже тогда в девяти залах учреждения была размещена экспозиция, получившая наименование «Четыре века искусства». Экспозиция вместила в себя произведения искусства, которые были созданы зарубежными и русскими авторами в период с XVII по XX века.

 Кроме всего прочего, здесь посетители смогут открыть для себя иконы и произведения декоративно-прикладного творчества того же периода. Имеющийся в музее выставочный зал чаще всего используется для создания сменных экспозиций.




Рассказ учащихся 3-ей группы.

Учащиеся: Военно-исторический музей ведет свою историю с августа 1983 г., когда был открыт Музей-диорама «Орловская наступательная операция». Музей занимает часть бывшего особняка купца Чикина, который является объектом культурного наследия. Экспозиция музея посвящена страницам истории боевого прошлого Орловщины и охватывает период с древнейших времен до настоящего времени. Особое внимание уделено одному из ключевых событий в истории края, освобождению области от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны.

Центральное место в экспозиции музея занимают две диорамы. Это произведения художника Курнакова. Первая из них посвящена эпизоду начала прорыва вражеской обороны 12 июля 1943 г. на рубеже реки Зуши у деревни Малое Измайлово Новосильского района. Другая, раскрывает детали сражения под Кромами 1919 г. в период Гражданской войны.

Система экспозиционных залов имеет ряд значительных комплексов и редких коллекций. Среди них имеются образцы вооружения и воинской амуниции средневекового воина, образцы военных мундиров XIX в. В изобразительный ряд входят художественные работы: портрет первого петровского солдата Бухвостова, портретная галерея орловцев – участников Отечественной войны 1812 г. Значительный ряд подлинных документов, (например подлинные письма участника Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерала А.Н. Лаврова). Интересны подлинные фотографии и документы периода Русско-японской и Первой мировой войн.

В 2005 г. в музее был открыт зал, посвященный участию орловцев в локальных военных конфликтах второй половины XX в. В музее представлена большая коллекция стрелкового и холодного оружия разных исторических периодов, а на площадке перед музеем размещены образцы военной техники.

Рассказ учащихся 4-ой группы.

Любимая «Орловия» — с уважением называл свою родину наш земляк писатель И. А. Новиков. Литературным краем считается эта плодородная область центральной России. Поистине свято берегут здесь народную память о писателях и поэтах. Жители Орла хорошо знают небольшой одноэтажный дом старинной постройки на улице 7-го Ноября. Дом, как считают старожилы, принадлежал деду историка и общественного деятеля Тимофея Николаевича Грановского, а потом его отцу.
Семья Грановских жила в Орле до 1847 года. По просьбе общественности города дом Грановских был передан музею И. С. Тургенева, и сейчас в нем оборудовано несколько залов, посвященных писателям-орловцам. В одном из залов находятся  портреты Т. Н. Грановского — скульптурный и живописный, портреты его современников.

В следующем зале музея собраны экспонаты, связанные с именем крупнейшего русского писателя Н. С. Лескова. Исключительный интерес и огромную ценность представляет подлинная библиотека писателя. Многие книги содержат его пометки.
Здесь выставлены фотокопии рукописей Н. С. Лескова, много личных вещей писателя, рисунки и многочисленные иллюстрации к его произведениям.

В экспозиции музея писателей-орловцев отражены жизнь и творчество И. А. Бунина. В витринах — книги И. А. Бунина, его рукописи, письма.

Большой интерес представляют экспонаты, выставленные в зале, посвященном Л. Н. Андрееву. Привлекает внимание огромный письменный стол, за которым работал писатель, дубовые кресла с высокими спинками, изготовленные по его заказу, картины, написанные Л. Н. Андреевым.

Экспозиция шестого зала знакомит нас с творческой лабораторией старейшего советского писателя, уроженца Орловской губернии М. М. Пришвина. О том, что это был замечательный знаток природы, ее поэт, свидетельствуют не только его произведения, но и выставленные здесь чудесные фотоснимки, сделанные самим писателем в разных уголках нашей страны. В экспозициях зала — иллюстрации к сборникам рассказов Пришвина, его книги на разных языках, личные вещи.

Свежие документы:  Классный час для 9 класса "Инициативность и самостоятельность – что это значит?"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: