ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО САМОПОЗНАНИЮ «КРАСОТА»
Цель: РАЗВИТИЕ ТАКИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КАК КРАСОТА, ГАРМОНИЯ, РАДОСТЬ
Красота свободна, словно птица,
Красота текуча, как вода,
Красота умрет и вновь родится,
Побеждает хаос красота !!!
Песня: «Как прекрасен этот мир»
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на извечные вопросы: Что такое красота? Что можно считать красотой? Какая бывает красота?
Психологический настрой: Посмотрите внимательно – перед вами яркое
Теплое и веселое солнышко. А рядом голубая тучка, из которой пролились на землю маленькие капельки дождя. Перед вами эти капельки. Возьмите их в ладошки. Подержите и напишите на них ваши ожидания, ваше настроение. Да просто все то, что сейчас пришло вам в голову. Давайте прикрепим ваши капельки под нашей тучкой.
КРУГ РАДОСТИ
Учитель: Красота есть Радость. Потому люди к ней так стремятся. Даже внешняя красота вызывает восторг, дает человеку мощный прилив сил. Но если бы все люди знали о значении Красоты внутренней, скрытой, духовной, вся жизнь на планете могла бы вскоре преобразиться. Понять эту внутреннюю Красоту возможно, лишь осознав свой внутренний провод-струну – со-знание, чувство-знание – связь с Миром Высшим.
Такие сведения о взаимосвязях внутреннего и внешнего призвана дать Эстетика – наука о Красоте и Прекрасном, наука о чувственном познании, но сегодня она недостаточно развита, несмотря на то, что термин «эстетика» – от греч. aisthetikos – чувственно-воспринимаемое – введен в научный оборот еще в 18 веке. Между тем, эстетические принципы требуют немедленного осмысления — по причине того, что, наряду с другими принципами Бытия, они лежат в основе всей Жизни, всего мироздания (само слово Космос переводится с греческого как Красота), а также по причине возникновения новых условий, в которых к началу 21 века оказалась наша планета и всё человечество.
Учитель: А теперь устраивайтесь поудобнее и послушайте притчу о Красоте. (включается спокойная музыка)
Лидия Алексеевна Чарская. Сказка о Красоте Сказка
Нa высокой горе, среди снежных облаков, среди синего неба построен
заповедный чертог. Амброй и розами благоухает он еще издалека. В золотых
курильницах тихо мерцает голубое пламя, распространяя нежный аромат. Синим
дымком уходит он в золотой купол. А кругом: на полу, на стенах, на потолке
— все розы, розы, розы… Целый лес роз, целое море роз.
В розовом чертоге живет Красота, прекраснее роз, прекраснее
заповедного чертога, прекраснее целого мира. Пять сестриц, златокудрых
невольниц охраняют каждый шаг своей царицы. Глядят ей, не отрываясь, в очи,
глядят и поют…
Красота слушает целыми днями пение невольниц, любуется, как завивают
они венки из душистых роз, гуляет по мраморным плитам своего чертога и
скучает.
Скучает Красота…
Наскучили Красоте и амбра, и розы, и пение златокудрых подруг. Хочется
ей проникнуть за заповедные стены, узнать, что делается за ее чертогом,
внизу, в долине. Ведь поют же златокудрые невольницы о том, что есть люди
на свете, есть птицы и звери, а кто и какие они и как выглядят, не знает
Красота…
Хоть бы одним глазком взглянуть, хоть бы на мгновение выпорхнуть из
заповедного чертога и без докучной свиты взглянуть на мир! А златокудрые
невольницы, как нарочно, поют о ярком солнце, о дивном мире, о людских
праздниках и о веселых людях, которые день и ночь мечтают увидеть ее,
Красоту.
«Если мечтают, зачем ей не показать им себя, бедным людям?» — подумала
как-то Красота и высказала свою мысль подругам.
Те заохали, застонали, чуть ли не разлились в потоках слез.
— Что ты, что ты, царица, опомнись! Разве можно показываться людям! Да
ведь они и воспевают и славят тебя оттого только, что не видят тебя и лишь
догадываются о твоем существовании. И, несмотря на все достоинства,
которыми ты пленяешь мир, люди считают тебя в своем воображении красивее и
могущественнее, нежели ты есть на самом деле. А раз ты покажешься им,
предстанешь пред их глазами, они перестанут боготворить тебя, начнут искать
в тебе разные недостатки, не будут уже признавать такой прелестной,
очаровательной, перестанут восторгаться тобою. Таковы уже люди! Они любят
все далекое, неизведанное, а раз это далекое, неизведанное приближается к
ним, они, неблагодарные, и знать его не хотят!
Засмеялась Красота. Как можно не восторгаться ею? Как можно пренебречь
ею — красавицей вселенной? Как можно не любоваться ею — первою и
единственною в мире обладательницею всех прелестей?
Взглянула в зеркало царица, и зеркало отразило ее лицо, белое, как
снег, отразило алые щечки — два лепестка розы, синие глазки — две лучистые
звезды, золотые кудри — сноп солнечных лучей, пурпуровый ротик — цветок
мака… Так воспевали невольницы красоту царицы, и такою увидела себя она
сама в отражении зеркала.
И вдруг задорное желание пробудилось в голове прекрасной царицы —
пойти к людям и сказать им:
— Смотрите на меня. Я краше всего мира. Я — Красота. Любуйтесь мною и
поклоняйтесь мне. И сознайтесь, что вблизи я еще лучше, нежели издали. Я —
Красота и недаром ношу это имя.
В тот вечер царица была печальна и задумчива, какою никогда еще не
видели ее златокудрые рабыни. Ложась на свое ложе перед сном, вся увитая
розами и окуренная амброй, Красота долго вертела драгоценный перстень в
руках. У этого перстня была чудодейственная сила. Его волшебница Истина
дала при рождении Красоте. Стоило только приложить к гyбaм драгоценный
перстень — и все преграды должны были рушиться на пути Красоты, но не ранее
как на семнадцатом году жизни прекрасной царицы… Сегодня как раз был
канун рождения царицы, и перстень Истины мог получить силу в ее руках. Об
этом и вспомнила, ложась спать, Красота. Сегодня в ночь перстень Истины
должен сослужить ей службу. И притворилась спящей Красота, чтобы обмануть
своих златокудрых невольниц.
— Уснула Красота! — прошептали те, увидав закрытые глаза своей царицы,
и разбрелись по своим ложам.
А Красоте только того и надо.
Вскочила, огляделась и приложила перстень Истины к губам.
В тот же миг раздвинулась тяжелая стена заповедного чертога, образуя
узкий проход, ведущий прямо в лес. Идет по лесу Краста и видит: висит
какой-то странный фонарь между двух сосен, а чем прикреплен — не видно.
Льется на дорогу молочный свет и дрожит и мерцает. Свет есть, а толку от
него мало. Почти ничего не видно на пути.
— Вот гадкий фонарь! — рассердилась Красота и даже ножкой топнула от
гнева. — Плохо же ты светишь Красоте!
— Ха, ха, ха! — рассмеялся фонарь. — Я не фонарь, а месяц. Плоха же
ты, Красота, если не можешь светить сама себе. Видно, лучи твои померкли и
ты потемнела. Ведь Красота должна бы светить не хуже меня и моего старшего
братца — солнца.
Обиделась Красота.
— Невежа! — крикнула она и поспешила скрыться от насмешек месяца в
самую чащу леса.
Идет дальше Красота.
Идет и видит — огромный бурый медведь сидит на пороге берлоги и ревет
во все горло.
Так как Красота не имела понятия о животных в своем заповедном
чертоге, то и приняла медведя за человека.
— О чем ты горюешь, бедный человек? — проговорила она и, приблизившись
к медведю, положила ему на голову свою прелестную ручку.
Медведь покосился на ручку Красоты и заревел снова, но уже значительно
тише.
— Я не человек, а зверь и голоден, как никто из зверей не голоден в
эту ночь. Наконец-то ты пришла. С твоим появлением я ведь могу рассчитывать
на отличный ужин.
— Ах, я не умею, к сожалению, готовить и вряд ли сумею тебе состряпать
ужин, — как бы извиняясь, робко произнесла Красота.
— Го-го-го-го! — расхохотался медведь во все горло. — Да мне и не надо
готовить, я ведь не человек, а медведь. Ужин теперь у меня с твоим
появлением готов: я просто съем тебя на ужин и буду сыт, по крайней мере,
целую неделю.
— Послушай, — пробовала возразить Красота, — ты, вероятно, не знаешь,
кто я. Я — Красота.
— Никакой я Красоты не признаю, — угрюмо произнес медведь. — Мне все
равно, кто ты, лишь бы я мог утолить мой голод.
И медведь уже готовился броситься на Красоту. Дико вскрикнула Красота
и шарахнулась в сторону.
К счастью, она обладала быстрыми ногами и могла убежать от медведя.
Вся помертвевшая от ужаса она теперь шептала:
— К людям! К людям! К людям! Они оценят и поймут меня. Что дикому
зверю и глупому месяцу в моей красоте? Пойду к людям и буду у них царицей.
И еще быстрее, еще стремительнее побежала вперед. Лес поредел. Ночь
миновала. Голубовато-молочный месяц скрылся куда-то, а на его месте занялся
огромный, ярко сияющий шар. Теперь уже Красота знала, что за шар это. О
солнце она слышала очень много из песен своих невольниц-подруг. Она знала,
что солнце ее соперник по красоте, и не замедлила сказать ему это. Но
солнце не удостоило ее даже ответом. Оно только засияло так ярко, что у
бедной царицы зарябило в глазах. Она прибавила ходу, чтобы укрыться под
навесом хижины, построенной среди поля.
Из хижины вышел человек, его жена и двое детей.
— Кто ты? — удивленно вскричали все четверо при виде приблизившейся к
ним Красоты.
— Я — Красота! Я пришла к вам в долину, чтобы дать вам возможность
любоваться собою, — гордо отвечала царица заповедного чертога и встала, как
статуя, неподвижно перед людьми.
— Эге, — произнес человек, хозяин убогой хижины, — это, верно, новая
работница, которую нам прислал кум Петр из соседней деревни. Очень кстати
пришла ты, — произнес он, весело обращаясь к Красоте, — у нас теперь много
работы, и нам нужна усердная, сильная и здоровая работница. Оставайся у нас
и сейчас же принимайся за работу: пойди-ка в лес да накоси травы для нашей
Буренки. А то жене некогда заниматься этим. Она идет в поле жать рожь.
— Едва дослушав последние слова человека, Красота вспыхнула от гнева и
затопала ногами.
— Прочь от меня! — вскричала она сердито. — Или вы не знаете, что не
для работы и грязного труда создана Красота, а для того, чтобы вы, глупые,
жалкие люди, любовались мною?!
И она пошла прочь от хижины человека, который смотрел ей вслед широко
раскрытыми, изумленными глазами.
— Вот чудная-то девушка, — сказал человек, обращаясь к жене, — очень
она нужна нам, когда ничего не хочет и не умеет делать! Хорошо, что
убирается от нас подобру-поздорову. Лентяев я не люблю.
Красота не слышала этих слов. Она была уже далеко. Она спустилась
теперь еще ниже с горы, в шумную долину, посреди которой высились громадой
городские постройки.
Это был роскошный город, по-видимому, столица.
— Там живут богатые люди, — произнесла, приближаясь к городским
воротам. Красота. — А богатые люди сумеют лучше оценить меня, нежели
бедняки, которые слишком удручены заботами и нуждою. Им не до Красоты.
Пойду к богатым.
И она вошла в ворота.
На городской площади стоял огромный дом, ярко освещенный тысячами
огней. Все знатнейшие семьи города собрались сюда на праздник. Но так как
на слишком многочисленных и шумных сборищах всегда бывает скучно и люди на
них веселятся точно по обязанности, то гости скучали и здесь.
Танцевали нехотя. Разговаривали вяло. И поэтому страшно обрадовались
все, заметя появление Красоты. Ей не надо было называть себя. Все ее сразу
узнали. Все слышали о ней и восторгались ею с давних пор, с самого начала
существования мира. С шумными криками восторга проводили ее на лучшее
место, окружили ее и стали ей кланяться, как царице.
И все любовались ею — и мужчины и женщины, и старые и молодые — все,
славя Красоту. Красота торжествовала.
«Давно бы так! — думала она. — И как мне раньше не пришло в голову
вырваться к этим милым, благодарным людям из моего заповедного чертога!»
Но вот прошел час, другой, третий. Все прискучивает на свете.
Прискучила и Красота. Людям надоело созерцать ее, неподвижную,
однообразную, словно застывшую в своей великолепной позе, как мраморное
изваяние на троне. И вот, сначала робко, потом все настойчивее и смелее
зазвучали голоса:
— Спой нам что-нибудь, Красота! Ты так прекрасна сама, что все, что ни
сделаешь, должно быть тоже прекрасно.
— Или сыграй лучше! Твои пальцы, тонкие и длинные, точно созданы для
струн.
— Или расскажи нам сказку, чудесную и волшебную. Под твоими золотыми
кудрями должен таиться мозг поэта! Ты должна уметь сочинять сказки и стихи.
— Нет, нет! Изобрази лучше всех нас и себя на полотне в виде дивной
картины. Ведь ты, наверное, владеешь кистью.
— Нет, лучше сойди с твоего трона и станцуй нам. Ты, без сомнения,
умеешь очаровательно танцевать.
Но Красота не двигалась с места. Она не умела ни петь, ни играть, ни
сочинять сказки и стихи, ни писать картины, ни даже плясать. Она ничего не
умела…
Ей стало горько и стыдно, потому что она была очень горда. И чем
настойчивее звучали просьбы окружающих, тем бледнее и бледнее становилось
ее прекрасное лицо.
— Что же это за Красота, которая ни в чем проявить себя не умеет! —
крикнул чей-то дерзкий голос в толпе.
— Не надо, не надо нам такой Красоты, — подхватили другие голоса.
Вся бледная как смерть, Красота сошла с трона и покинула зал.
На пороге дворца она сняла с пальца драгоценный перстень и, приложив
его к устам, громко пожелала очутиться снова в своем заповедном чертоге.
В один миг Красота была перенесена туда на невидимых крыльях.
Ее встретили златокудрые рабыни и сама волшебница Истина на пороге ее
жилища.
Красота упала на колени перед доброй волшебницей и вскричала, рыдая
навзрыд:
— Возьми, возьми мою красоту и надели меня другим даром — привлекать
людей к себе. Сделай меня нужной и полезной, надели меня умением работать,
трудиться, привлекать людей знаниями и способностями. Сделай меня нужной и
полезной всему миру. Я убедилась, что одной красоты мало, чтобы заслужить
на долгое время привязанность людей. Вместо всяких других достоинств надели
меня талантами.
Улыбнулась добрая волшебница. Взмахнула волшебным жезлом, и в один миг
окружающие Красоту рабыни почувствовали у себя в руках кто перо, кто кисть,
кто арфу, кто ноты, кто гирлянду цветов, необходимую для танца. И полились
дивные звуки вокруг Красоты. Это пели, играли и плясали ее рабыни. Встали
перед нею дивные образы, одни написанные в книге пером, другие нарисованные
на полотне в виде картины. Каждая из рабынь обладала теперь каким-нибудь
искусством,
— А мне? А мне? Что оставила ты мне, Истина? — в отчаянии прошептала
сквозь слезы зависти Красота. — Ты раздала все таланты моим рабыням.
— Тебе я оставляю самое большое: власть распоряжаться твоими рабынями,
вдохновлять их. Это все, чем я могу наделить тебя, — отвечала фея. — Ты —
Красота. Ты могучая, властная сила и только ты одна должна вдохновить твоих
покорных рабынь искусства. Без тебя они ничто… Твоя рука должна водить
ими. Ты будешь давать им мысли и изящество. А я раздвину стены твоего
чертога: пусть люди входят сюда усталые, измученные жизнью и борьбой, а ты
со своими искусствами будешь давать им сладкие минуты радости и забвения.
И, сказав это, Истина исчезла без следа. А Красота и ее златокудрые
рабыни остались в заповедном чертоге, чудно преобразившемся в один миг от
звуков пения и музыки. И люди шли теперь в этот чертог толпами, счастливые,
радостные, умиленные, благословляя Красоту, умевшую давать такое счастье…
И они не требовали больше от нее, чтобы она сама пела, играла, сочиняла
стихи, танцевала. Они знали, что Красота — царица и что по ее повелениям,
по ее вдохновению, по ее указаниям играют, танцуют ее рабыни. А сама она,
незримая, управляет каждым шагом своих рабынь.
И Красота торжествовала…
(Можно в сокращенном варианте)
Вам понравилась притча?
Почему скучала красота?
Что она считала главным в своей жизни?
Что стали просить от красоты люди?
Почему она не могла им этого дать?
Какую истину поняла красота?
Так что же важно для настоящей красоты?
А какие ассоциации возникают у вас при слове КРАСОТА? (ответы детей)
Что мы можем сказать о Красоте? Что это? Где мы можем увидеть Красоту?
Молодцы, правильно! А теперь посмотрите слайды и убедитесь, что Красоту можно увидеть буквально во всем: и в природе, и в любви матери и ребенка, мужчины и женщины, явлениях природы, в морщинках наших бабушек и дедушек, в теплоте рук, сердец, а главное –ДУШИ ЧЕЛОВЕКА! (ПОД МУЗЫКУ ИДЕТ ПОКАЗ СЛАЙДОВ)
Игры. Упражнения
Игры
Игра «Веселый котенок»
(Игра проводится под веселую, подвижную музыку).
На одного из детей надевается маска котенка. Остальные встают в цепочку, держась друг за друга. «Котенок», поворачиваясь то влево, то вправо, пытается поймать свой «хвост», т.е. крайнего ребенка в цепочке.
После того, как это ему удается, «котенок» становится в конце цепочки. Игра повторяется несколько раз.
Игра–пантомима
Звучит музыка из серии «Звуки природы».
– Предлагаю вам жестами показать то, о чем я буду говорить:
– распустились цветы
– пчелы полетели собирать мед
– подул ветерок – закачались деревья
– солнышко улыбнулось из-за тучи
– в траве прыгают кузнечики
– паучок плетет паутинку
– птицы перелетают с ветки на ветку
и поют песни
Игра «Волшебная почта»
– Волшебной почта называется потому, что она помогает пересылать только те письма и открытки, в которых есть слова любви, нежные и ласковые слова, слова утешения.
– Вы знаете такие слова? А кому мы говорим эти слова?
(Рассуждения детей).
– Слова любви мы говорим своим родным и близким, своим друзьям. Чтобы отправить другу письмо по волшебной почте, нужно пройти по дорожке.
Дети делятся на две команды и становятся напротив друг друга на расстоянии 12-16 шагов. Цель игры: встретиться с тем, кто напротив тебя.
Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
Например: «Айгерим, ты добрая!», «Коля, ты заботливый!», «Серик, ты внимательный!» Красивый! Веселый! (И т.д.).
лолололооллооллолоооолололололоолдждпирлллоджлорж
Игра «Разговор с солнышком»
Звонит игрушечный телефон. Воспитатель поднимает трубку и имитирует разговор в ролях:
– Алло! Здравствуйте! Кто это?
– Это – я, ваш добрый друг Солнце. Каждое утро я заглядываю в окошки детского сада и вижу хороших и веселых ребят. И мне очень хочется познакомиться с ребятами и узнать, какие они.
– Спасибо, солнце, за теплые слова. Дети будут очень рады все рассказать о себе. Они даже расскажут тебе то, за что они себя любят.
– А ты, солнышко, любишь себя?
– Да, люблю себя за то, что я большое, яркое, теплое и бываю даже жаркое. А еще за то, что помогаю расти детям, цвести садам и согреваю землю.
– Ребята, вы хотите рассказать солнышку о себе?
Дети передают телефонную трубку друг другу и рассказывают о себе. Воспитатель подбадривает детей и помогает наводящими вопросами тем, кто затрудняется либо стесняется говорить о себе.
Воспитатель говорит от имени солнца:
Игра «Угадай мелодию»
– Мне очень нравится передача «Угадай мелодию». Я принесла с собой цветочный барабан. Будем его крутить и угадывать, какие прозвучат песни.
Звучит песенка из мультфильма «Львенок и черепаха»: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу».
– Кто это поет?
– Как вы думаете, почему черепаха такая счастливая?
(Ответы детей).
Звучит песенка из мультфильма «Крошка енот»: «От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе радуга проснется, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
– Кто это поет?
– Чему радуется Крошка енот?
– Символом какого чувства является улыбка?
(Ответы детей).
Игра — упражнение «Пирог счастья»
– Чтобы всем было радостно, давайте испечем пирог счастья!
– Как вы думаете, из чего получается такой пирог? Что нужно добавить в пирог счастья?
– Можно добавить в пирог чуть-чуть радости, доброты, здоровья, веселья и три ложечки смеха.
Дети сопровождают стихотворение подходящими по смыслу движениями.
Встали все на место,
Замесили тесто!
Раз месили, два месили,
Что-то положить забыли,
Что для мамы мы положим?
Радости!
Месим с радостью мы тесто,
Вот ему уже и тесно,
Что для папы мы положим?
Успеха!
Очень даже мы успешно
Замесили снова тесто.
Доброты в него добавим,
Смехом мы его приправим.
В нем и радость, и успех,
Хватит счастья нам на всех!
Воспитатель может взять готовое тесто, чтобы все дети могли, встав вокруг, помесить его, и каждый из детей может добавить «радости» – изюм, «успеха» – орешки, «доброты» – «сахар», смеха – «мак» и т.д. После того, как дети все добавят, можно отдать его в столовую для выпечки.
Игра «Я позабочусь»
Если бы я был птицей, я бы заботился …….
Если бы я был тигром, я бы заботился …….
Если бы я был муравьем, я бы заботился …….
Если бы я был рыбой, я бы заботился …….
Если бы я был цветком, я бы заботился …….
Если бы я был взрослым человеком, я бы заботился….
И т. д.
Игра «Конкурс хвастунов»
Воспитатель предлагает провести конкурс на лучшего «хвастуна». Но хвастаться нужно не своими успехами или красотой, а другом, который стоит справа.
– Посмотрите внимательно на своего друга, который стоит справа, и подумайте:
– Какой он человек, какое у него сердце? Что он умеет делать и что у него хорошо получается?
Например: «Акмарал – очень умная, добрая, веселая, у нее доброе сердце» и т.д.
Когда все дети расскажут о своем друге, можно выбрать лучшего «хвастуна». Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, что ему понравилось больше – говорить хорошие слова о друге или слушать, как рассказывают о тебе?
Игра «Волшебная почта»
– Волшебной почта называется потому, что она помогает пересылать только те письма и открытки, в которых есть слова любви, нежные и ласковые слова, слова утешения.
– Вы знаете такие слова? А кому мы говорим эти слова?
(Рассуждения детей).
– Слова любви мы говорим своим родным и близким, своим друзьям. Чтобы отправить другу письмо по волшебной почте, нужно пройти по дорожке.
Дети делятся на две команды и становятся напротив друг друга на расстоянии 12-16 шагов. Цель игры: встретиться с тем, кто напротив тебя.
Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
Например: «Айгерим, ты добрая!», «Коля, ты заботливый!», «Серик, ты внимательный!» Красивый! Веселый! (И т.д.).
Игра «Волшебный круг»
Учитель предлагает учащимся встать в тесный круг. Один из них по желанию выходит в середине круга. Все остальные вытягивают руки вперед на уровне груди. Стоящий в центре ученик начинает свободно падать в разные стороны. Остальные должны осторожно вернуть его в исходное положение. Учитель помогает ученикам.
Игра длится 4-5 минут.
В конце упражнения учащиеся делятся своими впечатлениями.
· О каком секрете путешественников вы узнали из этой игры?
(Ответы учащихся).
– Правильно, в путешествии главное – помощь друга, его поддержка, понимание, доверие. Вместе с другом любой путь становится веселее и короче.
На доске цветным мелом учитель записывает слово «доверие».
Игра «Море доброты»
– Представьте себе, что вместо классной доски появилось море. Его название состоит из этих букв: т, о, д, р, б, а (на доске таблички с буквами).
· Как называется наше море? (Доброта).
–У вас на партах бумажные кораблики. На них написаны разные слова. Выберите те кораблики, которые поплывут по морю Доброты.
Ученики выбирают кораблики и объясняют свой выбор, например: «Я выбрала кораблик «Помощь», потому что добрый человек всегда поможет другому». «Я выбрал «Вежливость», потому что добрый человек никогда не говорит грубых, злых слов, и он всегда вежлив с людьми».
Игра «Я добрый великан»
– В этом волшебном сундучке помещены интересные задачи-ситуации, из которых надо найти правильный выход. Если мы их решим, то получим диплом «Добрый великан». Ответ следует начинать словами: «Я добрый великан, поэтому…».
Например, играющему досталась карточка, на которой напечатано:
1. Поймаю бабочку, посажу ее в коробочку и буду с ней играть.
Решение: Я добрый великан, поэтому не буду этого делать.
2. Малыш в траве потерял игрушку.
Решение: Я добрый великан, я помогу ему найти игрушку.
Подводя итоги игры, учитель вручает ученикам дипломы «Добрый великан».
Игра «Я ответственный»
– Я предлагаю вам поиграть и заодно поразмышлять над вопросом: «За что мы ответственны?»
Учитель зачитывает фразу. Если учащиеся с ней согласны, они хором произносят: «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто несет ответственность
– за свои знания,
– за домашних животных,
– за свое здоровье,
– за порядок в своей комнате,
– за погоду на улице,
– за выполнение своих обязанностей по дому,
– за порядок в квартире соседа,
– за деревья, травы и цветы,
– за сохранность автомобиля дяди Коли,
– за настроение товарища?
Игра «Не намочи ноги» (или «Острова»)
Учитель предлагает игру, в процессе которой дети получают возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку и заботу.
На полу отделяется белой чертой «болото» шириной 4-5 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкам-мостикам перейти на другой берег. Каждый участник кладет одну дощечку на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке, а затем кладет вторую, идет дальше и т.п.
Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного сломалась дощечка и утонула. Как поступить?
Игра «Острова»
Класс делится на две группы. На полу чертятся два небольших «острова». Под музыку ребята выполняют любые движения, а когда она закончится, то быстро занимают место на своем «острове» (чтобы разместиться на них, некоторым ребятам придется стоять на одной ножке, а другим их поддерживать). Выигрывает та команда, которая вся разместится на «острове».
Игра «Волшебный лучик»
Учитель проводит игру с целью обучения детей видеть положительные качества в других.
– «Волшебный лучик» помогает видеть в людях только положительные качества. Сейчас мы посветим «волшебным» фонариком. На кого упадет лучик, тот выйдет из класса, а мы у лучика узнаем, какие у (Маши, Керима и т.д.) есть качества, достойные уважения.
Учитель предлагает детям назвать качества, достойные уважения, у одноклассника, который вышел за дверь. На лучиках солнышка он записывает называемые детьми качества. После этого ребенок приглашается в класс, и учитель подробно рассказывает ему, что о нем говорили дети, и вручает солнышко. Игру проводят не более трех раз.
Игра «Волны»
Учитель и дети садятся, образуя круг. Учитель предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и веселые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из детей становится в центр круга, к нему по одному подбегают «волны» и ласково «поглаживают пловца». Когда все «волны» погладят его, он превращается в «волну», а его место занимает следующий купающийся.
Игра «Мост»
На полу из скамеек, дощечек, листов картона и т.д. делается «мостик».
Учитель рассказывает историю о том, как на мосту встретились две упрямые козы и не смогли разойтись, потому что ни одна из них не хотела уступить дорогу другой.
Два ученика одновременно переходят через «мостик» так, чтобы никто из них не упал «в реку». По «мостику» навстречу друг другу могут переходить не только два человека, но и две группы игроков.
Чтобы не упасть, ребята дружески и заботливо помогают друг другу, меняются местами, пропускают друг друга и т.д.
Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»
Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:
– с мамой, приехавшей из дальней командировки;
– с заболевшим товарищем, которого вы навестили;
– с встретившимся вам по дороге в школу другом;
– с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;
– с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;
– с девочкой, которая нравится вам;
– с закадычным другом;
– с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;
– с вашим кумиром – любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;
– с соседкой, которая вам приятна;
– с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.
Игра «Мы и наши родители»
Дети делятся на группу «детей» и группу «родителей». Затем обе группы, одна с точки зрения родителей, а другая, с точки зрения детей, должны составить списки ситуаций и проблем, наиболее часто приводящих к конфликтам между родителями и детьми. После того как дети выполнят эти задания, они садятся за стол переговоров. Представители каждой группы зачитывают свои списки. И все вместе дети обсуждают методы и способы решения этих конфликтных ситуаций.
Игра «Доскажи словечко»
Ø Дети! Мы начали очередной урок самопознание с красивой песни. Эта песня рождает в душе человека радость, тепло и добро. Все эти и другие подобные слова называются необычно – «чувства». Запомните это слово!
Ø А сейчас обратите, пожалуйста, внимание на классную доску. На ней карточки с такими удивительными названиями чувств, как: радость, веселье, бодрость, любовь, гордость, уважение. Все эти слова обозначают чувства и характеризуют их. Самое важное, что чувства присущи каждому человеку.
Ø Сейчас мы посмотрим, сможем ли мы использовать эти слова-«чувства». А для этого немного поиграем. Игра же называется «Доскажи словечко». Играть будем следующим образом: я говорю предложение, вы, дети, называете недостающее чувство, которое в этой игре «потерялось». Хорошо?! Итак.
Когда меня хвалят, я чувствую…
Когда я вижу свою маму, я чувствую…
Когда я вижу строителя на высотном здании, я чувствую….
Когда я вижу друзей, я чувствую…
Когда я просыпаюсь, я чувствую… . (Дети играют).
Ø Молодцы! Мы сейчас вспомнили все положительные и красивые чувства, которые испытывает человек в своей жизни. Конечно же, эти чувства знакомы каждому из вас. А узнать более подробно о них поможет нам «Азбука Самопознания»: «Золотой ключик сердечка».
Игровые ситуации «Поступи как рыцарь»
Мальчики отвечают на вопросы:
Ø Какие слова приветствия вы говорите, когда встречаете друга, знакомого, девочку?
Ø На перемене вы случайно толкнули одноклассницу. Как поступите? Что сделаете? Как извинитесь?
Ø Вы позвонили своему другу. Трубку подняла его мама. Ваши слова?
Ø Две девочки разговаривают одна с другой. Вам срочно нужна одна из них. Как вы обратитесь к ним?
Ø Вашей соседки по парте несколько дней нет в школе. Что вы сделаете?
Игра «Вопросы и ответы»
Ø Поиграем в вопросы и ответы:
— «Когда меня толкают, я чувствую…».
— «Когда меня обзывают, я чувствую…».
— «Когда я смотрю фильм ужасов, я чувствую…».
— «Когда я обманываю, я чувствую…».
— «Когда я улыбаюсь, я чувствую…».
— «Когда я встречаю друзей, я чувствую…».
— «Когда я вижу маму, я чувствую…».
— «Когда я получаю пятерку, я чувствую…».
Игра «Волшебная палочка»
Ø Давайте вспомним Золушку, знаменитую героиню известной сказки Шарля Перро. Поговорим о ней. Итак.
¨ Какой вам представляется Золушка?
¨ Девочки, нравится ли вам Золушка? А почему? А чем?
¨ Вы можете себе представить современную Золушку? Какая она? А чем она отличается от сказочной Золушки?
¨ Вы хотели бы стать прекрасными принцессами? (Ответы детей).
Ø Я предлагаю вам поиграть в игру под названием «Волшебная палочка». С ее помощью наши девочки превратятся в Прекрасных Принцесс.
Я буду той «Волшебной палочкой» дотрагиваться до каждого из вас, дети. А вы будете называть слова, которые помогают девочке стать настоящей принцессой, а мальчику – настоящим рыцарем. (Учитель дотрагивается до девочек, а затем до мальчиков «Волшебной палочкой». Дети поочередно называют слова: прекрасный, хороший, смелый, добрый, мужественный, отважный, красивый, заботливый и т.д.).
Игра «Волшебный мешочек»
Ø А сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». В нашем волшебном мешочке есть секрет – лото с написанными числами. Вы вынимаете из мешочка лото с числом и запоминаете его. Я же буду называть имена ребят и под каким номером они идут в журнале, по которым вы все догадаетесь, кому предназначен ваш подарок. Подпишите их правильно и красиво. Например, так: «Подарок для Майры (Андрея, Зарины)…»
Ø Я хочу вас попросить, когда вы будете дарить свой подарок, пожалуйста, не забудьте это сделать по-особому, тепло и ласково, с любовью и уважением. Посмотрите в глаза другу/подруге, которому/-ой вы преподносите свой Дар Дружбы. Улыбнитесь и скажите такие волшебные слова:
Я принес/-ла тебе подарок,
Если нравится, возьми.
Всем ребята покажи,
Слово доброе скажи.
Игра «Веер»
Процедура игры:
Ø Давайте поиграем в игру, которая называется «Веер».
Вопросы написаны на цветных листках бумаги, из которых составлен веер. Вытаскивая из веера по очереди листки, дети готовятся к ответу. Затем предлагают вопрос всему классу, оставаясь ведущими на то время, пока обсуждается вопрос.
¨ Как нужно вести себя в школе?
¨ Можно ли перебивать говорящего? Почему?
¨ Как нужно вести себя в транспорте?
¨ Как нужно здороваться со взрослыми и сверстниками?
¨ Как обращаться к незнакомым людям?
¨ Как нужно себя вести на улице? (Ответы детей).
Ø Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения.
¨ Но почему возникают у вас ссоры?
¨ Почему некоторые из вас приносят окружающим людям неприятности, огорчения, переживания?
¨ Как вы думаете, что вам необходимо знать и уметь, чтобы жить со всеми людьми в мире и согласии? (Ответы детей).
Ø Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и выполнять их в повседневной жизни. Нужно уметь жить среди людей, вежливо и деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.
Ø Послушайте одну историю про паренька Алешу.
Игра «Трик-трак»
Процедура игры:
Ø Если я буду говорить правильно, вы говорите «Трик-трак». А если вы считаете, что мой рассказ неверный, то говорите «Трик-трак, совсем не так».
1. «Если вы принесли в подарок коробку конфет, то именинник не должен ее открывать и угощать ими гостей. Съест потом сам». (Правильный ответ: именинник открывает коробку конфет и угощает ими гостей).
2. «Подарок, если он завернут, необходимо развернуть в присутствии дарителя, поблагодарить и полюбоваться им».
3. «Подарил подарок и ходи всем объявляй: «Это я Вовке подарил». (Правильный ответ: так делать ненужно, это очень некрасиво, подарил – не жди ничего взамен).
4. «После вручения подарка весь вечер у именинника допытывайся: «Скажи по-честному, понравился тебе мой подарок?» (Правильный ответ: подумай сам, что можно ответить на этот вопрос).
5. «Можно на день рождения пойти в новом спортивном костюме?» (Правильный ответ: это не соревнования).
6. «Если день рождения у бабушки, то подари ей видеофильм «Терминатор». (Правильный ответ: бабушки такие фильмы не смотрят).
7. «С хорошим радостным настроением иди на день рождения».
8. «Не забудь, что слова приветствия не обязательно говорить всем гостям и хозяевам. Скажешь своему другу и все». (Правильный ответ: приветствуешь всех гостей).
Игра «Такия тастамак» (Тюбетейка-невидимка)
Ø А сейчас я приглашаю вас отдохнуть. Предлагаю вам поиграть в очень интересную игру казахского народа. В эту игру играли еще наши бабушки и дедушки, и она тоже является частью завета наших предков.
В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбетейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбетейку, заметил это – он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать своё искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.
Игра «Ассоциации»
¨ Как вы думаете, есть что-либо общее у человека и растения? Чем они похожи? (Ответы детей).
Ø Давайте сейчас немного поиграем. Игра называется «Ассоциации». Правила игры следующие. Один человек – учащийся нашего класса должен будет выйти за дверь. Остальным ребятам нужно выбрать девочку/мальчика и подумать, с каким цветком, деревом, т.е. растением ее/его можно сравнить. А тот, кто вышел за дверь, должен будет отгадать, о ком говорят дети.
Игра «Собери завтрак»
Ø Мы отправляемся по тропинке дальше.
Учитель предлагает детям собрать завтрак младшему брату/сестренке. Победит участник, который сделает это быстрее. Для участия в игре приглашаются двое детей. Им предлагаются следующие продукты: Жевательные резинки, Чуппа-чупсы, шоколадки, Чипсы, йогурт, фрукты, сок натуральный, пепси- кола, булочка.
После выполнения задания проводится обсуждение.
¨ Давайте рассмотрим набор продуктов, все ли это будет полезно для малыша? Почему? (Ответы детей).
Ø Мы не должны забывать, что нужно есть не то, что хочется, а то, что полезно.
Игра «Моя любимая стихия»
Процедура игры: Дети читают слова на шарах. Выбирают шар, на котором написана стихия, соответствующая их чувству. Отвечают на поставленные вопросы.
Ø Вы много знаете о здоровье. Это очень хорошо. Посмотрите, у нас в классе висят 5 шаров и на них что-то нарисовано и написано:
жёлтый – солнце,
голубой – вода,
белый – воздух,
зеленый – земля,
красный – физические упражнения.
Ø Есть очень хорошая поговорка: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
¨ Как вы её понимаете? (Ответы детей).
Ø Я предлагаю вам выбрать шарик, который соответствует вашему чувству к этим природным целителям, а именно: солнцу, воздуху, воде и земле. (Ответив на вопрос, почему они их любят, дети встают под выбранными шариками, отвечают на вопросы, написанные, на открытке под шарами).
¨ Почему вы любите солнце? (Ответы детей: оно греет, оно даёт жизнь всему и т.д.).
¨ За что вы любите воздух? (Ответы детей: без него нет жизни на земле).
¨ Почему нельзя прожить без воды? (Ответы детей: всё бы погибло, засохло, не росло).
¨ Для чего нужна земля? (Ответы детей: мы на ней живем и она должна быть красивой, нарядной, а без солнца, воздуха и воды она бы погибла, и мы умерли вместе с ней).
¨ За что вы любите физические упражнения? (Ответы детей: много движений, играем).
Конечно же, без солнца, воды, воздуха и земли нет жизни ни для людей, ни для животных, ни для растений. Физические же упражнения помогают нам сохранить наше тело молодым и сильным,
делают нас красивыми и стройными
Игра «Слепой и поводырь»
Порядок игры:
1. Учащиеся делятся на пары.
2. Одному завязывают глаза, другой играет роль поводыря.
3. Пара играющих должна, преодолев препятствия, дойти до доски и нарисовать рисунок. Рисует «слепой». Задача поводыря – помочь своему партнеру, давая ему указание.
4. Затем партнёры меняются ролями. (По окончании игры обсуждение обязательно).
¨ Что вы чувствовали, когда исполняли роль «слепца»? А «поводыря»?
¨ Всегда ли вы понимали инструкции своего партнёра? Почему?
¨ Трудно ли было помогать? Почему?
¨ Что, по вашему мнению, труднее: принимать помощь или оказывать помощь? (Ответы детей).
Ø Жизнь постоянно подтверждает истину, что человек не может жить на свете, если у него нет веры в себя и в свои силы и доверия к окружающему его миру людей и природы. Плохо человеку, если он не верит в добро и любовь, в справедливость и в дружбу. Только вера в себя и в других людей, доверие к окружающему миру осветляет и озаряет человеческую жизнь, делает её радостной, приятной, насыщенной и счастливой.
Игра «Разговор с солнышком»
Звонит игрушечный телефон. Воспитатель поднимает трубку и имитирует разговор в ролях:
– Алло! Здравствуйте! Кто это?
– Это – я, ваш добрый друг Солнце. Каждое утро я заглядываю в окошки детского сада и вижу хороших и веселых ребят. И мне очень хочется познакомиться с ребятами и узнать, какие они.
– Спасибо, солнце, за теплые слова. Дети будут очень рады все рассказать о себе. Они даже расскажут тебе то, за что они себя любят.
– А ты, солнышко, любишь себя?
– Да, люблю себя за то, что я большое, яркое, теплое и бываю даже жаркое. А еще за то, что помогаю расти детям, цвести садам и согреваю землю.
– Ребята, вы хотите рассказать солнышку о себе?
Дети передают телефонную трубку друг другу и рассказывают о себе. Воспитатель подбадривает детей и помогает наводящими вопросами тем, кто затрудняется либо стесняется говорить о себе.
Воспитатель говорит от имени солнца:
Игра «Солнышко»
Учитель и дети становятся в круг, касаясь друг друга плечами.
– Вытяните, пожалуйста, руки перед собой, ладонями вперед. Пусть Ильжана (одна из учащихся) встанет в центре круга. Она будет солнышком. А все вы, ребята, станете ее лучиками. Ильжана-солнышко будет раскачиваться в центре нашего круга. Наши руки-лучики будут оберегать и поддерживать Ильжану, не давая ей упасть. (Игра проводится несколько раз).
– Расскажите, что вы чувствовали, когда были лучиками?
– А что вы чувствовали, когда были солнышком?
– Что вы поняли из этой игры? Какое «правило жизни» из этого следует?
Ответы детей.
Игра «Я позабочусь»
Если бы я был птицей, я бы заботился …….
Если бы я был тигром, я бы заботился …….
Если бы я был муравьем, я бы заботился …….
Если бы я был рыбой, я бы заботился …….
Если бы я был цветком, я бы заботился …….
Если бы я был взрослым человеком, я бы заботился….