ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Учитель Пащенко Лариса Григорьевна
Тема самообразования:
«Воспитание гражданского самосознания через уроки истории, обществознания».
Цель: Формирование социально активной личности, обладающей правовой культурой, приверженной к здоровому образу жизни.
Задачи:
Воспитание у молодежи национального и гражданского самосознания, посредством изучения истории, обществознания, традиций, культуры России;
формирования патриотических чувств и сознания молодых граждан;
воспитание уважительного отношения к законам своей страны и убеждение в необходимости их выполнения;
привитие навыков законопослушного поведения, создание воспитывающей среды, способствующей снижению количества правонарушений, препятствующих распространению в молодежной среде негативных социальных явлений, изучении причин, источников, обусловливающих противоправное и девиантное поведение учащихся.
1. Теоретическое изучение темы
Содержание деятельности | Результат | |
1.1. Методологические аспекты темы (общие вопросы обучения и воспитания) | ||
В течение года | Тема: «Гуманистическая составляющая воспитания гражданского самосознания» | Составление курса лекций по гражданско-правовому аспекту |
Метод. День. В теч. года
| Тема: «Личностно-ориентированный аспект обучения и воспитания» | Доклады, диспуты, открытые уроки в рамках школы, города |
| Тема: «Формирование гражданского самосознания в подростковом возрасте» | |
1.2. Нормативно-правовое обеспечение вопроса | ||
В теч. года | Изучение законодательных актов, директивных документов Президента РФ, Правительства РФ, Минобрнауки РФ, УК и ГК РФ по теме самообразования | Знание нормативно-правового обеспечения вопроса |
1.3. Научно-педагогические аспекты темы | ||
| Изучение работ Л.И. Новиковой, А.С. Прутченкова, А.Б. Резника, Я.В. Соколова, В.Н. Столетова, Г.Н. Филонова, И.Д. Фрумина, Н.Е. Щурковой и др. иавтпозволил выстроить эволюцию взглядов на гражданское воспитание и образование и обосновать необходимость широкого | Знание работ современных исследователей по теме самообразования |
1.4. Психолого-педагогические аспекты темы | ||
| Тема: «Взаимодействие личности и коллектива» | Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения материала , обмена знаниями, умениями |
| Тема: «Осознание личной ответственности за результат деятельности коллектива» | Согласованность в выборе средств и методов реализации задачи; |
| Тема:»Совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи» | Пребывание в одном смысловом пространстве(работа в группах) рол
|
1.5. Материалы педагогической печати | ||
| Изучение статей журналов и газет педагогической направленности («Граждановедение», «Личность и закон», «Личность и власть»). | Знакомство с материалами педагогической печати |
2. Создание личной творческой лаборатории по проблеме
Содержание деятельности | Реализация, результат | |
1 -3 четверт
| 2.1. Разработка уроков с применением новых знаний по проблеме . | Система уроков гражданско-патриотического воспитания: «Культура и наука России к.19-нач.20вв.», «Столыпинские реформы и путь их реализации на современном этапе», «Малый и средний бизнес в России», «Международное гуманитарное право». |
2-3 четверт
| 2.2. Проведение открытых уроков, внеклассных, воспитательных мероприятий в рамках школы, района, города | Открытый урок:» «Одноклассники, сверстники, друзья». «Герои России»- сообщения учащихся 7-х классов на уроках обществознания. «У войны не женское лицо»- внекл. мероприятие совместно с гор. библиотекой.
|
1-2 четверт |
| Защита проектов старшеклассниками «Предпринимательская деятельность». Презентация работ по культуре, искусству, науке начала 20 века.
|
3 четв. | 2.3. Организация внеклассной работы по предмету | Поздравление ветеранов-участников ВОВ. Участие в митинге, посвященном Дню Победы. Классный час «Блокадный Ленинград». |
В теч. года | 2.4. Мониторинговые исследования по учащимся и предмету | Выявление особенностей формирования гражданского самосознания подростков, связанные с психологическими характеристиками возраста, с умением и готовностью самоопределяться в системе гражданских ценностей и делать свой социальный, политический, нравственный выбор. |
В теч. года | 2.5. Создание дидактического, раздаточного материала иллюстративного материала | Систематизация иллюстративного материала по истории России. |
ноябрь | 2.6. Выступления по проблеме: • в школе; • на муниципальном уровне; • региональном уровне | «Интерактивное обучение: новые подходы к воспитанию гражданского самосознания через уроки истории, обществознания». |
3. Самообобщение опыта
Содержание деятельности | Реализация, результат | |
4четверть | 3.1. Подведение итогов мониторинговых исследований | Дискуссия на тему» В чем заключается моя свобода самовыражения». |
1-4 четв | 3.2. Систематическое использование активных форм и методов гражданского воспитания (диалог, дискуссия, мозговой штурм по проблеме, деловые и ролевые игры). | Совместное оформление плаката «Каким я вижу свой город в будущем» |
4четверть | 3.3. Апробация активных методов гражданского воспитания на уроках обществознания. | Эссе на тему:»Если бы я был президентом…» |
(Примерный образец)ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ(ОБРАЗЕЦ)
Учитель (Ф. И. О.)
Тема самообразования:
«Формирование Я-концепции ученика кадетского класса в условиях общеобразовательной школы».
Цель: повышение личной профессиональной компетентности в области теории и практики современного кадетского образования в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
изучение современной теории и практики кадетского образования;
определение комплекса условий формирования Я-концепции учащихся-кадетов;
отбор и систематизация эффективных технологий, методов, форм и приемов образования учащихся-кадетов;
обобщение и систематизация опыта организации кадетского образования на уроках русского языка и литературы с помощью системы публичного представления результатов деятельности (публикации, выступления на семинарах, конференциях, трансляция собственного опыта в системе школьной и муниципальной методической службы и т. д.).
1. Теоретическое изучение темы
Содержание деятельности | Результат | |
7.7. Методологические аспекты темы (общие вопросы обучения и воспитания) | ||
| Тема: «Гуманистическая составляющая воспитания и обучения кадета» | Создание системы дополнительного образования учащихся-кадетов |
| Тема: «Личностно-ориентированный аспект обучения и воспитания» | Доклады, мастер-класс, открытые уроки в рамках школы, района |
| Тема: «Развитие креативного подхода к обучению и воспитанию» | |
1.2. Нормативно-правовое обеспечение вопроса | ||
| Изучение законодательных актов, директивных документов Президента РФ, Правительства РФ, Минобрнауки РФ по теме самообразования | Знание нормативно-правового обеспечения вопроса |
1.3. Научно-педагогические аспекты темы | ||
| Изучение работ современных исследователей в областях общей и частной методики, дидактики (В.П. Зинченко, Л.С. Выготского, Г.К. Селевко и др.) | Знание работ современных исследователей по теме самообразования |
1.4. Психолого-педагогические аспекты темы | ||
| Тема: «Взаимодействие личности и коллектива» | Создание плана воспитательной работы в классе с указанием функций каждого обучающегося |
| Тема: «Осознание личной ответственности за результат деятельности коллектива» | Коррекция плана воспитательной работы. Проектирование и реализация программы воспитательной работы |
| Тема: «Соотношение дальних и ближних целей в самовоспитании кадета» |
|
1.5. Материалы педагогической печати | ||
| Изучение журналов и газет педагогической направленности («Воспитание школьника», «Кадетство», «Учительская газета», «Военное образование» и др.) | Знакомство с материалами педагогической печати |
2. Создание личной творческой лаборатории по проблеме
Содержание деятельности | Реализация,результат | |
| 2.1. Разработка уроков с применением новых знаний по проблеме | Система уроков гражданско-патриотической направленности на основе произведений русской классики XIX века |
| 2.2. Проведение открытых уроков, внеклассных, воспитательных мероприятий в рамках школы, района, города | Литературная гостиная «Служу границе». Смотр военной песни. Встреча с зам. начальника Пограничного управления ФСБ России. Военно-спортивная игра «Зарница». Шествие, посвященное юбилею города. Участие в социальном проекте «Я — гражданин России». Экскурсии на заставы «Бобровка», «Крутоярская». Работа Школы юного кадета. Участие в праздновании 100-летия школы. Встреча с начальником музея пограничных войск ФСБ РФ (г. Москва). |
|
| Защита социального проекта «Я — гражданин России». Круглый стол «Сегодня — кадет, завтра — офицер» в Пограничном управлении ФСБ по Челябинской области. Встреча с отрядом юных пограничников г. Златоуста. Выступление в г. Екатеринбурге на юбилее пограничной службы Уральского региона |
| 2.3. Организация внеклассной работы по предмету | Издание альманаха «Юность границы». Рыцарский турнир «Герои любимых книг». Вечер военной поэзии «Строки, опаленные войной» |
| 2.4. Мониторинговые исследования по учащимся и предмету | Психодиагностика и анкетирование учащихся службой сопровождения с целью определения динамики мотивации к выполнению обязанностей гражданина, будущего защитника Родины |
| 2.5. Создание дидактического, раздаточного, иллюстративного материала | Систематизация иллюстративного материала по истории пограничных войск и геральдике |
| 2.6. Выступления по проблеме: • в школе; • на муниципальном уровне; • региональном уровне | Выступления: • на педсовете, методсовете, в Школе молодого учителя; • конференции, семинаре, совещании, во время мастер-класса на • педагогических чтениях регионального уровня |
3. Самообобщение опыта
Содержание деятельности | Реализация, результат | |
| 3.1. Подведение итогов мониторинговых исследований | Создание портфолио каждого кадета. Мониторинг общественной, учебной деятельности |
| 3.2. Подготовка публикаций | Публикации авторских наработок по проблеме в прессе, предметных методических журналах |
| 3.3. Подготовка материала для публикации в сборнике по итогам инновационной деятельности ОУ по проблеме «Создание модели военно-патриотического воспитания в условиях кадетского образования» | Описание вновь созданного или адаптированного продукта деятельности учителя за период реализации ИOM |