ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Учитель: Крупнова Т. Е.
Тема: Ателье игрушек. Нитяной помпон. Мягкая игрушка из нитяного помпона.
Цель урока: создать условия для овладения приемом изготовления нитяного помпона и мягкой игрушки на его основе.
Задачи:
1. Обучающая: формировать умения изготавливать нитяной помпон и мягкую игрушку на основе него, планировать и выполнять технологические операции с опорой на инструкционную карту;
2. Развивающая: развивать художественные и конструкторско-технологические способности;
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за результаты учебного труда, формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Тип урока: открытие новых знаний (урок – практикум)
Класс: 3
Оборудование: образцы изделий, шаблоны для изготовления помпона, шерстяные нитки, цветная бумага для оформления, ножницы;
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2012г
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель, 2012г
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
Самоопределение к деятельности | Беседа Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: — Доброе утро. И каждый становится Добрым, доверчивым… Доброе утро длится до самого вечера!
— С каким настроением вы пришли на урок? — У вас на столе лежат карточки: с изображением солнышка – хорошее настроение, солнышко немного зашло за тучку – настроение хорошее, но немного волнуюсь, тучка – настроение плохое. Выберите карточку соответствующую вашему настроению и покажите ее мне. -Я надеюсь, что тревожность и волнение у вас пройдёт к концу урока. -Прочитайте пословицу, записанную на доске: Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.. -Как вы понимаете эту пословицу? -Почему нужно друг за дружку держаться? -А как мы можем проверить дружные ли мы? -Если во время урока мы разделимся на небольшие группы, сможет ли наша работа быть еще более плодотворной и увлекательной? Проверим! -Вы все готовы приступить к уроку? Что вы можете пожелать друг другу на уроке? -Я желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас всё получилось.
|
Дети отвечают на вопросы учителя и делятся на группы для дальнейшей работы. | Личностные Формируем способность оценивать жизненные ситуации, когда друзья приходят на помощь Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли, формирование умения сотрудничества в коллективе |
Актуализация знаний и фиксация затруднения. | Познавательно-аналитическая беседа. -Посмотрите на слайды. Что изображено на них? На экране картинки:
-Для чего нужны нам эти изделия?
-Правильно. Их можно подарить, с ними можно поиграть.
-Из чего сделаны эти игрушки?
-Рассмотрите еще раз игрушки, представленные на экране, и скажите, какая игрушка отличается от остальных и почему? | -Это мягкие игрушки.
Нужны для того, чтобы играть, чтобы сделать кому-то подарок.
Это мягкие игрушки.
-От остальных отличается игрушка под номером 1. Она состоит из ниток, а остальные — из ткани. | Познавательные УУД 1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. 2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов. 3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД Формируем умение высказывать своё предположение |
Постановка учебной задачи. | Анализ изделия — Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке сегодня? -Каким образом можно изготовить такую игрушку? -Что вы уже умеете делать?
— Какую трудность вы будете испытывать при изготовлении игрушки?
— Откроем учебник на стр.70-71 и проверим наше предположение. -Что вы видите на странице учебника? |
Изготовим мягкую игрушку из ниток.
Сначала изготовить помпоны. Работать в группе.
Как изготовить нитяной помпон.
Ателье игрушек. Помпон. Мягкая игрушка из нитяного помпона. | Регулятивные УУД Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
Построение проекта выхода из затруднения. | Открытие практического умения. -Есть ли среди Вас тот, кто догадался, как сделать мягкую игрушку на основе нитяного помпона?
— Какие материалы нам понадобятся? — Из каких ниток мы будем делать помпоны? (показываю шерстяные нитки, нитки для вышивания, швейные нитки). — Для чего применяют шерстяные нитки? Нитки для вышивания? Швейные нитки? -Объясните значение слова помпон.
-Что нам предстоит делать?
-Предлагаю вам рассказать об этом, объединившись в группы по желанию.
| Разделиться на группы. Рассмотреть мягкую игрушку на основе нитяного помпона и обсудить, как ее сделали. Нитки, ножницы.
Ответы детей.
Помпон – нитяный, меховой шарик для украшения головного убора и туфель. Предстоит делать мягкую игрушку из нитяного помпона. Работа в группах. На заготовки из картона плотно намотаем пряжу, ножницами разрежем пряжу по наружному краю заготовки. Когда нити по всему кругу будут разрезаны, между дисками вставим нить, и не вытаскивая дисков (чтобы не распались разрезанные нити) завязываем плотно нить, тем самым скрепив разрезанные нитки. Снимем диски и распушим помпончик. Готовую заготовку нужно будет оформить, придать нужный вид. Это можно сделать при помощи цветной бумаги. | Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами игрушек из помпонов, переработка информации: сравнение с шаблоном
|
| Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия) -Представьте, как будет выглядеть ваша мягкая игрушка. Что вы возьмете за основу вашей игрушки? — Можно ли самостоятельно составить эскиз вашей игрушки? -Из какого материала вы будете делать свою игрушку? -Перед вами инструкционная карта (приложение)
А что это такое? Для чего она необходима?
Что вы заметили? Кто попробует дополнить эти пункты? -А теперь попробуйте проговорить план работы.
|
Представляют и обсуждают в группах. За основу берем нитяной помпон. -Можно самим придумать игрушку.
-Будем делать из нитяных помпонов, можно украсить ее элементами из цветной бумаги.
Схема, отражающая последовательность действий при изготовлении изделия. Не все пункты плана даны. Дети дополняют.
План работы. 1.На 2 одинаковых диска ровно сложенных друг с другом плотно наматываем пряжу, чем плотнее и ровнее будут намотаны нити, тем красивей получится шарик. 2.Берем острые ножницы и разрезаем пряжу по наружному краю диска. Для того, чтобы линия разреза пряжи была более ровной концы ножниц желательно размещать между дисками. 3.Когда нити по всему кругу будут разрезаны, между дисками вставляем нить, и не вытаскивая дисков (чтобы не распались разрезанные нити) завязываем плотно нить, тем самым скрепив разрезанные нитки. 4.Снимаем диски и распушаем помпончики. Для этого их можно просто покатать между ладонями. 5.Готовую заготовку теперь надо оформить, придать нужный вид. Это можно сделать при помощи цветной бумаги. | Регулятивные УУД Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Регулятивные УУД Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Динамическая пауза | Солнышко с тучками в прятки играло. Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, черные тучки. Легких — две штучки, Тяжелых — три штучки. Тучки попрятались, тучек не стало. Солнце на небе вовсю засияло.
| релаксация |
|
| Самостоятельно-практическая работа -При работе, с каким инструментом нужно быть внимательным? Давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.
— Как правильно разместить инструменты и материал на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам? — Не забывайте, что вы работаете в группах, поэтому распределите работу так, чтобы все члены вашей группы были задействованы.
|
-Нужно аккуратно работать ножницами, так как можно пораниться.
Техника безопасности при использовании ножниц. 1.Ножницы держать сомкнутыми лезвиями от себя. 2.Передавать ножницы кольцами вперёд, держа их за сомкнутые лезвия. 3.Хранить ножницы в специальном футляре или коробке. 4.Не размахивать ножницами, не бросать их.
Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто-то готовит заготовки обводит по шаблону, кто-то вырезает, кто-то наматывает нити ,а кто-то украшает. | Коммуникативные УУД Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться |
Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи). | Уборка рабочих мест.
Обобщение. -Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились? Сегодня я убедился в том, что…
Теперь я умею…
Я знаю, …
— Что сделаем теперь? |
Узнали, как можно сделать помпон, а на его основе мягкую игрушку. Что можно из нитяных помпонов создать мягкую игрушку. Теперь я умею делать игрушки из нитяных помпонов. Я знаю, как делать такие игрушки.
Оформим выставку работ. | Личностные УУД Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
Рефлексия. | Оценка практической деятельности -Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность. -Оцените работу друг друга в группе. -Что вам хочется сделать со своей игрушкой? -Какую цель мы ставили в начале урока? -Удалось её решить? Каким способом? -Вам понравилось работать в группе? -С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимите карточки. Настроение у всех хорошее. -Пусть девизом для вас будут слова: «Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться» |
Идет оценка по критериям.
Хочется подарить кому-нибудь. Научиться делать мягкую игрушку из помпона. Удалось. Способом изготовления помпона. Понравилось. | Личностные УУД Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы
|
Приложение.
Шаблон для изготовления помпона.
Инструкционная карта выполнения мягкой игрушки на основе помпона.
Описание операции | Изображение | Оборудование | |
1 | На 2 одинаковых диска ровно сложенных друг с другом плотно наматываем пряжу, чем плотнее и ровнее будут намотаны нити, тем красивей получится шарик.
|
| Картон, ножницы, шерстяные нитки |
2 | Берем острые ножницы и разрезаем пряжу по наружному краю диска. Для того, чтобы линия разреза пряжи была более ровной концы ножниц желательно размещать между дисками.
|
| Картон, ножницы, шерстяные нитки |
3 | Когда нити по всему кругу будут разрезаны, между дисками вставляем нить, и не вытаскивая дисков (чтобы не распались разрезанные нити) завязываем плотно нить, тем самым скрепив разрезанные нитки |
| Картон, ножницы, шерстяные нитки |
4 | Снимаем диски и распушаем помпончики. Для этого их можно просто покатать между ладонями.
|
|
|
5. | Готовую заготовку теперь надо оформить, придать нужный вид. Это можно сделать при помощи цветной бумаги. |
| Ножницы, цветная бумага. |
Используемая литература:
1. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2012г
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель, 2012г
2. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель,2012г
. 3. Урок-практикум, предложенный для рассмотрения в занятии №14
4. http://www.rukukla.ru/article/play/2011-05-09-1:/, http www /festival.1september.ru/articles/614796/,