Высокие воспитательные возможности различных видов декоративно-прикладного искусства заключены в самой их основе, базирующейся на народном творчестве, сочетающей в себе эстетическое начало с промышленной технологией и ручным трудом. «Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов, — это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других … Занятия декоративно-прикладным искусством позволяют более активно использовать красоту природы в эстетическом воспитании, формировании зрительных восприятий школьников. Если, например, ученик работает над декоративной композицией, связанной с образом березового леса, то сохранившиеся впечатления от восприятия красоты леса в разное время и в разных местах помогут в общих чертах наметить стилизованное изображение. Для того чтобы выполнить проработку отдельных деталей, необходимо вновь побывать в лесу и с помощью новых восприятий пополнить имеющиеся-впечатления. Вот почему школьники, занимающиеся декоративно-прикладным искусством, наблюдают красоту природы более активно и целенаправленно. Наблюдая природу, готовя рисунки для перевода в материал, школьники приучаются наблюдать, анализировать натуру, отыскивая в ней незаметные с первого взгляда эстетические стороны, свойства. И это умение по-особому видеть мир — один из компонентов эстетической оценки окружающей действительности. Природа не только подскажет школьникам сюжеты для их декоративных композиций, она явится для них источником глубокого эстетического наслаждения. Ведь именно из природы, из окружающей жизни народные мастера черпали и продолжают черпать образы для своих произведений. Природа дает юным и материалы, которые становятся предметом труда в их декоративном творчестве. Под руками школьников обычная солома превращается в уникальную инкрустацию, горбыль с сучками и гнилью — в резной образ, а какой-нибудь переплетенный корень от выброшенного морем ствола дерева — в редкое по красоте и оригинальности пластическое изделие. Работа над декоративным образом природного мотива требует от учащихся умения наблюдать, способности к логическому мышлению и обобщению. «В процессе обобщения предметов и явлений действительности школьник одновременно отвлекается от целого ряда других их признаков; сторон, которыми они отличаются друг от друга. Такое мысленное отвлечение называется абстрагированием. Процесс абстрагирования — это познание реальности, заключающееся в· обобщении предметов и явлений, выявлении общего в, них при отвлечении от других свойств и сторон этих предметов и явлений»· Такой путь создания изделий декоративно-прикладного искусства положительно сказывается на умственном воспитании учащихся. Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает и понимание их декоративных возможностей, и развитие фантазии, и при обретение технических знаний и умений; При этом у школьников развивается особое чувство материала, его декоративно-технологических особенностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса. В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. На этих занятиях элементы эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Здесь органично сочетается решение творческих задач с необходимостью овладения приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.
Единство эстетического и трудового воспитания
Перминов Владимир Алексеевич, учитель технологии БОУ города Омска «Гимназия № 69 им. Чередова И.М.»
В процесс е художественной обработки дерева и металла вырабатывается точность и координация движений. Например, при работе над чеканкой движения чекана одной рукой должны соответствовать ударам молотка, производимым другой рукой. При некоторой тренировке ученик уже не смотрит, куда ударяет молоток, так как у него вырабатывается точность координации, которая контролируется двигательными ощущениями рук. То же происходит и в других видах работ: в резьбе, в инкрустации, деревянной мозаике, лепке, керамике и т. д. Таким образом, координация движений, вырабатываемая в процессе увлеченной работы кружковцев, оказывает благотворное влияние на развитие их мышечной системы и одновременно вызывает эстетическое наслаждение процессом труда. Период декорирования созданного изделия связан с ритмическими действиями. Такова, например, ритмичность в геометрической резьбе по дереву, при исполнении элементов инкрустации, во время выполнения ряда чеканных операций, что придает процессу труда упорядоченность и эстетическую выразительность. Ряд операций в процессе художественной обработки материалов помогает выработать устойчивость руки. Например, при наколке и срезании элементов трехгранно-выемчатой резьбы, при канфарении фона в чеканке отрабатывается ударная меткость руки — весьма, сложная зрительно-двигательная операция. При выполнении насечки, если не попасть точно в торец полоски металла, она будет все время загибаться. Координация, ритмичность движений, меткость руки во многом зависят от качества инструментов, которыми работают учащиеся. Особенно важно следить за размерами, весом инструментов, их соответствием возрастным физиологическим особенностям школьников. Различного рода инструменты и приспособления в декоративно-прикладном искусстве являются средством воздействия на материалы. Но и сами инструменты могут быть объектами тру да, так как многие из них школьники должны . сделать самостоятельно. При этом следует добиваться, чтобы изготовленные учащимися инструменты отличались соразмерностью частей, внешним изяществом, целесообразной окраской, технологичностью и удобством при пользовании. Н. Ф. Яковлев в книге «Эстетическое воспитание учащихся в труде» пишет: «Даже самое простейшее украшение на инструменте положительно воздействует на чувства подростков, создает определенное настроение, вызывает эстетические эмоции, влечет к продолжению и завершению начатого дела; сила этого воздействия еще более возрастает, если инструмент и украшение на нем сделаны руками учащихся». Работа над изделием декоративно-прикладного искусства разделяется на несколько этапов. Сначала идет ознакомление с произведениями мастеров в данной области искусства и на этой основе теоретическое обоснование и разработка новых форм и декоративных образов. Духовно-теоретическая деятельность по созданию проекта изделия сменяется практической физическим трудом по воплощению изделия в конкретном материале. В свою очередь этот вид труда сменяется новой формой деятельности – практически-духовной, когда изготовленный предмет декорируется резьбой, чеканкой, инкрустацией, мозаикой, где соединяются значительные усилия с интеллектуальным поиском — творческим мыслительным процессом. В результате перемены характера труда человек испытывает духовное удовлетворение, выражающееся в форме эстетических переживании. Физические и духовные способности личности развиваются во взаимосвязи, цельно, гармонично. Радость творчества в трудовом процессе неотъемлемое состояние при активной деятельности в области декоративно- прикладного искусства. Труд в школьных мастерских, где осуществляется художественная обработка материалов, пробуждает у детей чувство прекрасного. «Когда мы преподаем столярное или слесарное ремесло, то хотим подготовить мальчика не только к ремеслу, но и к тому, чтобы он был прекрасным человеком, который может красиво строить жизнь», отмечал А. В. Луначарский. Эстетическое воздействие процесса создания изделий декоративно прикладного искусства на школьников начинается от восприятия образца продолжается
в работе над эскизом или проектом задуманного произведения. Затем школьник ощущает подъем в процессе созидательного Чуда, занимаясь изготовлением основы изделия — технологической обработкой дерева, металла или других материалов и в период декоративного оформления созданного предмета. Наконец, чувство радости и удовлетворения наполняет школьника после завершения процесса труда, когда члены кружка и руководитель отмечают эстетические достоинства созданного произведения. Такое взаимопереплетение трудовых операций с эстетическим началом на каждом из этапов создания изделия обеспечивает тесное единство эстетического и трудового воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. В эстетическом воспитании школьников существенная роль отводится экскурсиям в музеи, картинные галереи, на художественные выставки, где учащиеся знакомятся с творчеством народных мастеров и профессиональных художников. Чем больше таких образцов будут видеть, и анализировать кружковцы, тем активнее будет идти процесс формирования у них эстетических оценок действительности. Проникая в творческую «кладовую» мастеров, школьники смогут найти тот правильный путь, который приведет их к пониманию зависимости декоративного образа от формы, назначения предмета, от материала, из которого он изготовлен. Для всестороннего понимания технологических особенностей процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства необходимы экскурсии в центры народных художественных промыслов, а также на дерево- и металлообрабатывающие предприятия. А это, как известно, один из методов трудового воспитания и профессиональной ориентации детей. Учащимся приносит удовлетворение общественно полезный труд. Эстетическая ценность результатов труда детей во многом зависит от осознания общественной значимости их деятельности. Это дисциплинирует школьников, повышает их ответственность. В отдельных районах нашей страны занятия школьников помогают сохранять и развивать народные художественные промыслы. Эвенкия, например, издавна известна богатейшими традициями в отделке одежды. Изучение девочками на уроках труда и в кружковой работе национальных приемов вышивки бисером, аппликации мехом и других видов украшения одежды привело к возрождению начавшего угасать народного искусства. Сейчас удобная меховая одежда, расшитая руками выпускниц школ, начинает все чаще встречаться в повседневном обиходе эвенков. Известны случаи, когда увлеченность школьников способствовала возникновению новых центров народных художественных промыслов. Так, в школе NQ 1 1 г. Барановичи под руководством опытных учителей был создан кружок декоративно-прикладного искусства. Материалом для поделок служили дерево, соломка, проволока. Изделия юных мастеров экспонировались на выставках, награждались дипломами, и те, кто покинул стены школы, уносили с собой не только аттестат о среднем образовании, но и большую любовь к творческому труду. В г. Барановичи создан комбинат по выпуску сувениров, на котором работают в основном выпускники этой школы. Специфической педагогической особенностью декоративно-прикладного искусства является то, что учащийся стоит перед необходимостью проявлять индивидуальное творчество, работая над учебным или творческим заданием. Такой род деятельности обладает высокими воспитательными возможностями: «Очень большие эстетически развивающие возможности, позволяющие накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности, имеет индивидуальное творчество в процессе выполнения дела «законом красоты эстетическое оформление непосредственных результатов труда» Процесс создания декоративных изделий ценен еще и тем, что он может быть успешным лишь тогда, когда ученик с самого начала представляет себе конечный результат, которого нужно достигнуть. То есть в ходе создания изделий из дерева и металла ученик планирует свои действия. Ведь, не сделав предыдущей операции, перейти к последующей. Все это ведет к организованности и культуре труда учащихся, воспитывает умение в любое дело вносить элемент планирования.
Планирование и контроль — неразрывные процессы. Контроль за качеством создания декоративного изделия в кружке возможен различного рода. С одной стороны, это контроль руководителя кружка, осуществляемый в процессе индивидуальной деятельности учащихся, с другой — промежуточные просмотры незавершенных работ, когда школьники высказывают свое мнение о собственных работах и работах товарищей. Возможен и самоконтроль учащихся, когда они, работая по образцу, путем сравнения, сопоставления, анализа определяют качество изделия. Это приучает кружковцев к точности, аккуратности, самодисциплине, способствует развитию творческого воображения. «Воображение больше включается в трудовую деятельность тогда, когда человек тщательно, в течение всего процесса труда контролирует создающийся и изменяющийся продукт труда. Можно наблюдать это, например, при изготовлении уникальных художественных изделий».
Занятия декоративно-прикладным искусством, несмотря на свою интенсивность, не утомляют учащихся, так периодически чередуются операции, а следовательно, и рабочие позы. То нужно поработать стоя, то сидя, то поворачивается объект труда, и нужно найти удачную позу при его обработке, то нужно заточить, поправить инструмент и т. п. Поэтому статическая работа мышц в одном положении продолжается недолго, положение меняется, напрягаются иные мышцы и т. д. Это дает возможность руководителю кружка регулировать нагрузку, степень сложности и меру трудности заданий, осуществляя занятия по дидактическому принципу обyчение на высоком уровне трудности, разработанному Л. В. Занковым. «Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется … прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал и методы его обучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо, .. ».
Вместе с тем практика показывает, что нередки случаи, когда учащиеся теряют интерес к занятиям в кружке, что объясняется организационными про счетами руководителя. Например, занятия по чеканке могут вызвать неудовлетворение, если инструменты слишком тяжелы, металл неподатлив, рисунок непонятен.
Ученики старшего подросткового возраста охотно берутся за трудно обрабатываемые материалы. Но в этом руководителю нельзя потерять чувство меры, так как здесь ребят подстерегают две опасности: , желая «победить» материал, но не имея для этого достаточного навыка и физических данных, ученик может получить травму; с другой стороны, не справившись с очень трудным материалом, ученик теряет веру в свои силы и может прекратить посещать занятия. Следовательно, необходимо соблюдать меру, чтобы высокий уровень трудности из положительного фактора не превратился в отрицательный. Итак, работа над изделиями декоративно-прикладного искусства является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания школьников. Процесс труда по художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят ребятам творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. У школьников происходит углубление эстетических, трудовых и политехнических знаний, формирование ряда специальных навыков культуры труда, пробуждение интереса к профессиям. Такие занятия способствуют формированию универсальных способностей, творческой направленности в трудовом процессе, т. е. таких качеств личности, которые потребуются выпускникам школы и в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они ни занимались.