Элективный курс
«Обновление одежды».
Для учащихся 10 классов общеобразовательной школы.
Автор – Прокопенко В.В.,
учитель технологии МОУ
«СОШ № 4 г. Жирновска»
Волгоградской области.
2006.
Пояснительная записка.
Человеку свойственно стремление к обновлению, к перемене. И так же, как меняется окружающий нас мир, меняется и форма одежды. Мода всегда идет в ногу с веком. Появляются новые ткани и материалы, ускоренный темп жизни требует удобной одежды. Постоянные изменения в моде заставляют обновлять и разнообразить нашу одежду. Обновление позволяет изготавливать одежду разнообразного ассортимента из изделий, морально устаревших. Тяготение к искусству создания одежды равнозначно по своему смыслу увлечению музыкой, живописью или другим видом творчества.
Авторская программа курса «Обновление одежды» предназначена для организации обучения учащихся 10 классов общеобразовательной школы.
Цель курса – подготовка учащихся к творческой деятельности в новых социально-экономических условиях.
Основные задачи курса:
развитие творческих способностей в процессе трудовой деятельности;
формирование навыков эстетического мышления;
получение опыта применения полученных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, культуры труда.
Программа курса основывается на знания и умения, полученные учащимися на уроках технологии. Обучение по данной программе позволит учащимся расширить имеющиеся знания по моделированию и художественному оформлению одежды, научиться создавать модные изделия с минимальными экономическими затратами, реализовать творческие возможности в будущей жизни, самостоятельно осуществить выбор профессионального пути.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
«Обновление одежды».
Разделы. | Общее кол-во час. | |||
всего | теория | практика | ||
I | Вводное занятие. |
2 |
2 |
— |
II | Стиль и мода. Культура одежды. |
2 |
2 |
— |
III | Композиция костюма. Силуэты современной моды. | 4 | 2 | 2 |
IV | Виды отделочных работ. | 20 | 7 | 13 |
V | Отделочные ткани и материалы.
| 2 | 2 | — |
VI | Варианты обновления женской одежды.
| 9 | 3 | 6 |
VII | Варианты обновления детской одежды. | 9 | 3 | 6 |
VIII | Изготовление новых модных изделий.
| 4 | 2 | 2 |
IX. | Индивидуальная работа.
| 16 | — | 16 |
| Итого: | 68 | 22 | 46 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.
«Обновление одежды»
Разделы. Темы. | Всего часов | В том числе
| ||
теория | практика | |||
I. | Вводное занятие. | 2 |
|
|
1. | Организационные вопросы. Правила техники безопасности. |
| 2 | — |
II.
| Стиль и мода. Культура одежды. | 2 |
|
— |
2. | Историческая обусловленность стиля. Связь стиля и моды. |
| 2 | — |
III. | Композиция костюма. Силуэты современной моды. | 4 |
|
|
3. | Основные требования к композиции костюма. Современный силуэт одежды. |
| 1 | 1 |
4. | Цвет в одежде. Цветовая гармония. Зрительные иллюзии в одежде. |
| 1 | 1 |
IV | Виды отделочных работ. | 20 |
|
|
5. | Рельефная и фасонная строчка. Отделка тесьмой, сутажом, вьюнчиком, кружевом. |
| 1 | 2 |
6. | Отделка бусами, бисером, стеклярусом. |
| 1 | 1 |
7. | Отделка вышивкой. |
| 1 | 2 |
8. | Аппликация как вид отделки изделий. |
| 1 | 2 |
9. | Отделка буфами. |
| 1 | 2 |
10. | Оборки, воланы, рюши, Кокилье, жабо. |
| 1 | 2 |
11. | Декоративные цветы. Отделка из рулика. |
| 1 | 2 |
V.
| Отделочные ткани и материалы. | 2 |
|
|
12. | Сочетание тканей при обновлении. |
| 2 | — |
VI. | Варианты обновления женской одежды.
| 9 |
|
|
13. | Обновление без перекроя. |
| 1 | 2 |
14. | Обновление с частичным перекроем. |
| 1 | 2 |
15. | Обновление с полным перекроем. |
| 1 | 2 |
VII
| Варианты обновления детской одежды. | 9 |
|
|
16. | Обновление без перекроя. |
| 1 | 2 |
17. | Обновление с частичным перекроем. |
| 1 | 2 |
18. | Обновление с полным перекроем. |
| 1 | 2 |
VIII.
| Изготовление новых модных изделий. | 4 |
|
|
19. | Изделия для себя и для дома. |
| 2 | 2 |
IX. | Индивидуальная творческая работа.
| 16 |
|
|
20. | Самостоятельная работа с творческим изделием. |
| — | 16 |
| Итого:
| 68 | 22 | 46 |
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы.
I. Вводное занятие — 2 часа.
1. Знакомство с программой, перспективой её изучения. Основные правила и инструкции по безопасности труда, их выполнение. Проведение инструктажей. Организация рабочего места. Организационные вопросы.
II. Стиль и мода. Культура одежды. — 2 часа.
2. Костюм в системе художественной культуры. Понятия о моделировании одежды. Понятие о стиле. Историческая обусловленность стиля. Связь стиля и моды. Характеристика основных стилей.
III. Композиция костюма. Силуэты современной моды – 4 часа.
3. Закономерности композиции костюма. Основные требования к композиции одежды. Основные свойства формы. Силуэт и линии. Пропорции в одежде. Современный силуэт одежды.
4. Цвет как свойство формы. Цветовая гармония. Зрительные иллюзии в одежде. Законы зрительных иллюзий. Использование зрительных иллюзий в «исправлении» фигуры.
IV. Виды отделочных работ — 20 часов.
5. Использование отделок для выделения форм изделия. Значение отделок: декоративное, конструктивное, утилитарное. Рельефная (шнуровая) строчка. Фасонная строчка. Сутаж и вьюнчик. Кружево. Тесьма. Помпоны, кисточки. Выполнение отделки на образцах.
6. Бусы, бисер, стеклярус. Сочетание с другими видами отделки. Особенности обработки. Выполнение отделки на образцах.
7. Отделка вышивкой. Украшающие швы, маскирующие швы, особенности выполнения. Мережка. Выполнение отделки на образцах.
8. Аппликация как вид отделки изделий. Рисунок, элементы рисунка. Выбор способа обработки в зависимости от вида ткани: ручной, машинный, клеевой. Выполнение отделки на образцах.
9. Буфы. Виды ручных буф («вафли», «пчелиные соты», «цветочек»), особенности выполнения. Машинные буфы: обыкновенные, рельефные (со шнуром). Выполнение отделки на образцах.
10. Оборки, основные виды. Расположение в изделии. Выкраивание. Воланы, особенности выкраивания. Кокилье, жабо. Способы обработки отлетных срезов. Особенности обработки в зависимости от вида ткани. Способы соединения с изделием. Съемные оборки, воланы. Рюши: простой, фасонный. Способы обработки. Выполнение отделки на образцах.
11. Отделка из рулика. Виды отделки: ажурные вставки, рельефные накладные вышивки, имитация мережки. Особенности выполнения рисунка. Декоративные цветы. Подготовительная работа: подбор ткани, выкраивание. Сборка. Способы отделки деталей декоративного цветка. Выполнение отделки на образцах.
V. Отделочные ткани и материалы. – 2 часа.
12. Взаимосвязанность отделочных деталей и приемов оформления одежды по стилю, цвету, характеру. Способы комбинирования тканей. Сочетания разномасштабных рисунков. Ткани с рисунками лоскутного характера. Применение кожи, замши, трикотажа.
VI. Варианты обновления женской одежды – 9часов.
13. Обновление без перекроя. Детали обновления, их варианты. Комбинирование видов отделки. Разработка вариантов обновления.
14. Обновление с частичным перекроем. Способы изменения формы одежды. Варианты введения отделочных деталей. Способы оформления длины изделия. Способы расширения изделия по низу. Изменение застежки. Изменение формы воротников, карманов. Разработка вариантов обновления.
15. Обновление с полным перекроем. Варианты обновления. Создание одежды в комплекте. Лоскутное решение в обновлении одежды. Разработка вариантов обновления.
VII. Варианты обновления детской одежды – 9часов.
16. Обновление без перекроя. Детали обновления детской одежды, их варианты. Комбинирование видов отделки. Разработка вариантов обновления.
17. Обновление с частичным перекроем. Способы изменения формы детской одежды. Варианты введения отделочных деталей. Разработка вариантов обновления.
18. Обновление с полным перекроем. Создание одежды в комплекте. Лоскутное решение в обновлении одежды. Детская одежда из одежды для взрослых. Разработка вариантов обновления.
VIII. Изготовление новых модных изделий. – 4 часа.
19. Использование устаревшей одежды для изготовления новых модных изделий. Изготовление головных уборов: шапочек, беретов, кепи. Изготовление сумок. Варианты оформления сумок с использованием различных видов отделочных материалов. Способы изготовления ковриков, газетниц. Варианты диванных подушек, способы их оформления. Изготовление прихваток, грелок для чайника. Особенности изготовления домашней обуви.
IX. Индивидуальная работа – 16 часов.
20. Изготовление творческого изделия: создание эскиза модели, выбор отделочной ткани в соответствии с обновляемым изделием, выбор отделки, изготовление и отделка изделия.
Список литературы:
Горина Г.С. Моделирование формы одежды. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
Густова Е.И. Одежда для дошкольников. М., 1965.
Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться.- Рига: Фирма «ИМПАКТ», 1992.
Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. – М.: Молодая гвардия, 1980.
Киреева Е.В. История костюма. «Просвещение», 1976.
Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. Основы моделирования и художественного оформления одежды. – М., Легкая индустрия, 1979.
Козлова Т.В. Художественное проектирования костюма. М., 1982.
Литвина Л. М., Леонидова И.С., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. – М.: Легкая индустрия, 1972.
Мерцалова М.Н. История костюма. – М.: Искусство, 1972.
Черемных А.И. Основы художественного проектирования одежды М., 1968.