МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Г.ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Этапы
профессионального становления и карьеры
Подготовила:
Брашко Евгения Владимировна,
учитель технологии
г.Екатеринбург, 2013
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Раздел – Профессиональное образование и карьера
Тема – Этапы профессионального становления и карьеры
Класс – 11
Цели:
Обучающая: 1.Формирование знаний о видах карьеры.
Развивающая: 1. Содействовать развитию умений осознанного выбора вектора карьеры.
2. Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Воспитательная : 1. Создать условия для развития креативного мышления учащихся.
2. Помочь в решении практических задач в выбранном направлении технологической подготовки, в проектировании профессионального будущего.
3. Содействовать осознанию учащимися ценности знаний.
Задачи: 1.Организация закрепления изученного материала с помощью активных методов обучения..
2. Формирование коммуникационной культуры через постановку проблемных вопросов.
3. Воспитание качеств, необходимых для продолжения обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Принципы:
Наглядности.
Систематичности и последовательности.
Доступности и посильности.
Сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения.
Прочности знаний учащихся.
Связи теории с практикой, обучения с жизнью.
Научности обучения.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока:
Технологический блок | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Задачи | Методы | Формы | Средства | Приемы контроля | |||
Организационно-мотивационный | психологическая подготовка учащихся к общению на уроке, проверка готовности учащихся к уроку, мотивацию к изучению нового материала | Эвристическая беседа | Фронтальная, совместная | презентация | наблюдение | Разъясняет социальную и личностную значимость изучаемой темы | Воспринимают информацию, заинтересовываются, возможно, задают вопросы |
Проверка знаний по темам, изучаемым в прошлом учебном году. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний | Актуализация опорных знаний. Выяснение практической значимости. Постановка учебной проблемы | Творческие групповые задания Создание ситуации успеха Поощрение | Фронтальная, совместная | презентация | Наблюдение за работой, коррекция, устный опрос | Актуализирует знания учащихся. Ставит учебную проблему
| Выполняют задания, осмысливают, возможно, задают вопросы |
Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала | Беседа
| фронтальная | презентация | фронтальный опрос —
| Обеспечивает понимание содержания учебного материала, | Воспринимают, осмысливают |
Этап первичной проверки изученного | Проверка, коррекции | Ситуации творческого поиска | совместная | презентация | вопросы | Обеспечивает осмысление материала уч-ся | активизируют имеющиеся знания |
Этап закрепления новых знаний и способов действий, их применение на практике | Обеспечение закрепления знаний | Практическая работа | Индивидуальная | презентация | Наблюдения, пошаговый инструктаж выполнения работы | Обеспечивает осознанное изучение материала учащимися, формирует самостоятельность. Ставит проблемные задачи. | Решают задачи, формируют коммуникативные компетентности через высказывание собственной точки зрения |
Контроль и самоконтроль. Оценочная деятельность | Установление качества и уровня усвоения | Обсуждение, выводы | индивидуальная | презентация | Опрос наблюдение | Обеспечение закрепление знаний | Отвечают, осмысливают, делают выводы |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения дз | беседа | Индивидуальная | Доска с записями интернет-ресурсов, необходимых для выполнения дз | Постановка задания | Мотивирует на выполнение дз. | Записывают, осознают, возможно задают вопросы |
Подведение итогов | Дать оценку работы класса в целом и по группам | Создание ситуации успеха, поощрение | Индивидуальная |
| Выставление оценок в журнал | Выставляет оценки | Осмысливают |
Рефлексия | Самоанализ уровня усвоения | Постановка задания для рефлексии | индивидуальная |
| Наблюдение | Наблюдает, делает выводы | Проводят рефлексию деятельности |
ХОД УРОКА
Слайд 1.
Проверка посещаемости, готовности к уроку. Учащимся предлагается посмотреть презентацию, где перечислены 5 векторов карьеры (примеры).
Слайды 2-6. Зачитать условия.
Слайд 7.
Проблемный вопрос: кто из героев сделал карьеру? Почему вы так считаете?
Учащиеся обсуждают, аргументируют. Учитель на доске пишет общий вывод — № варианта.
Слайд 8.
Предлагается проверить гипотезу.
Слайд 9.
Учащимся предлагается определить, что они должны делать на уроке. Совместно определяются тема, цель и план урока.
Тема урока – Этапы профессионального становления и карьеры
Цель (получить знания о построении карьеры).
Составляется план урока: найти определение (узнать, что такое карьера), узнать виды карьеры (векторы), применить знания на практике.
Слайд 10.
Карьера – это осознанное отношение к собственному движению по ступеням мастерства в избранной сфере деятельности.
Слайд 11.
Учащимся предлагается рассмотреть понятие «ступени мастерства».
Эта лестница карьеры – универсальная и не зависит от должности, типа организации… Каждый человек выбирает свою лестницу карьеры. Карьера зависит от выбора вектора.
Слайд 12.
Карьера – понятие многогранное. Учащимся предлагается рассмотреть 5 векторов карьеры. Демонстрируется «звездочка». Идет беседа с учащимися о том, что человек приобретает и теряет, выбирая тот или иной вектор карьеры.
Существует несколько подходов к определению вида карьеры. Рассмотрим два из них. Первый предложен авторами Высшей школы управления (проект Школа национального лидера).
Вертикальный вектор – подъем на более высокую ступень иерархии. То, что понимаем под деловой карьерой. Те, кто быстро двигается вперед по служебной лестнице, теряют квалификацию. Этот тип карьеры выбирают молодые и амбициозные люди.
Горизонтальный – перемещение в другую функциональную область (автоводитель – авторемонтник). Расширяет границы своих знаний, умений, навыков, осваивает смежные профессии.
Центростремительный – движение к руководству организации. Такого человека приглашают на закрытые вечеринки, встречи, совещания. Оплата, как правило, выше, чем у других. Но должность свою он не меняет на более высокую.
Параллельный – человек что-то делает в одной организации, но более успешная у него карьера совсем в другой. И эта деятельность занимает все больше времени, приносит большой доход. Смысл – получение не дохода, а удовлетворение духовных потребностей.
Нисходящий – альтернатива бесконечной гонке, открывает новые возможности. Одни этого боятся, зрелые люди видят новые горизонты деятельности.
Слайд 13.
Учащимся предлагается еще раз посмотреть на свой первоначальный выбор. Они должны увидеть ошибку: все варианты являются одним из векторов построения карьеры. Рассматриваются + и – представленных векторов. Делается вывод о первоначальной гипотезе.
Слайд 14.
Подводится итог.
Карьерная стратегия – осознанный выбор человека одного или нескольких векторов карьеры на основе представлений, сложившихся у него о возможности карьерного роста в определенной организации и его личной жизненной ситуации.
Слайд 15
Другая точка зрения – четыре вектора карьеры. Ее чаще рассматривают, когда говорят о построении карьеры в бизнесе. (На слайде – этапы карьеры).
Стабильная. Молодой человек рано делает свой профессиональный выбор и не меняет его на протяжении всей профессиональной карьеры. Продвижение по профессиональной лестнице не является принципиальным.
Линейная. Карьера рассматривается как поступательное движение в определенной профессиональной сфере по служебной лестнице с постепенным прохождением всех ее ступеней. Остановка на 3-5 лет на какой-то ступени считается недопустимым.
Изменяющаяся. Выбор направления карьеры не является окончательным. Человек анализирует свои достижений в той или иной сфере деятельности и возможные варианты смены направления карьерного маршрута.
Спиральная. Периодическая (один раз в 5-7 лет) переоценка ценностей, после чего профессиональная карьера начинается заново. Принципиальной является возможность проявлять творчество в выбираемой профессиональной сфере.
Слайд 16.
Учащимся предлагается выполнить практическую работу (на 5-8 минут).
1.Написать на листе бумаги фамилию, затем профессию, о которой пойдет речь в работе.
2. Назвать все возможные векторы карьеры в данной профессии.
3. Выбрать предпочтительный.
4. Определить его положительное влияние для себя. Что приобретаете?
5. Определить отрицательное влияние (чего лишаетесь).
6. Определить противоречие.
7. Определить проблему, которую предстоит разрешить.
Постановка дз – по желанию (подумать дома и еще раз выполнить работу, тщательно всё взвесив).
Рефлексия – на том же листе написать вывод (что вы сегодня для себя открыли, о чем задумались, что удивило и т.д.).
Сбор работ. Завершение урока.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Долгорукова О.А. Построение карьеры. – СПб.: Питер, 2006.
Дрондин А.Л. Технология бизнеса: 10-11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2008.