Фатультативный курс по технологии «Живая старина»


Фатультативный курс по технологии «Живая старина»


Пояснительная записка.

Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций, нравственных норм которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. Но, к сожалению, в жизни, и при работе в школе мне часто приходилось слышать подобные вопросы.

Культура — выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, чувства ответственности, долга перед государством и семьей, развивает интерес к культуре народа своей страны, помогает профессиональному самоопределению и самореализации учащихся в достижении своих целей.

Богатое культурное и духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Я не призываю слепо вернуться к прошлому, но следовать древним традициям и нравственным нормам необходимо.

Для учащихся 8-9 класса, интересующихся профессиями в сферах «человек-человек» и «человек — художественный образ» предлагается элективный курс «Живая старина». Изучение данного курса связано с календарными праздниками и обрядами России. С древних времен обряды отражают своеобразие жизни и быта, культурных традиций и религии народа, причем некоторые из них имеют много общего у разных народов. Исходя из этого мною, было, решено остановится на традиционных праздниках, связанных с хозяйственной деятельностью человека, а конкретно связанных с изучением кулинарии и декоративно-прикладного искусства русского народа и особенностей русского национального костюма.

Ученые отмечают, что обряд близок к игре. Общей особенностью игры и обряда является то, что мотивом выступает здесь не столько результаты деятельности, сколько она сама. С помощью игр дети как бы репетируют будущую трудовую деятельность.

Одни народные обряды включают в себя древние поверья, другие носят христианский характер. В последнее время можно наблюдать, как в праздниках, даже религиозных, все больше стало появляться развлекательных, игровых моментов.

В процессе изучения данного курса учащиеся знакомятся с элементами профессиональной деятельности кондитера, актера, художника – оформителя, вышивальщицы, швеи. Учащиеся приобретают знания по приготовлению традиционных блюд русской кухни, вышивке, вязанию, шитью, умению вести хозяйство.

Программа состоит из четырех модулей, связанных с временами года: «Осенние праздники и обряды» (4 ч.), «Зимние праздники и обряды» (4 ч.),

Свежие документы:  Урок по теме: «Юбку сшила я сама»

«Весенние праздники и обряды» (4 ч.), «Летние праздники и обряды» (4 ч.).

Каждый модуль предполагает проведение уроков – праздников по темам. Уроки – праздники проходят в два этапа:

подготовительный (консультации с учителем, выполнение домашнего задания) и основной.

К урокам — праздникам можно привлекать учителя музыки, заведующую школьным краеведческим музеем, организатора внеклассной работы, учащихся старших классов, гостей — зрителей. К урокам – праздникам разучиваются игры, песни, готовятся персонажи сценария.

Чуткое и внимательное отношение к прошлому имеет не только познавательное значение, но и воспитывает нравственные качества личности.

Цели курса:

  • Освоение исторического прошлого России

  • Сохранение ремесел, традиций русского народа

Задачи курса:

  • Способствовать самоопределению в выборе будущего профиля

  • Расширение знаний учащихся в кулинарии и декоративно-прикладном творчестве

  • Формирование культуры общения.

  • Формирование и развитие творческих способностей учащихся

Предполагаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • Основные народные праздники и обряды России, связанные с хозяйственной деятельностью человека

  • Интерьер и убранство русской избы

  • Санитарное состояние кухни

  • Приготовление основных обрядовых блюд народных праздников

  • Правила техники безопасности

  • Сюжеты и мотивы русской вышивки, техники вышивки

  • Элементы русского народного костюма

  • Материалы и инструменты для вязания крючком, технологию вязания крючком, условные обозначения

  • Характеристику ткани и подготовку ее к работе.

  • Технологию аппликации из лоскутков

  • Понятие «родословная»

  • Культуру поведения в семье

  • Этикет общения

  • Постановку праздников


Учащиеся должны уметь:

  • Уважать обычаи предков

  • Делать уборку в кухне

  • Готовить обрядовые блюда народных праздников, делать заготовки на зиму

  • Соблюдать правила техники безопасности

  • Правильно вести себя за столом

  • Читать схемы узоров по вязанию крючком

  • Выполнить обвязку крючком носового платка

  • Уметь вышивать счетной вышивкой

  • Определять свойства ткани

  • Выполнять аппликацию из лоскутков ткани

  • Повязывать платок разными способами

  • Составлять родословное древо

  • Писать сценарии праздника, изготавливать костюмы, декорации

  • Работать с информацией, технологической документацией


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение.

Цели и задачи курса. Народные праздники и обряды России. Творческий проект. Обсуждение плана уроков – праздников. Техника безопасности.

1

2

Осенние праздники и обряды

  • Обзор осенних праздников. Воздвиженье (27 сентября). Атрибуты праздника. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

  • Капуста. Рецепты заготовки капусты. Приговоры, песни, пословицы.

  • Урок-праздник «Капустник»

3


1





1


1

3

Зимние праздники и обряды

  • Обзор зимних праздников и обрядов. Зимний солнцеворот (21-25 декабря). Гадания, заклинания, обереги. Изготовление костюмов для святок, большой звезды для колядок.

  • Традиционный рождественский стол.

  • Изделия из муки как вид даров: караваи, калачи, пироги, печенье, пряники. Пряники «Архангельские козули». Выпечка пряников.

  • Урок – праздник «Святки»

8


2






2


2





2

4

Весенние праздники и обряды

  • Обзор весенних праздников и обрядов. Масленица. Атрибуты праздника. Обрядовое блюдо – блины. Рецептура блинов. Выпечка блинов.

  • Жаворонки (22 марта).

Заклички. Обрядовое печенье – фигурки птиц. Выпечка жаворонков.

  • Пасха. Обычаи и традиции. Ритуальные угощения.

Виды крашения яиц. Изготовление сувенирных яиц.

  • Урок – праздник «Христос Воскресе»

8


2






2




2



2

5

Летние праздники и обряды

  • Обзор летних праздников. Троица. Атрибуты праздника. Особенности праздничного и бытового народного костюма. Головной платок, способы повязывания платка.

  • Вышивка носового платка

  • Обвязка носового платка крючком

  • Рецептура обрядовых блюд для троицы.

  • Урок-праздник «Троица»

10


2





2

2


2


2

6

Моя родословная

  • Имена и Фамилии. Родственные отношения. Ступени родства.

  • Поиск истоков. Генеалогическое древо

4


1



3




Итого: 34 часа




Содержание программы.


Введение — 1 час

Цели и задачи элективного курса. Народные праздники и обряды России. Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы. Творческий проект. Обсуждение плана уроков – праздников: подготовка, содержание и оформление. Инструктаж по технике безопасности.

Осенние праздники и обряды – 3 часа


Знакомство с осенним праздником Воздвиженье. Атрибуты праздника. Знакомство с песнями, загадками, пословицами, связанные с этим трудовым праздником, обрядом совместной заготовки капусты на зиму. Приемы шинковки и нарезки капусты, рецепты квашения капусты, способы консервирования. Утварь и посуда для заготовки капусты. История появления капусты, сорта, лекарственные свойства капусты.

Практическая работа:

    1. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

    2. Приготовление квашеной капусты.

    3. Постановка праздника «Капустник»


Зимние праздники и обряды – 8 часов

Знакомство с зимними праздниками и обрядами. Зимний солнцеворот (21-25 декабря). Знакомство со святочными гаданиями, заклинаниями плодородия, оберегами. Обряд колядования. Изделия из муки как вид даров: караваи, калачи, пироги, печенье, пряники. Пряники «Архангельские козули».

Практическая работа:

  1. Изготовление костюмов для святок, большой звезды для колядок.

  2. Выпечка пряников.

  3. Постановка праздника «Святки»




Весенние праздники и обряды – 8 часов


Знакомство с весенними праздниками и обрядами. Масленица, Жаворонки, Пасха. Традиции и атрибуты праздников. Заклички весны. Обрядовая пища праздников: блины, печенье – фигурки птиц, кулич, творожная пасха, крашеные яйца. Рецептура блюд. Технология аппликации лоскутного шитья (подготовка ткани, изготовление шаблонов, выкраивание лоскутных деталей, наклеивание).

Практическая работа:

1.Выпечка блинов.

2. Выпечка печенья – фигурки птиц.

3. Изготовление сувенирных яиц в технике аппликации.

4. Постановка праздника «Христос Воскрес»


Летние праздники и обряды- 10 часов


Знакомство с летними праздниками. Троица. Атрибуты праздника. Обрядовые блюда праздника. Праздничный и бытовой народный костюм, его особенности. Головной платок как элемент народного костюма. Сюжеты и мотивы русской вышивки.

Практическая работа:

1. Повязывание платка различными способами.

2. Вышивка носового платка

3. Обвязка носового платка крючком

4. Приготовление

5. Постановка праздника «Троица»


Моя родословная – 4 часа

Имена и Фамилии, их значение. Родственные отношения. Терминология родственных отношений. Ступени родства.

Генеалогическое древо, его построение.

Практическая работа:

  1. Построение генеалогического древа


Контролирующие материалы:

Проведение праздников – обрядов

— Проект, посвященный одному из обрядов


Методическое обеспечение программы:

При проектировании урока-праздника учитывается использование наряду с традиционными методами и формами обучения – проблемного обучения, метод проекта, игровых элементов, разнообразного дидактического материала, экспонатов старины и современных предметов и вещей, в которых использованы знания и умения наших предков.

Восприятие учебного материала – дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Поэтому само изложение материала, его демонстрация должна быть содержательными, живыми, интересными. Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование исторического материала, что позволяет активизировать учащихся, повысить интерес к русской истории, культуре, обычаям.

Одной из главных задач является достижение активности учащихся: на уроках- праздниках необходимо обязательно привлечь всех учащихся к участию в нем. Для достижения этой цели организовываются хороводы, конкурсы пословиц, поговорок, загадок, шуточных считалок, песен, потешек. Очень важен эмоциональный настрой учащихся, создание радостного ожидания праздника, комфортности. Для достижения этих целей используются национальные костюмы, подготовленные столы, выставки предметов старины, выпуск тематических стенных газет, посещение школьного краеведческого материала.

Материально-техническое оснащение:

  1. Мастерская по кулинарной обработке продуктов

  2. Мастерская по обработке ткани

  3. Актовый зал

  4. Школьный краеведческий музей


Литература:


Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.

Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. М., 1995.

Г.В.Лунина Воспитание детей на традициях русской культуры. М., «ЦГЛ», 2004.

Н.Бордюг Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах. Нижний Новгород., 1993







Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Какой бывает транспорт?»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: