Формирование опыта творческой деятельности на уроках технологии

Формирование опыта творческой деятельности

на уроках технологии.


Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать.

Л.Н.Толстой.


Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему люди становятся художниками, поэтами, скульпторами? Зависит ли это от умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие.

Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит творить.

Собирайте счастье по крупицам,

Ведь оно рассыпано во всём:

В синем блеске звезд, в полете птицы

И в волне, дрожащей под веслом.

Учеными давно доказано, что, заставляя ребёнка усваивать знания и умения в готовом виде, мы не только не учим его творчеству, но и губим его природные задатки, если таковые есть.

На уроках технологии есть возможности для развития творчества младших школьников.

Творчество и творческая деятельность определяет сегодня ценность человека.

Отличительный признак творческой деятельности детей — субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению изделие ребенка может быть новым, необычным, но в то же время выполняется по указке учителя, по его задумке и поэтому не является творчеством. А ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, используется на практике, но додуматься до него самостоятельно.

Важной чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

Для развития умений творческого переноса можно выстроить систему уроков, которые будут включаться развивающие моменты.

В теме « Аппликация» изучается прием выполнения мозаичной аппликации. Этот прием дети усваивают при изготовлении таких поделок, как нарывная или нарезная мозаика из кусочков бумаги. Выполняя аппликацию в технике нарезной мозаики, учащиеся усваивают способ любой мозаики.

А мозаичная аппликация бывает самая разная: из арбузных и дынных семян, из яичной скорлупы, опилок, ткани, шишек и т.д.

Итак, сдав поделку аппликацию из бумаги, детям предлагается выполнить мозаику из другого материала (чаще мы работаем с яичной скорлупой, опилками, крашеными арбузными семечками, крупой, песком). То есть происходит творческий перенос уже усвоенного способа изготовления мозаики в новую ситуацию при обработке другого материала.

Плетение из полосок бумаги. Сначала делаем закладку. Плетение одно из самых древних детских занятий. Затем этот способ плетения переносится для изготовления другой поделки — поздравительной книжки — открытки, где вместо корешка выполняется подобное плетение.

Далее плетеная корзинка и карандашница, ваза.

Вышивание салфетки:

Знакомство с разными швами: в 1 классе — вперед иголку, во 2 классе — стебельчатый, тамбурный, в 3 классе — выдергивание ниток — изготовление мерёжки, в 4 классе — составление композиции или перевод понравившегося узора и вышивание швом — двойная гладь.

В каждом классе салфетки отмечаются узором, подбором ниток.

Такую же творческую ценность имеют уроки технологии по обработке бросовых материалов.

Жизнь не стоит на месте: развивается современное производство, появляются новые технологии, новые материалы, некоторые изделия морально устаревают.

Прочные и красивые вещи, выполнившие свою основную функцию — упаковочный картон, ячейки из-под конфет, пластиковые бутылки просто выбрасываются, украшая наши улицы.

Важно, чтобы учащиеся поняли, что каждая ненужная вещь может пригодиться. Сейчас на эту тему выпускается достаточно литературы.

Что можно сделать из обычной коробки? И по телевидению можно видеть изготовление разных нужных вещей из бросового материала.

Проведение опытов и наблюдений «Сравнение свойств бумаги и ткани». Ко времени проведения этой работы дети уже знают, что бумагу вырабатывают из ели и ткань искусственного происхождения тоже получают из еловой древесины. Учащиеся поочередно сминают, разрывают, погружают в воду. Выясняется, что бумага теряет свои свойства, ткань — нет. Учитель задает вопрос «почему два материала, изготовленные из одного и того же сырья, имеют такие разные свойства?»

Таким образом, учащиеся получили возможность убедиться в том, что в любой тысячу раз виденной ситуации можно увидеть проблему, решение которой, возможно, приведет к открытию. Дети рассматривают ткань и бумагу через лупу. Волокна в бумаге расположены хаотически, а в ткани — упорядочно. Поэтому и свойства бумаги и ткани разные.

Изготавливая игрушки из пластилина или глины, дети знакомятся с определенными приемами лепки, которые дополняются и творческой работой по созданию образа. Одну и ту же основу можно превратить в самые разные игрушки. (Вытяни мордочку — получится конь, приделай рога — выйдет олень или баран и т.п.).

Ведение новой функции знакомого объекта: работа с бросовым материалом.

Из упаковок от киндер-сюрпризов всевозможные игрушки, из пластиковых бутылок вазы для цветов, панно из ненужного тряпья и старой ваты.

Дети очень любят собирать различные модели предметов из спичечных коробок, сока, чая.

Каждый ребенок с удовольствием выполнит для мамы панно. Представим, что на оклеенном цветной бумагой листе картона изображена ваза с цветами, выполненными из полосок цветного ситца, а середины цветов — из пуговиц.

Сначала показываем незаконченные панно без пуговиц и спрашиваем — из чего можно выполнить середины?

Предположения (цветную бумагу, опилки, яичную скорлупу, ткань и т.д.) можно использовать в данной работе для того, чтобы она выглядела завершенной.

Черта творческой деятельности — видение возможных решений данной проблемы, различных способов решения. (Например)

Изготовление книжки — малышки. Учитель спрашивает: Какой способ крепления страниц лучше использовать?

Во время беседы называю и показываю 3 основных способа соединения с помощью клея, металлических скрепок, ниток.

Учащиеся приходят к выводу, что прошитый блок прослужит дольше, следовательно, третий способ — самый надежный.

Дети с удовольствием делают поделки по образцу. Некоторые учащиеся ещё требуют дополнительной, индивидуальной помощи.

А чтобы твой образец выглядел у детей по-разному необходимо продумать вопросы на каждом уроке, которые требуют творческой деятельности.

В этом помогают учебники: «Твори, выдумывай, пробуй!», «Творческая мастерская».

Очень нравиться детям работать с конструктором — они хотят собирать только свои модели.

Важная часть работы учителя – организация конструктивных проектов. Сюда относится изготовление материальных предметов на уроках технологии: изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек. Сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания».

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «К. Паустовский «Барсучий нос»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: