Использование метода проекта на уроках и во внеурочное время
«Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом»
А.С. Макаренко
Образовательная область «Технология» призвана пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Создавая собственными руками, вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее. Создатель варваром не станет.
Еще А.С. Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом»
Поэтому приоритетной целью своей работы считаю разрешение противоречия между традиционными формами и методами организации трудового обучения и необходимостью вовлечения школьников в практическую деятельность по изготовлению наиболее привлекательных для них изделий и исследовательскую деятельность, по выбору наиболее эффективных способов их изготовления.
Для достижения цели я на уроках технологии использую метод проектирования.
При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать образовательный уровень обучающихся и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать обучающимся выбирать интересующие задания, и моделирующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.
Поэтому в своей работе я определил: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов.
Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для обучающихся. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Реализация метода проектов не требует изменения материально-технической базы школьных мастерских, что изначально облегчило работу.
Первоначально, в процессе учебной работы перед обучающимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их технологической грамотности, а также с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.
В организации проектной деятельности очень важен первый этап — выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.
Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:
благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;
творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;
постоянное стимулирование изобретательности обучающихся, отсутствие чрезмерной опеки.
Для активизации творческой деятельности обучающихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого учениками изделия. Для этого использую приемы:
прием одобрения – эмоционально заряжает обучающихся;
использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;
рекомендации лучших работ на выставку, конкурсы;
прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям).
Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал обучающихся, я сочетаю его с упражнениями, которые вырабатывают умения и навыки проектирования и обработки материалов. Для этого я использую пособие под редакцией И.А. Сасовой «Метод проектов в технологическом образовании школьников», содержание которого я реконструировал; все упражнения провожу как внутри, так и вне проекта. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания материала. В этом случае, запуская проект, постепенно веду обучающихся по пути приобретения необходимых знаний и умений в процессе выполнения проекта, благодаря упражнениям.
Я разработал алгоритм работы над проектом, который помогает ученикам в планировании, без чего проектная деятельность невозможна и приучает детей к четкому порядку. Разработал программу претворения идеи в проект, методику осуществления проектов, а также рекомендации по составлению пояснительной записки.
В разработанном мной алгоритме проектирования фундаментом является мотивация, а вершиной – защита проекта. Для оценки творческой деятельности обучающихся я разработал возможные критерии оценки проекта: оценку качества оформления и выполнения проекта; оценку защиты проекта.
Во время защиты используется индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта, которая позволяет объективно оценивать обучающихся. При защите проекта помогают «негласные» 10 правил:
Технологичность
Экономичность
Экологичность
Безопасность
Эргономичность – тесно связано с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими затратами человека при обслуживании.
Удобство в использовании.
Системность – последовательность в изучении материала.
Творческая направленность и занимательность
Соответствие требованием дизайна.
Значимость.
Каждый этап проекта отражается в дизайн-папке, где у обучающихся собирается своеобразный портфолио «Мои проекты» по классам.
Обучающиеся проявляют большой интерес к предмету, когда проводятся нестандартные уроки, например, уроки-диалоги, уроки-конкурсы, смотры творчества — создают атмосферу увлеченности и поддерживают активность школьников. На своих уроках я применяю элементы игровой драматургии по изучаемым темам, где прослеживается связь с такими предметами, как — литература, музыка, изобразительное искусство и др. При изучении раздела «Народные художественные промыслы», я использую фрагменты народной музыки, отрывки из литературных произведений, сотрудничая с учителем русского языка и литературы.
На своих уроках применяю как индивидуальные, так и коллективные методы работы, которые помогают обучающимся понимать друг друга, стимулируют детей к дальнейшему творчеству, придают уверенность в своих силах. Многообразие видов деятельности и форм работы (поисковые группы, проекты), используемые на уроках, мотивируют обучающихся к творческому самовыражению, формируют позитивный опыт общения, повышают художественную культуру детей.
Я работаю по принципам, которые помогают:
Созданию атмосферы сотрудничества (учитель-ученик), умению вызвать у себя и у обучающихся творческое воодушевление, поддерживать атмосферу радостного общения, деловой контакт;
Вызвать у обучающихся побуждение к деятельности с помощью комментариев, вызывающих положительные чувства, в связи с проделанной работой; установок, стимулирующих интерес, волевые усилия к преодолению трудностей;
Обучать на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности учения, с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности обучающихся.
Я всегда стараюсь помнить, что желание прийти в школу, как в свой родной дом, у детей появляется не само по себе, для этого надо создать благоприятную атмосферу. Свой кабинет, свое рабочее место я стараюсь превратить для обучающихся в лабораторию для творческой работы.
Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, — лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием обучающихся, или пробуждать в них желание творить самим. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом.