Использование метода
проектов-практикумов на уроках
технологии в начальных классах
Совместный социально-значимый проект « Вечная память», выполненный учениками 3-го и 4-го классов МОУ « СОШ с. В.Чернавка Вольского района» под руководством учителя начальных классов Кругловой Е.А.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕНКА
ДЛЯ ВОЗЛОЖЕНИЯ К ПАМЯТНИКУ В ДЕНЬ ПОБЕДЫ
2013 г.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов-практикумов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом, в работе над проектом учитель:
– помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
– сам является источником информации;
– координирует весь процесс;
– поощряет учеников;
– поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для самооценки. Кроме этого групповая работа:
– даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
– обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
– воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
– предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
– является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
– позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.
1 этап. Подготовительный или погружение в проект.
На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.
Беседа учеников 8 класса — наших шефов о посещении единственного ветерана села.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.).
Поиск и сбор материала для проекта.
|
3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы).
На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся – это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д.
Выполнение работы.
|
4 этап. Представление результатов, отчёт.
Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, фоторепортаж, стенгазета, спектакль и т.д.
Венок для возложения к памятнику в День Победы готов!
| |
|
|
|
|
|
|
Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки проекта могут быть:
1. Конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению.
2. Технологические критерии – количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве.
3. Экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве.
4. Эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн.
5. Экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы.
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом: учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д.
На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.
Наш проект не ограничился изготовлением венка! Детям понравились совместные прогулки на велосипедах! Частые организованные выезды стали совместным времяпрепровождением!