Районный семинар учителей технологии
Мастер класс учителя технологии МОУ СОШ СП Тамбовское Мухамеджановой З.Г.
«Использование проектных и компьютерных технологий на уроках технологии»
2011год
Эпиграфы:
Знание только тогда становится
знанием, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Сотрудничать, любить и развивать,
Детей сужденья мудро принимать,
Ориентировать на личность
обучение –
Лишь в этом педагога назначение.
I. Введение.
Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?
Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Она чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Учебная деятельность подростка имеет свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Большим достоинством подростка является готовность по всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Но подросток не умеет эту готовность реализовать, т.к. не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности.
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
По действующему Закону «Об образовании в Российской Федерации» приоритетным направлением современной школы должна стать подготовка ученика как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Совершенно очевидно, что реализация поставленных целей сегодня осуществима только при условии внедрения в школьную практику современных инновационных технологий. На мой взгляд, это, прежде всего:
— новые пути добывания информации и работы с ней,
— деятельностный характер обучения,
— новые взаимоотношения учителя и ученика, взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребёнку осознавать себя сознательным участником учебного процесса.
Решить эти задачи позволяет использование на уроках технологии проектного метода обучения.
II. Проектная технология (лат. — «самостоятельный поиск пути», «брошенный вперед»).
III. «Мастерская учителя»
1. Целесообразность использования.
Ее преимущества:
Значительное увеличение самостоятельной работы.
Повышение мотивации учащихся в учебе.
Возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.
Активизация познавательных интересов учащихся.
Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.
Предоставление каждому возможности самореализации.
Развитие творческих способностей.
Вовлечение всех в коллективную мыслительную деятельность.
Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирует личностные качества.
Учащимся даю памятки о правилах успешной деятельности.
2. Степень владения технологией.
Для того чтобы эффективно использовать идеи проектно-ориентированного обучения на своих занятиях, необходимо хорошо представлять себе его принципиальные отличия от традиционного обучения, его основные цели и общую технологическую модель.
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:
Подготовка к работе над проектом:
— определение темы и целей проекта;
— формирование групп для работы над проектом;
— планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
— планирование работы;
— исследование;
— оформление выводов и результатов.
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
— самооценка;
— оценка других групп;
— оценка учителя;
— оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
— Что мы делали?
— Как мы делали?
— Каковы результаты?
— Каков мой личный вклад в решение проблемы?
На первых этапах, когда сам учитель обучает, направляет деятельность учащихся, провожу следующие виды работы.
I. Разогрев, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку».
«Уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного усвоения материала.
Задача учителя – вызвать интерес к той или иной проблеме.
II. Проектирование.
Ученик ставит перед собой задачи, требующие определённых усилий; учитель, в свою очередь, добивается решения своих задач.
В ходе урока дети добавляют свои задачи: разобраться в сути явления, понять главное определение, составить схему, таблицу, то есть включиться в процесс обучения в качестве активных его участников.
III. Работа над проектом :
— планирование работы;
— исследование
— оформление выводов и результатов.
IV. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле.
— Что мы делали?
— Как мы делали?
— Каковы результаты?
— Каков мой личный вклад в решение проблемы?
Эффективность и результативность использования технологии.
Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Поэтому мои ученики:
ставят перед собой проблемы и решают их совместно с учителем или самостоятельно;
прогнозируют ожидаемое содержание предстоящей работы;
добывают информацию и находит условия для её реализации;
преломляют полученные знания через личностное восприятие, в результате создавая самостоятельную творческую работу некоторые ребята и не подозревали, что могут неплохо выполнить проекты.
Об эффективности использования проектной технологии можно судить по результатам деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
III. « Учительская мастерская».
В своей работе каждый учитель использует не одну технологию.
В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы(7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Педагогические мастерские — это новая технология, которая по всей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие:
— ученик должен действовать автономно и рефлективно;
— использовать различные средства интерактивно;
— входить в социально- гетерогенные группы и функционировать в них.
Из мастерской гораздо чаще, чем с урока, дополнительно к общему знанию каждый ученик уносит что-то свое: чувство, вопросы, раздумья, а главное – опыт личного и совместного проживания и какого-то пусть маленького, открытия. И побуждает к дальнейшему творчеству и исследованию.
IV. Компьютерные технологии
Задачи, стоящие перед учителем технологии , во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель — это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с учебным материалом и дополнительной литературой. Поэтому перед учителем технологии, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках , о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Пройдя в 2010 году краткосрочные курсы повышения квалификации по программе: «Информационно-коммуникационные технологии в предметных областях», я получила ответы на эти и многие другие вопросы. В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования компьютерных технологий:
повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока;
возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);
усиление наглядности;
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширение объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом),
активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества,
самореализация и саморазвитие личности ученика.
Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся;
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов.
Учить сегодня — сложная задача,
Ученье, как вершина, нас зовет
Быть современным, грамотным,
а это значит —
учить себя, чтоб двигаться вперед!