«Использование проектных и компьютерных технологий на уроках технологии»








Районный семинар учителей технологии



Мастер класс учителя технологии МОУ СОШ СП Тамбовское Мухамеджановой З.Г.

«Использование проектных и компьютерных технологий на уроках технологии»












2011год

Эпиграфы:


Знание только тогда становится

знанием, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой


Сотрудничать, любить и развивать,
Детей сужденья мудро принимать,
Ориентировать на личность

обучение –
Лишь в этом педагога назначение.


I. Введение.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Она чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Учебная деятельность подростка имеет свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Большим достоинством подростка является готовность по всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Но подросток не умеет эту готовность реализовать, т.к. не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

По действующему Закону «Об образовании в Российской Федерации»  приоритетным направлением современной школы должна стать подготовка ученика как  активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Совершенно очевидно, что реализация поставленных целей сегодня осуществима только при условии внедрения в школьную практику современных инновационных технологий. На мой взгляд, это, прежде всего:

— новые пути добывания информации и работы с ней,

— деятельностный характер обучения,

— новые взаимоотношения учителя и ученика, взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребёнку осознавать себя сознательным участником учебного процесса.

Решить эти задачи позволяет использование на уроках технологии проектного метода обучения.


II. Проектная технология (лат. — «самостоятельный поиск пути», «брошенный вперед»).

III. «Мастерская учителя»


1. Целесообразность использования.


Ее преимущества:


Значительное увеличение самостоятельной работы.

Повышение мотивации учащихся в учебе.

Возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.

Активизация познавательных интересов учащихся.

Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

Предоставление каждому возможности самореализации.

Развитие творческих способностей.

Вовлечение всех в коллективную мыслительную деятельность.

Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Большая буква в географических названиях. Запись слов в алфавитном порядке"

Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирует личностные качества.

Учащимся даю памятки о правилах успешной деятельности.


2. Степень владения технологией.

Для того чтобы эффективно использовать идеи проектно-ориентированного обучения на своих занятиях, необходимо хорошо представлять себе его принципиальные отличия от традиционного обучения, его основные цели и общую технологическую модель.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ


Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:


  1. Подготовка к работе над проектом:

— определение темы и целей проекта;

— формирование групп для работы над проектом;

— планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

— планирование работы;

— исследование;

— оформление выводов и результатов.

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

— самооценка;

— оценка других групп;

— оценка учителя;

— оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

— Что мы делали?

— Как мы делали?

— Каковы результаты?

— Каков мой личный вклад в решение проблемы?

На первых этапах, когда сам учитель обучает, направляет деятельность учащихся, провожу следующие виды работы.

I. Разогрев, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку».

«Уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного усвоения материала.

Задача учителя – вызвать интерес к той или иной проблеме.

II. Проектирование.

  • Ученик ставит перед собой задачи, требующие определённых усилий; учитель, в свою очередь, добивается решения своих задач.

  • В ходе урока дети добавляют свои задачи: разобраться в сути явления, понять главное определение, составить схему, таблицу, то есть включиться в процесс обучения в качестве активных его участников.

III. Работа над проектом :

— планирование работы;

— исследование

— оформление выводов и результатов.


IV. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле.

— Что мы делали?

— Как мы делали?

— Каковы результаты?

— Каков мой личный вклад в решение проблемы?



  1. Эффективность и результативность использования технологии.


Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Поэтому мои ученики:

  • ставят перед собой проблемы и решают их совместно с учителем или самостоятельно;

  • прогнозируют ожидаемое содержание предстоящей работы;

  • добывают информацию и находит условия для её реализации;

  • преломляют полученные знания через личностное восприятие, в результате создавая самостоятельную творческую работу некоторые ребята и не подозревали, что могут неплохо выполнить проекты.

Об эффективности использования проектной технологии можно судить по результатам деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

III. « Учительская мастерская».

В своей работе каждый учитель использует не одну технологию.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы(7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Педагогические мастерские — это новая технология, которая по всей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие:

— ученик должен действовать автономно и рефлективно;

— использовать различные средства интерактивно;

— входить в социально- гетерогенные группы и функционировать в них.

Из мастерской гораздо чаще, чем с урока, дополнительно к общему знанию каждый ученик уносит что-то свое: чувство, вопросы, раздумья, а главное – опыт личного и совместного проживания и какого-то пусть маленького, открытия. И побуждает к дальнейшему творчеству и исследованию.

IV. Компьютерные технологии

Задачи, стоящие перед учителем технологии , во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель — это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с учебным материалом и дополнительной литературой. Поэтому перед учителем технологии, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках , о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Пройдя в 2010 году краткосрочные курсы повышения квалификации по программе: «Информационно-коммуникационные технологии в предметных областях», я получила ответы на эти и многие другие вопросы. В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования компьютерных технологий:

  • повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока;

  • возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);

  • усиление наглядности;

  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;

  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

  • повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом),

  • активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества,

  • самореализация и саморазвитие личности ученика.

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

психологически облегчает процесс усвоения;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор учащихся;

повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов.


Учить сегодня — сложная задача,

Ученье, как вершина,  нас зовет

Быть современным, грамотным,

а это значит —

                          учить себя, чтоб двигаться вперед!



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: