МАЛОТОЛКАЙСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА
Классы___6______
Количество часов:
Всего _268___; в неделю __8________
Планирование составлено на основе Программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Сборник 2_ _____________________________________
Учебник _ Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело 6 класс
Тематическое планирование составил(а) _учитель трудового обучения_Чуватова Л.П.______.
Цель курса:
Подготовить учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида к выполнению самостоятельно заданий по швейному делу. Отработка определенных трудовых навыков, необходимых для овладения профессии швеи мотористки
Специальность швеи мотористки приемлема для учащихся коррекционной школы по следующим причинам:
доступность. В связи с тем что длительное время выполняется одна или несколько операций , возможна выработка устойчивого навыка. Отсюда качество в работе, выполнение нормы и как следствие заработка.
эта профессия предполагает работу на предприятии с устоявшимися традициями. Рабочее место швея находится в цехе на виду у всего коллектива. Это положительно действует на выпускников школы VIII вида: они постоянно общаются с товарищами по работе, что создает условия для успешной адаптации .
труд проходит в благоприятных условиях: светлые, теплые цеха, однообразный труд в течении всей смены. Это сохраняет трудоспособность и содействует хорошему настроению, а в конечном итоге выполнению нормы и увеличение заработка, т.е. скорейшей социализаци
Задачи курса:
воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости.
развитие речи в процессе выполнения трудовых действий
сообщение учащимся необходимых знаний по технологии пошива изделий и свойств хб и льняных тканей
формирование практических умений навыков при выполнении заданий по пошиву изделий
обучение приемам безопасной работы на швейной машине с электроприводом и оборудовании мастерской
Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов, освоение приемов работы, знакомство с устройством швейной машины.
Выполнение машинной вышивки
Развитие мышления, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у учащихся.
Освоение технологий пошива различных изделий
Формирование эстетических представлений, становление личности, социальной адаптации, самостоятельности в быту.
Пояснительная записка.
Цель уроков швейного дела: направленность на социализацию личности учащегося ОВЗ, коррекция и развитие трудовых способностей детей и их нравственных позиций поведения.
Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития во многом зависит от коррекционной работы педагога на уроках профтруда. Основным направлением коррекционной работы является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к сознательной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Также учащиеся осваивают технику машинной вышивки. Поэтому планируется не только пошив изделий, но и вышивка их.
В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда (готовые образцы изделия и чертеже выкройки), а также условий работы ( используемых орудий труда, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании своих действий заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения. Подражая наглядному показу учителя, дети овладевают правильными трудовыми действиями, а затем и операциями. Это воспитывает культуру труда, приучает детей правильно выполнять трудовые действия. При обучении умениям трудовые операции обычно расчленяются на более мелкие элементы – трудовые приемы и действия.
Сочетание демонстрации натурального изделия со словом учителя делает обучение более доходчивым, пробуждает интерес к работе. Постепенно, в результате активного наблюдения за образцом изделия, дети сами устанавливают с чего начинать работу, из каких деталей оно состоит, какие инструменты и приспособления понадобятся
Систематически на уроках используются предметно- инструкционные карты как при обсуждении плана работы , так и во время практического выполнения. Оба пособия, текстовой и набор образцов, приносят большую помощь, так как один ученик у доски воспроизводит план, опираясь на образцы, другой составляет его по смыслу текстов.
Этот вид работы активизирует внимание класса, заставляет следить за работой товарищей, оценивать правильность ответов. Имея план работы в виде текста и образцов последовательного выполнения, учащиеся достаточно полно могут представить себе последующие действия. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточного результата работы. При этом большое влияние имеет сформированность контрольно- измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.
Основными путями повышения качества выполняемых работ является:
-создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
-обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.
-достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.
Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначение изделия, ткань для пошива, после общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных узлов. Обычно от детей с проблемами в обучении трудно добиться полного и самостоятельного описания изделия, поэтому достаточно, чтобы они правильно давали характеристику изделия по вопросам учителя. Начинать эту работу необходимо с первого года обучения, когда образцы очень просты по конструкции и технологии изготовления.
На каждом практическом занятии ученик должен иметь определенное задание, знать, что ему следует сделать в связи с ним и сколько времени он может затратить. Иначе говоря, перед учеником ставится цель на каждый этап работы с учетом его индивидуальных возможностей. Это организует и дисциплинирует детей, повышает ответственность.
В 6 классе продолжается работа по обучению учащихся построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Дети учатся обрабатывать срезы обтачками (косынка, фартук), обрабатывать тупые и острые углы в изделии, выполнять пошив ночной сорочки, изготавливать карманы различных фасонов, шить фартук с нагрудником , трусы плавки и кепи. На уроках по ремонту одежды выполняют штопку, заплату.
В течении года отрабатываются приемы выполнения сборок машинным способом, запошивочного шва, накладного шва, мягких складок.
Учащиеся знакомятся с видами переплетений нитей в ткани и свойствами хлопчатобумажных тканей, получение и свойства льняных волокон и ткани. Сравнение свойств льняных и хлопчатобумажных тканей выполняется во время лабораторных работ.
В 6 классе дети знакомятся и отрабатывают навыки выполнения пошива на бытовых швейных машинах с электроприводом.
Особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторение» учащиеся выполняют заказы школы.
При проведении уроков большое внимание уделяется технике безопасности. В начале каждой четверти проводится устный инструктаж- опрос. Результаты опроса фиксируются в специальном журнале. Перед проведением практического задания учитель проводит вводный инструктаж по ТБ по необходимому оборудованию. В программе запланированы специальные уроки по ТБ.
В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующие наращивается темп работы и степень овладение трудовыми навыками..
Обучение швейному делу развивает мышление, способность пространственному анализу, мелкую и крупную моторики. Кроме того, выполнение работ формирует эстетическое представление, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Предусмотрены вспомогательные работы, связанные с выполнением основного программного материала и заказа школы.
В конце каждой четверти проводится самостоятельная (контрольная) работа, завершающая раздел.
По итогам года предусмотрена заключительная контрольная работа.
По итогам прохождения программного материала учащиеся 6 класса должны:
Знать:
-назначение и устройство бытовой машины с электроприводом
-виды и назначение обтачек
-производство хб тканей и их свойства, льняные волокна и ткани и их свойства
-конструкцию и применение запошивочного шва
— понятие масштаб, масштабная линейка.
-правила и последовательность снятия мерок
-правила расчета ткани на мягкие складки
-назначение и фасоны карманов
Уметь:
-обрабатывать срезы обтачками по прямой линии, кругу и углу.
-выполнять на машине мягкие складки
-распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани
-выполнять запошивочный шов
-работать на швейной машине с электроприводом
-работать по готовым лекалам
-снимать и записывать мерки
-самостоятельно проверять раскладку выкройки на ткани
-ориентироваться в работе по образцу
-анализировать качество работы при сравнении с образцом
-утюжка и складывание изделия по технологическим требованиям
Содержание материала | Кол-во часов | Дата прове- дения | Прогнозируемый результат | |
| I четверть (66 часов) |
|
|
|
| Вводное занятие. | 2 |
|
|
1 | Беседа о профессии швеи, вышивальщицы. Задачи обучения, план работы на четверть | 1 |
| Расширение профессионального кругозора учащихся. |
| Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Санитарно-гигиенические требования. |
|
| Правила безопасной работы с инструментами и механизмами |
2 | Правила безопасной работы при работе на швейной машине. Организация рабочего места. | 1 |
| Санитарно-гигиенические требования. Правильная организация рабочего места |
| Обработка обтачкой среза ткани | 11 |
|
|
3 | Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.) | 1 |
| Знание видов обтачек, их применение при пошиве изделий |
4- 5 | Раскрой и стачивание долевых обтачек | 2 |
| Умение работать с опорой на технологическую карту |
6- 7 | Раскрой и стачивание косых обтачек | 2 |
| Умение работать с опорой на технологическую карту |
8- 9 | Раскрой и стачивание поперечных обтачек | 2 |
| Умение работать с опорой на технологическую карту |
10-13 | Обработка деталей обтачкой (одинарной и двойной) | 4 |
| Умение работать с опорой на технологическую карту |
| . Обработка долевой обтачкой косой среза ткани (косынка) | 7 |
|
|
14 | Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев) | 1 |
| Определение правильности косого среза на ткани. |
15 | . Складывание ткани для раскроя косынки. | 1 |
| Умение складывать ткань для раскроя |
16 | Определение правильности косого среза на ткани. | 1 |
| Знание и умение определить правильность косого среза |
17 | Определение размера долевой обтачки для обработки среза. | 1 |
| Умение определить размер долевой обтачки |
18-19 | Раскрой и стачивание долевой обтачкой косынки | 2 |
| Умение раскроить и стачать долевую обтачку |
20 | Анализ выполненной работы | 1 |
| Умение анализировать свою работу |
| Обработка сборок | 6 |
|
|
21-
| Сборка как отделка на детском легком платье, белье | 1 |
| Знание правила припуска ткани для сборки. Умение работы со швейной машиной |
22 | Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок. | 1 |
| |
23 | Прокладывание на образце двух параллельных строчек на швейной машине и ручным способом (мелкими сметочными стежками). | 1 |
| Умение проложить параллельные строчки вручную и машинным способом мелкими стежками |
24- 25 | Выполнение на образце сборок и равномерное распределение их
| 2 |
| Умение равномерно распределить сборку |
26 | Анализ выполненных работ | 1 |
| Знание и умение анализировать свою работу |
| Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии. | 14 |
|
|
| Изделие. Фартук с закругленным срезом на поясе. |
|
|
|
27
| Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. | 1 |
| Распознавание вида хлопчатобумажной ткани. Определение х/б тканей по внешнему виду, на ощупь, по особенности горения нитей. |
28 | Свойства хлопчатобумажной ткани. | 1 |
| |
29 | Фартук: ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки | 1 |
| Умение подобрать ткани для фартука. Знание названий контурных срезов, швов, видов отделки |
30 | . Строчки для сборок. Контрольная линия | 1 |
| |
31- 32 | Прокладывание контрольной линии на основной детали. Определение размера и изготовление из отделочной ткани косой обтачки. | 2 |
| Умение определить размер обтачки, проложить контрольную линию |
33- 34 | Обработка закругленного среза основной детали двойной косой обтачкой. | 2 |
| Умение обработать закругленный срез обтачкой |
35 | Прокладывание машинных строчек для образования сборок по верхнему срезу. Равномерное распределение сборок | 1 |
| Умение выполнить правильно сборку для изделия |
36- 37 | Обтачивание концов пояса. Заметавание одного среза пояса, определение его середины, совмещение с серединой основной детали. | 2 |
| Умение выполнить заметывание среза пояса фартука и приметывание к основной детали |
38- 39 | Приметывание и соединение пояса с основной деталью, отделка | 2 |
| |
40 | . Утюжка фартука. Анализ работ | 1 |
| Утюжка изделия. Самоанализ |
| Машинная вышивка. Украшающие строчки. | 11 |
|
|
41 | История возникновения, виды украшающих строчек на различных видах тканей, разными видами ниток (величина, размеры, машинные, ручные). Применение и использование при изготовлении салфеток, одежды |
1 |
| Дать представление о машинной вышивки с применением украшающих строчек на различных видах тканей. Уметь применять их в практике. Подбор рисунка для ткани. Подбор ниток для ткани. Работа с калькой. Работа с копировальной бумагой. Запяливание ткани Соблюдение направления заполнения рисунка. Заполнение рисунка вышивкой. Утюжка вышитого изделия Тб при работе в мастерской Анализ, самоанализ
|
42 | Выбор рисунка, ткани, ниток
| 1 |
| |
43 | Перевод рисунка на ткань
| 1 |
| |
44- 50 | Выполнение образца
| 7 |
| |
51 | Влажно-тепловая обработка образца Анализ выполненных работ
| 1 |
| |
| III Ремонт одежды | 6 |
|
|
52 | Заплата, способы пришивания. Ручной способ | 1 |
| Подбор ткани для ремонта |
53 | Подготовка изделия к ремонту | 1 |
| Определение места наложения и размера заплаты |
54 | Раскрой заплаты | 1 |
| Подгибание и заметывание срезов заплаты |
55 | Наложение заплаты с изнаночной стороны ткани | 1 |
| Подгиб краев поврежденной ткани |
56- 57 | Самостоятельное выполнение заплаты | 2 |
| Укрепление навыков самостоятельной работы |
| Практическое повторение. | 8 |
|
|
58- 65 | Заказ школы. Пошив фартуков с вышивкой | 8 |
| Умение применять ранее полученные знания по пошиву фартука |
66 | Контрольная работа. Обработка закругленного среза косой обтачкой. Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу. |
1 |
|
|
IIчетверть
Тема содержания изучаемого материала | Кол-во часов | Дата прове дения | Прогнозируемый результат | |
| Вводное занятие. | 3 |
|
|
67 | Задачи обучения, план работы на четверть. Организация рабочего места | 1 |
| Правила безопасной работы с инструментами и механизмами |
68 | Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Санитарно-гигиенические требования. | 1 |
| Санитарно-гигиенические требования. Правильная организация рабочего места |
69 | Смазка, чистка оборудование | 1 |
| |
| Запошивочный шов | 5 |
|
|
70 | Конструкция запошивочного шва
| 1 |
| Знание конструкция шва его применение. Умение сложить ткань с выпуском одного среза, вкладывание одной детали в подогнутый срез второй, сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Контроль размеров шва. |
71- 73 | Выполнение запошивочного шва на образце
| 3 |
| |
74 | Влажно-тепловая обработка образца Анализ выполненной работы | 1 |
| |
|
|
|
|
|
| Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии | 15 |
|
|
75 | Нижняя сорочка Ткани для пошива, детали, швы | 1 |
| Умение подобрать ткани для пошива изделия. Знание деталей, швов |
76 | Название контурных срезов. Определение середины, прокладывание контрольных линий | 1 |
| Знание названий контурных срезов. Умение определить и проложить контрольные линии |
77 78 | Соединение деталей по образцу. Сметывание деталей | 2 |
| Умение сметать детали изделия |
79 80 | Обработка боковых срезов запошивочным швом | 2 |
| Умение выполнить запошивочный шов при обработке боковых и плечевых срезов |
81 82 | Обработка плечевых срезов запошивочным швом | 2 |
| |
83 | Разновидности обработки срезов косой обтачкой | 1 |
| Знание обработки срезов косой обтачкой и назначения надсечки |
84 | Назначение надсечки | 1 |
| |
85 87 | Обработка косой обтачкой горловины и пройм изделия кружевом, тесьмой | 3 |
| Умение обработать горловину, проймы изделия и применением фурнитуры |
88 | Влажно-тепловая обработка образца | 1 |
|
|
89 | Анализ работ | 1 |
| Самоанализ своей работы |
| Машинная вышивка. Краевая гладь. | 14 |
|
|
90 | История возникновения, виды краевой глади на различных видах тканей, разными видами ниток ( машинная, ручная). Применение и использование при изготовлении салфеток, одежды
| 1 |
| Дать представление о машинной вышивки краевой гладью на различных видах тканей. Уметь применять их в практике. Подбор рисунка для ткани. Подбор ниток для ткани. Работа с калькой. Работа с копировальной бумагой. Запяливание ткани Соблюдение направления заполнения рисунка. Заполнение рисунка вышивкой. Утюжка вышитого изделия Тб при работе в мастерской
|
91 | Выбор рисунка, ткани, ниток
| 1 |
| |
92 | Перевод рисунка на ткань
| 1 |
| |
93 101 | Выполнение образца
| 8
|
| |
102 | Влажно-тепловая обработка образца | 1 |
| |
103 | Анализ работ | 1 |
| |
| Практическое повторение.
| 24 |
|
|
104 127 |
Выполнение заказа школы . Пошив и ремонт постельного белья, одежды. Пошив детских фартуков | 24 |
| Умение применять на практике знания и умения ранее изученного материала. |
128 | Контрольная работа Выполнение изделия краевой гладью | 1 |
|
|
III четверть
Тема содержания изучаемого материала | Кол-во часов | Дата прове дения | Прогнозируемый результат | |
| I Вводное занятие. | 2 |
|
|
129 | Задачи обучения, план работы на четверть. Организация рабочего места | 1 |
| Организация рабочего места |
130 | Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Санитарно-гигиенические требования. | 1 |
| Правила безопасной работы с инструментами и механизмами Санитарно-гигиенические требования |
| II Бытовая швейная машина с электроприводом | 9 |
|
|
131 | Электрическая швейная машина Марки, назначения, устройство | 1 |
| Знание марок электрических машин. Их назначение, устройство |
132 133 | Правила безопасной работы на электрической швейной машине Механизмы регулировки швейной машины | 2 |
| Знание Т.Б. при работе на электрической машине и механизмов регулировки |
134 135 | Челночный комплект: назначение деталей, разборка и сборка комплекта | 2 |
| Умение производит сборку, разборку челночного комплекта. Знание назначение деталей |
136 | Регулировка натяжения верхней и нижней ниток | 1 |
| Умение регулировать натяжение верхней и нижней нити |
137 | Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Регулировка скорости | 1 |
| Умение регулировать скорость вращения главного вала при помощи педали |
138 139 | Выполнение строчек на машине | 2 |
| Выработка навыков выполнять строчку на электрической машине |
| Машинная вышивка. «Виток» | 12 |
|
|
140 | История возникновения, виды витка на различных видах тканей, разными видами ниток ( машинный, ручной). Применение и использование при изготовлении изделий, одежды | 1 |
| Дать представление о витке как машинной вышивки на различных видах тканей. Уметь применять их в практике. Подбор рисунка для ткани. Подбор ниток для ткани. Работа с калькой. Работа с копировальной бумагой. Запяливание ткани Соблюдение направления заполнения рисунка. Заполнение рисунка вышивкой.
Утюжка вышитого изделия Тб при работе в мастерской Умение провести самоанализ выполненной работы |
141 | Выбор рисунка, ткани, ниток
| 1 |
| |
142 | Перевод рисунка на ткань
| 1 |
| |
143 149 | Выполнение образца
| 7
|
| |
150 | Влажно-тепловая обработка образца | 1 |
| |
151 | Анализ выполненных работ | 1 |
| |
| Обработка мягких тканей | 9 |
|
|
152 | Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. | 1 |
| Знание о значении мягких складок |
153 | Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое | 1 |
| Умение произвести расчеты |
154 | Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий. | 1 |
| Умение различить массовое и индивидуальное изготовление |
155 | Практические работы. Разметка складок. | 1
|
| Умение сделать разметку складок |
156 157 | Выполнение на образце мягких незаутюженных складок. | 2 |
| Умение выполнить работу по инструкции |
158 159 | Заметывание складок по надсечкам или копировальными стежками | 2 |
| Умение выполнить заметывание складок |
160 | Анализ работ | 1 |
| Умение проанализировать свою работу |
| Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью | 10 |
|
|
161 | Карман, назначение, фасоны. Детали кармана с отворотом. Размеры припусков на подгиб и отворот | 1 |
| Знание назначения, фасонов, деталей карманов. Размеры припусков |
162 163 | Обработка верхнего среза кармана швом в подгибку закрытым срезом | 2 |
| Умение обработать верхний срез кармана |
164 165 | Обтачивание отворота | 2 |
| Умение обтачать отворот кармана |
166 | Заметывание шва вподгибку с открытым срезом по срезу кармана | 1 |
| Умение заметать карман на изделие |
167 | Нанесение линий настрачивания кармана на изделие | 1 |
| Умение и знание нанесений линий настрачивания на изделие |
168 | Наметывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой | 1 |
| Знание и умение наметывать и соединять карман с основной деталью |
169 | Выполнение закрепки по отделочной строчке. Влажно-тепловая обработка | 1 |
| Умение выполнять закрепку и влажно-тепловую обработку изделия Умение анализировать работу |
170 | Анализ выполненных работ | 1 |
| |
| Обработка подкройной обтачкой внешнего угла | 8 |
|
|
171 | Угол в швейном изделии- прямой, острый, тупой | 1 |
| Умение различать и построить прямой, острый и тупой угол |
172 | Подкройная обтачка. Значение надсечек | 1 |
| Знание видов подкройной обтачки значения надсечек |
173 | Раскрой обтачки | 1 |
| Умение произвести раскрой обтачки |
174 175 | Обработка углов обтачкой на лицевую и изнаночную стороны | 2 |
| Знание и умение обработать углы обтачкой на лицевую и изнаночную стороны |
176 177 | Выметывание канта при обработке детали подкройной обтачкой | 1 1 |
| Знание и умение выметывать кант |
178 | Анализ выполненных работ | 1 |
|
|
| Построение чертежа и раскрой фартука для работы | 7 |
|
|
179 | Растительные волокна. Лен. Обработка и получение льняного волокна | 1 |
| Умение распознать льняное волокно. Знание о получения и обработки его |
180 | Свойства льняного волокна (длина, прочность). | 1 |
| Знание свойств льняного волокна |
181 | Действие воды и тепла на льняное волокно | 1 |
| Знание действия воды и тепла на волокно |
182 | Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива | 1 |
| Знание назначение фартука, тканей и фасонов |
183 | Название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука | 1 |
| Знание деталей, срезов фартука |
184 | Снятие мерок для фартука. Построение основы выкройки с использованием ИКТ | 1 |
| Умение снять мерки и изготовить выкройку |
185 | Раскрой фартука | 1
|
| Умение раскроить фартук |
| Соединение деталей с помощью пояса и обработка отделочной строчкой. | 9 |
|
|
186 | Фартук. Виды ткани (гладкокрашенная, набивная, пестротканая, меланжевая) | 1 |
| Знание и умение различать виды тканей |
187 | Настрачивание кармана | 1 |
| Умение настрачивать карман |
188 | Собирание сборок или закладывание мягких складок | 1 |
| Умение собрать сборку , мягкие складки |
189 | Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой
| 1 |
| Знание и умение обработать низ фартука обтачкой |
190 | Обработка верхнего среза карманов- швом вподгибку
| 1 |
| Знание и умение обработать верх фартука |
191 | Соединение накладным швом кармана с основной деталью изделия | 1 |
| Знание и умение обработать карман с основной деталью изделия |
192 | Соединение обтачным швом парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей | 1 |
| Знание и умение соединить нагрудник и бретели |
193 | Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука
| 1 |
| Знание и умение соединить поясом нагрудник и низ фартука |
194 | Заметывание шва. Выполнение отделочной строчки на ширину лапки | 1 |
| Знание и умение заметать шов и выполнить отделочную строчку |
| Утюжка изделия |
|
| Умение отутюжить изделие |
| Выполнение заказа школы | 7 |
|
|
195 201 | Пошив фартуков для дежурных в столовой. Нарядного вышитого фартука для приема гостей | 2 3 2 |
|
Умение применять на практике знания и умения ранее изученного материала. |
202 | Контрольная работа Изготовление накладного кармана размером 12Х14, шириной отворота 3 см. обработка и соединение кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки | 1 |
|
Умение применять на практике знания и умения ранее изученного материала |
VI ЧЕТВЕРТЬ
Тема содержание изучаемого материала | Кол-во часов | Дата прове дения | Прогнозируемый результат | |
| I Вводное занятие. | 2 |
|
|
203 | Задачи обучения, план работы на четверть. Организация рабочего места | 1 |
| Организация рабочего места |
204 | Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Санитарно-гигиенические требования. | 1 |
| Правила безопасной работы с инструментами и механизмами Санитарно-гигиенические требования |
| Пошив спортивного белья. Трусы-плавки с резинкой на поясе. | 16 |
|
|
205 | Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам: способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, способность впитывать влагу (гигроскопичность) | 1 |
| Знание свойств х/б и льняных тканей Переплетение льняной ткани и х/ |
206 | Действие воды, тепла, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании. | 1 |
| Знание и умение выбрать ткани для пошива изделия |
207 | Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду, разрыву, на ощупь. | 1 |
| Умение определить ткань по признакам |
208 | Виды отделок нижних срезов трусов-плавок. | 1 |
| Знание видов отделок |
209 210 | Раскрой трусов по готовому лекалу | 2 |
| Умение разложить детали лекал на ткани |
211 | Прокладывание прямых стежков по линии подгиба верхнего среза | 1 |
| Умение проложить прямые стежки по линии подгиба |
212 | Обработка накладной ластовицы и соединение ее накладным швом с основной деталью | 1 |
| Умение обработать ластовицу и соединение ее накладным швом с основной деталью |
213 214 | Соединение запошивочным швом боковых срезов | 2 |
| Умение выполнить запошивочный шов |
215 | Заготовка и соединение в кольцо по размеру нижнего среза косой обтачки | 1 |
| Умение соединить в кольцо косой обтачкой нижний срез |
216 217 | Обработка нижнего среза двойной косой обтачкой | 2 |
| Умение обработать нижний срез |
218 | Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом | 1 |
| Умение обработать верхний срез |
219 | Вкладывание в подгиб эластичной тесьмы (резинка) | 1 |
| Умение вложить эластичную тесьму |
| Утюжка изделия. |
|
|
|
220 | Анализ выполненных работ | 1 |
| Умение анализировать свои работы |
| Ремонт одежды | 6 |
|
|
221 | Определение вида ремонта | 1 |
| Умение определить вид ремонта. |
222 | Подбор ниток и тканей. Раскрой заплаты | 1 |
| Знание и умение подобрать ткань и нитки для ремонта. Умение произвести раскрой заплаты |
223 | Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты | 1 |
| Умение подготовить место наложения заплаты и произвести намётывание заплаты. |
224 | Настрачивание заплаты накладным швом | 1 |
| Умение настрочить заплату |
225 | Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки | 1 |
| Умение выполнить штопку изделия |
| Утюжка изделия |
|
|
|
226 | Анализ выполненных работ | 1 |
|
|
| Машинная вышивка. «Аппликация» | 10 |
|
|
227 | История возникновения аппликации. Виды аппликаций (машинная, ручная). Использование аппликации при пошиве и ремонте одежды | 1 |
|
Дать представление об аппликации. Уметь применять ее в практике Подбор рисунка для ткани Подбор ниток для ткани Работа с калькой Работа с копировальной бумагой Запяливание ткани Соблюдение направления заполнения рисунка Заполнение рисунка вышивкой. Утюжка вышитого изделия |
228 | Выполнение образца Выбор рисунка, ткани, ниток | 1 |
| |
| Перевод рисунка на ткань
|
|
| |
229 234 | Выполнение образца с применением витка
| 3 3 |
| |
235 | Влажно-тепловая обработка образца Анализ работ
| 1 |
| |
236 | Проверочная работа по тестам материаловедения ( с помощью презентации) | 1 |
| |
| Построение чертежа и изготовление выкройки летнего головного убора | 6 |
|
|
237 | Кепи и берета: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. | 1 |
| Знание назначения головного убора |
238 | Использование журналов мод для выбора фасонов. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). | 1 |
| Умение выбрать фасон |
239 | Количество клиньев в зависимости от формы изделия. Расход ткани в зависи-мости от фасона изделия и рисунка ткани. | 1 |
| Умение рассчитать расход ткани на изделие |
240 | Учет рисунка ткани при раскрое изделия. | 1 |
| Умение учесть направление рисунка при раскрое |
241 | Снятие и запись мерок. Построение чертежа клина под руководством учителя с использованием ИТК. | 1 |
| Знание и умение снять мерки, умение работать на компьютере |
242 | Вырезание выкройки, раскладка ее на ткани и раскрой | 1 |
| Знание и умение вырезать выкройку |
| Пошив летнего головного убора | 9 |
|
|
243 | Ткани для изготовления летних головных уборов | 1 |
| Знание и умение подобрать ткань |
244 | Материалы для отделки изделия (пуговицы, пряжки, эмблемы, тесьма). | 1 |
| Умение подобрать отделку |
245 246 | Настрочной и расстрочной швы: характеристика. Использование при пошиве головных уборов. | 2 |
| Знание швов |
247 248 | Стачивание деталей головки, подкладки и козырька кепи. | 2 |
| Умение работать по инструкции |
249 | Отстрачивание козырька с ориентиром на лапку. Вкладывание подкладки в головку. | 1 |
| Умение работать по технологической карте |
250 | Складывание изделия. | 1 |
| Знание стандартов |
| Утюжка и складывание изделия |
|
|
|
251 | Анализ выполненной работы | 1 |
| Умение оценить качество своей работы |
| Выполнение заказа школы | 16 |
|
|
252 267 | Ремонт одежды, постельного белья. Пошив шорт для летнего отдыха. | 16 |
| Умение применять ранее полученные знания и умения |
268 | Контрольная работаИзготовление салфетки с вышивкой (аппликация, виток).Рисунок по выбору учащегося | 1 |
| Вышивка изделия |
Используемая литература
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 2. /под ред. Воронковой В.В.. М.,ВЛАДОС, 2000
Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело 6 М., Просвещение,2005
Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Рабочая тетрадь. Швейное дело 6-кл М Просвещение, 2006
Перентов А.Н., Лебедев П.М., Секова Л.С. Рабочая тетрадь по швейному делу М., ВЛАДОС, 2003
Технология 5-11 кл. Программно-методический материал М., Дрофа,2000
Чернякова. В.Н. Технология обработки ткани 6 кл., М., 2002
Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 кл. тетрадь М., Просвещение, 2004
Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении М., Педагогика, 1990
Гончарова Т.А. Вышивка. М.,Дрофа, 2001
Бобита М. Рукоделие Харьков,Фолио,1997
Максимова М. Вышивка М, 2004
Производство и школа. Журнал. М., Школа-Пресс
Уроки детского творчества /сост. Борисова Е. М., Нтоло-Пресс, 1996
«Коллекция идей». Журнал. М.
«SUSANA». Журнал. М.
«Рукоделие». Журнал. М.
«Мода» Журнал. М.
Муханова И.Ю. Лоскутные узоры. М.,2003
Сидоренко Н.А. Прикосновение к творчеству. // Начальная школа 8/99
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. //Начальная школа 6/05, стр. 44.
Гобедашвили Н.М.. Объемная аппликация. // Начальная школа 9/98
Голубева Н.Г.Практическая и творческая ценность уроков труда по обработке бросовых материалов. //Начальная школа. 12/01 стр. 42
Егорова Р.Н.. Учись шить. М.1998
Турчинская К.М.Профориентация во вспомогательной школе М,1996
Амоков. . В.Б. Искусство аппликации М., АСАДЕМА,2002
Карпова. Е. Уют вашего дома М., Дрофа,2004
25. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 кл. М, АСАДЕМА, 2006
Павлова Г.В. Профориентация старшеклассников М, АСАДЕМА,2000
Чижик Т.В. Кройка и шитье — Ростов-на-Дону, Проф-Пресс, 2000.
29.Чижик Т.В. Кроим, шьем, обрабатываем — Ростов-на-Дону, Проф-Пресс,2000