Тема: «Народное творчество»
Цель: Воспитывать уважение к труду, людям труда, к традициям своего народа.
Задачи: развивать кругозор детей, расширять объём знаний о культурных и исторических ценностях, жизни и традициях своего народа, развивать мышление, умение работать по плану, учить делать правильный выбор, воспитывать толерантность, бережное отношение к наследию прошлого, познакомить с методикой проведения пресс — конференции, тематических чтений, семинара.
Оборудование: У учителя: таблицы, презентация, образцы поделок, книга из серии « Мир вокруг нас. Народные промыслы».
Выставка детских работ. Аппликации. Рисунки. Торцевание. Вышивка. Вязание. Резьба.
Предметы, выполненные народными умельцами.
Ход занятия
Организация. Создание позитивного настроения на занятии.
В небе солнце засветило
И пригрело нас
И улыбкой озарило
Наш веселый класс.
Будем дружно
Мы трудиться,
И не будем мы лениться.
Всё нам в жизни пригодится,
Много дел у нас.
Вводная часть. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего Слёта народных умельцев.
В нашей школе проходит слёт юных талантов.
План наших встреч таков.
Пресс-конференция . ( 1 группа и её тема).
Тематические чтения.(2 группа и её тема).
Семинар. ( 3 группа и её тема).
— Как вы думаете, какие сувениры, предпочитают увезти из России иностранцы?
Туристы знакомятся со страной, посещая музеи, знаковые места для жителей страны. С нашей страной знакомятся через народные промыслы. Русский народ талантлив во всём. Наши сказки учат мудрости, в них всегда побеждает добро. Пословицы учат прислушиваться к опыту, собранному многими поколениями людей. Наши загадки развивают пытливый ум. С давних пор русские умельцы ткали чудесные ткани, коврики, покрывала, вязали пуховые платки, вышивали одежду, украшали избы, делали игрушки, посуду из разных материалов. ( Показ иллюстраций в книжке «Мир вокруг нас. Народные промыслы».
2
Представьте, что мы переходим в зал, где начинается пресс – конференция.
(Отчёт 1 группы).
Председатель. Здравствуйте дорогие гости. Прошу устраиваться удобней. Мы начинаем нашу пресс-конференцию. Председателем этой пресс-конференции являюсь я, (Имя и фамилия ученика и рассказать о его достижениях, если они есть). Сегодня мы знакомимся с народным творчеством, связанным с резьбой по дереву и на ваши вопросы отвечают участники Слета народных умельцев 3-А , 3 – Б и 4- Б классов. Представляю их. Это (Полина -победитель городского и регионального конкурса …, … и т.д. и т. п.)
1 вопрос. Журналист классной газеты «Наши таланты» 3- А класс.
Скажите, какова история зарождения этих промыслов?
Председатель. Спасибо за вопрос. Отвечает (Полина).
Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. Большое количество лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины — прялку и веретено, для праздничного стола – ковши и солоницы, для езды — сани и дугу. И все это прочно, удобно, красиво из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.
Троице-Сергиев монастырь был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал в этом районе с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царей.
. Председатель. Спасибо. Прошу задавать ещё вопросы.
2 вопрос. Журналист газеты « Классный уголок» 3-Б класса. Что раньше делали мастера – умельцы?
Председатель. Спасибо. На этот вопрос отвечает Ирина.
Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо — ось мира — стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было «древо жизни», служившее «символом добрых пожеланий и охранительным знаком».
В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Традиция резьбы очень древняя. Отдельно в этом ряду стоит церковная резьба — иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы, оклады- рамки для икон.
3
3 вопрос. Журналист детского журнала Г П Д « Наше творчество». Что интересного вы могли бы рассказать о хохломской росписи. Спасибо.
Председатель. На этот вопрос отвечают (Андрей).
Хохломскую роспись невозможно спутать. Нарисованы на посуде травы, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Председатель. Продолжит ответ София.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Председатель. Продолжит ответ Ольга.
Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
— Посмотрите на чудесный хохломской узор: тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон. — Какие цвета нам понадобятся для составления узора?
4
Посмотрите на изделия. Сколько радости и красоты дарят нам эти изделия.
— А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входит в царство Берендея,
В мир волшебной Хохлом
Председатель. Продолжит ответ Артём.
Сейчас мы употребляем выражение «лясы точить». Когда заканчивались полевые работы, появлялось время для домашних дел. Женщины ткали ткани, шили одежду, вышивали, вязали. Мужчины чинили орудия труда, делали мебель, посуду. Часто, делая украшения на балясинах – вертикальных элементах лестницы, они вели незначительные разговоры.
5
Да и изготовление балясин считалось пустяковым делом. Так что точить балясины означало делать простую работу. А разговоры при такой работе тоже не были серьёзными. Со временем слово «балясы» превратилось в укороченный вариант « лясы».
Выражение « лясы точить» стало неделимым, которое означает – вести пустые разговоры.
Во время работы долгими зимними вечерами рассказывали сказки, пели песни.
( Вставка- русская народная песня)
Председатель пресс – конференции. Спасибо за интересные сообщения. На этом наша пресс-конференция заканчивается. Благодарю всех её участников.
Председатель слёта. Мы приглашаем участников нашего слёта посетить «Тематические чтения : «Изучаем край родной».
Отчёт 2 группы.
Председатель тематических чтений. Здравствуйте, дорогие гости. Мы начинаем тематические чтения: «Изучаем край родной». У нас уже проходили занятия, на которых мы знакомились с устройством и бытом русской деревни, мы говорили об устройстве русской избы. Сегодня дети подготовили сообщения о некоторых народных традициях.
Со своим сообщением выступает Максим.
Тема: « Значение оберегов в жизни славян»
Русские традиции интересны своей многогранностью и самобытностью. Одной из них является изготовление оберегов.
Что такое обереги?. Это предметы быта, которые призваны оберегать благополучие рода. Это детская колыбелька, стол, печь, полотенце, кукла. Наши предки уважали эти предметы, украшали их.
Славянские обереги выполняли различные функции, от предупреждения болезней до раскрытия духовной силы. Существуют символы, которые используются в быту: на орудиях труда, оружии, доспехах, на утвари и т. д. В этих же целях древние славяне применяли обереговые орнаменты, вышивая их на верхней одежде. Важным фактором, перед тем как выбрать оберег, является первое внутреннее впечатление, а именно, чтобы он пришелся «по душе», «запал в душу», приглянулся или понравился.
Самыми простыми были геометрические фигуры. Круги, квадраты, неглубокие порезки геометрической резьбы в прошлом были наделены магическим смыслом: круг символизировал солнце, волнистые линии — воду, борозды — поле.
6
В наше время в украшении предметов домашнего быта встречаются волнистые линии и круги, но сейчас они утратили смысл магических рисунков. Мы воспринимаем их просто как элементы декора.
Большое место в народном искусстве занимали образы птиц. Лебедь олицетворяла водную стихию, одновременно — весну, считалась вестницей беды и радости. Среди животных особенно почитался конь, являвшийся символом солнца. Часто можно видеть изображения оберегов, охранявших дом и человека от злых духов. Львы, наяды, русалки, единороги, сказочные чудовища встречаются в резьбе, росписи, в вышивках, в выпечке на самых различных предметах.
С возникновением ремёсел появилось распределение труда.
Председатель. Спасибо. Следующее выступление на тему: « Куклы-обереги» Слушаем Алису.
Тема: «Куклы-обереги»
По традиции куклы делали только женщины. Мужчины не могли даже смотреть на женщин во время работы.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»). Куклы имели разное назначение. Одни дарили не достаток в доме, другие на хороший урожай.
Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») — это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.
Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда.
И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.
Каждый символ в обереге выполняет некоторую функцию: поддержка в духовном саморазвитии, защита от болезней, сохранение любви и мира в семье и т. п. Поэтому, перед тем, как выбрать оберег и символ для себя, наши предки должны были определиться и понять, для чего он необходим и в чем конкретно должен помочь. Изготовить такую куклу было очень не просто.
Требовалось немало мастерства в подборе тканей, цветовой гаммы, фактуры.
8
Председатель. Спасибо за интересный рассказ. На этом мы заканчиваем наши тематические чтения.
Отчёт 3 группы
Председатель слёта. Сейчас мы посетим семинар на тему: « Русская матрёшка»
Участники семинара, дети 3 группы, любезно пригласили нас принять участие в их работе по заданной теме.
Руководитель семинара. Тема нашего семинара « Русская матрёшка»
О русской матрёшке можно говорить много. Мы сегодня постараемся познакомиться с некоторыми вопросами. Наш семинар я предлагаю провести по такому плану:
1. Выступление по основному вопросу: « Русская матрёшка»
2. Как различить матрёшек?
3. Дополнения.
4. Вопросы к выступающим.
4 Заключительное слово основного выступающего ( Согласен он с дополнениями или нет).
Если возникнет дискуссия, прошу помнить, что вести её нужно корректно. Доказывать свою точку зрения примерами.
1. История возникновения матрёшки.
ИСТОРИЯ МАТРЁШКИ
Первая матрёшка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и чёрным петухом в руках. Выточил её в московской мастерской-магазине «Детское воспитание» токарь В.П. Звёздочкин, расписал Русские напёрстки известный художник С.В.Малютин.
9
Считается, что прообразом матрёшки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая случайно попала в семью А.И. Мамонтова.
Семья Мамонтовых много сил отдавала просветительству, коллекционированию художественных ценностей. В числе предметов народного искусства, которые они собирали, были и крестьянские игрушки. Восстановлению и развитию традиционно крестьянской игрушки уделялось особое внимание.
Большая заслуга в этом принадлежала брату С.И. Мамонтова – А.И. Мамонтову. Его семья владела мастерской-магазином «Детское воспитание», где создавали и продавали различные детские игрушки. Среди них особенно выделялись так называемые этнографические куклы, одетые в народные костюмы жителей различных уездов и губерний России.
А.И. Мамонтов – издатель, переводчик, владелец типографии, коллекционер русской живописи, как и его брат С.И Мамонтов, был весьма незаурядным деятельным человеком, всегда окруженным профессиональными художниками, кустарями, народными умельцами.
А.И. Мамонтов приглашал в свою мастерскую высококвалифицированных мастеров-игрушечников, от которых требовал изобретательности и большой фантазии в создании игрушек. Чтобы расширить кругозор мастеров, в мастерскую выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно популярным в то время было искусство стран Востока, в частности японское изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрешки – фигурка добродушного и веселого старичка – буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Фигурка Фукуруму в настоящее время хранится в Художественно-педагогическом музее игрушек в Сергиевом Посаде. Эта японская игрушка была забавная, она как-то уж очень подходила к русскому вкусу, напоминая пасхальные деревянные яйца, которые точно так же вкладывались одно в другое.
Именно в мастерской А.И. Мамонтова родилась первая русская матрешка. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В.П. Звездочкину, а роспись первых образцов матрешек была поручена С.В. Малютину, который в то время по поручению А.И. Мамонтова иллюстрировал детские книги. Не случайно иллюстрации и росписи первых матрешек очень близки по стилю.
Создатели первой русской матрешки были талантливыми и по-своему уникальными людьми. Выходец из купеческой семьи, С.В. Малютин являлся любимым учеником В.Д. Поленова. Благодаря своему дарованию и интуиции, он первым из художников осуществил связь профессионального и народного искусства.
10
Вероятно, С.В. Малютин и В.П. Звездочкин и не подозревали, что рожденная их совместными усилиями русская матрешка через некоторое время заполнит весь мир, неся в себе некую магическую тайну, скрытую душу России.
Созданная в конце 1890-х годов, первая матрешка – легкая, изящная, непосредственная – изображала крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом, серпом и хлебом в руках. Ее украшала роспись по выжиганию изысканно-бледных тонов и деликатный рисунок узоров и деталей. Бледноликий утонченный образ первой матрешки, выведенный профессиональной рукой, вобрал в себя характерные черты рубежа веков – черты модерна и русского стиля.
Русскую деревянную куклу прозвали Матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие.
Первая матрешка была восьмиместная. За девушкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга.
Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с легкостью. Первая русская матрешка была раскрашена гуашью и покрыта лаком самим С.В. Малютиным.
Но, несмотря на это, настоящей родиной матрёшки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России.
https://www.thimble.h11.ru/mat2.html
Руководитель семинара. У кого есть вопросы, дополнения?
Дополнение.
Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звёздочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трёх- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звёздочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звёздочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами.
https://www.veter100.ru/russia.php?page=wonder&article=11
11
Дополнение
В 1900 году матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, а с 1904 года земская мастерская стала выполнять заказы на ее изготовление не только для России, но и для других стран. После того, как игрушка стала появляться на ярмарке в Лейпциге, дошло даже до того, что матрёшку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году (этим грешила нюрнбергская фирма «Альберт Лерх»). Через московский Кустарный музей земские мастерские торговали со многими странами мира, включая даже Новую Зеландию.
https://ru.russia.europa.discovenger.ru/Zdravstvui-russkaya-matreshka-I-proschai
Руководитель семинара. У кого есть вопросы, дополнения.
Спасибо за выступления. Переходим ко 2 вопросу.
Вы уже знаете, что матрёшек начали изготавливать и в других местах. Матрёшки отличались по форме и по росписи. Внешне человек, который не знает секретов, может не отличить, где изготовили куклу. Мы сейчас узнаем, как это сделать.
Загорская Матрёшка.
СЕРГИЕВ ПОСАД — РОДИНА МАТРЁШКИ
Тематика сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.
«Загорский» стиль росписи матрёшек
12
Окончательно «загорский» стиль росписи матрёшки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной «земской» манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.
При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.
Роспись матрёшки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
В росписи матрёшки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.
https://wooddoll.narod.ru/mesto.htm
Семёновская и мериновская матрёшки
Первыми разъемную куклу стали точить мастера Майоровы и Вагины. Аверьян Вагин начал с подражания загорским мастерам. Только из-под рук его выходили матрёшки-смешинки: мужички плешивые с бородами да усами или мужички дородные в шляпах. А вот у Арсения Майорова была матрёшка другая. Старшая дочь его, Люба, навела на кукле рисунок гусиным пером и расписала анилиновыми красками. Славная получилась кукла, нарядная: в центре передника ярко-алый цветок – ромашка, на голове кокошник. Понравился рисунок младшей дочери Зинаиде, и она своё в куклу внесла. Так и стали сестры друг перед другом красоваться – кто лучше распишет.
Увидел как-то творчество сестер заезжий художник и похвалил – хороши куклы! И дельный совет дал – пишите сельских красавиц. С тех пор семёновская матрёшка обрела свой образ и с загорской куклой больше не соревновалась. Загорская матрёшка – городская, более строга в одежде. Семёновская – яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась.
И пошла она такой в свет. И была с радостью принята.
https://www.svetloyar.ru/index.php?id=000105
Полховские матрёшки
13
Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрёшка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.
Своей формой полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семёновских матрёшек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрёшек с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных матрёшек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.
Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и чёрного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
«Цветы с наводкой» – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись матрёшки, более близкая и «пестрение» – украшение при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.
Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семёновские соседи, расписывают матрёшки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.
https://wooddoll.narod.ru/mesto.htm
Вятские матрёшки
Наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрёшки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический приём, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.
Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами — в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться ещё в конце прошлого века как новый способ художественного оформления матрёшки.
Мода на матрёшки не только обогатила ассортимент русских промыслов, но и вывела матрёшки за пределы национальных границ. В 1960 годы появились башкирские и марийские матрёшки, расписанные в национальных традициях.
https://wooddoll.narod.ru/mesto.htm
14
Руководитель семинара. У кого есть вопросы, дополнения.
Дополнение.
КАК ИЗГОТОВИТЬ МАТРЁШКУ
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.
Как правило, матрёшки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, берёза, ольха, осина.
Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом брёвна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Брёвна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки.
До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Чтобы выточить на токарном станке матрёшку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов – ножом и стамесками разной длины и конфигурации.
Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся матрёшку, потом уже все остальные матрёшки.
Готовые матрёшки грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.
https://wooddoll.narod.ru/mesto.htm
Руководитель семинара. У кого есть вопросы, дополнения.
15
Дополнение.
МУЗЕЙ ВСЕХ МАТРЁШЕК
Увидеть все промысловые матрёшки из всех центров матрёшечных промыслов (Сергиев Посад, Семёново, Вятка, Майдан, Хотьково, Тверь, Новокузнецк, Башкирия) можно в Музее матрёшки в Москве (Леонтьевский переулок, дом 7).
Там же мы можем наблюдать различную авторскую трактовку матрёшки как символа и образа конца ХХ – начала ХХI века. Музей матрешки является одним из отделов Фонда народных художественных промыслов, который также включает в себя Салон изделий народных промыслов и Выставочный зал, где проводятся различные выставки.
В музее представлены матрёшки, сделанные по мотивам персонажей русских народных сказок, пухлощёкие, поблекшие от вековой старости барышни, пузатая фигурка в виде кота с торчащими ушами, дородная свинка в мундире и при шпаге и целый красноармейский отряд времен гражданской войны, спрятавшийся внутри своего командира, сувениры фабричной штамповки советского времени и авторские работы.
В самой большой матрёшке, представленной на выставке, пятьдесят фигурок, что в два раза меньше мирового рекорда.
А самая маленькая матрёшка — всего пару миллиметров в высоту. В музее можно пересчитать 30-местную матрёшку по мотивам сказки «Руслан и Людмила», посмеяться над забавными рожицами характерной матрёшки из Новокузнецка и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрёшки-коробейника.
https://www.osd.ru/objinf.asp?ob=961
16
Руководитель семинара.
Прошу выступающих высказаться по поводу дополнений. Кто не согласен?
* * *
У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную,
Глядь — а в ней ещё одна,
И похожа на большую —
Распрекрасная краса!
Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.
https://lud-golubeva.narod2.ru/company
Руководитель семинара. Позвольте мне поблагодарить вас за хорошую подготовку. Вы собрали интересный материал. На практическом занятии мы попробуем сами расписать матрёшку. Всем спасибо и до свидания.
Председатель слёта. Уважаемые гости и участники слёта. Вот и закончилась наша программа. Мы хорошо потрудились, узнали много нового. Вся работа проходила по плану. Мы успели обсудить все вопросы. А сейчас приглашаем в наш музей. Здесь вы найдёте работы наших школьных умельцев. Мы прощаемся до новых встречь.