Конспект открытого урока по технологии в 6-ом классе.
по теме:
«Первичная обработка рыбы».
Подготовила учитель технологии I квалификационной категории МБОУСОШ №7 г. Азнакаево: Мухаметшина Рузиля Нургалиевна
Цели:
Ознакомить с питательными ценностями блюд из рыбы.
Воспитывать эстетический вкус, внимательность.
Развивать исполнительские умения, творческие способности Ознакомить учащихся с ролью морепродуктов в питании человека.
Ознакомить учащихся с навыками первичной обработки рыбы.
Задачи:
1. Формировать и развивать умения по первичной обработке рыбы.
2. Прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Оборудование и материалы:
Художественные материалы:
Рабочая тетрадь.
Открытки.
Бумага.
Ножницы.
Карандаши.
Линейка.
Зрительный ряд:
Плакаты.
Инструкционные карты.
Учебник.
Иллюстрации.
Литературный ряд:
Стихотворение.
План урока:
Организационный момент (2 мин.)
Повторение пройденного материала по Финк – Райт – Робин (15 мин.)
Сообщение темы и целей урока (4 мин.)
Изучение нового материала (10 мин.)
Физкультминутка. Team Cheer (2 мин.)
Практическое выполнение задания (5 мин.)
Санитарные требования (5 мин.)
Подведение итогов, анализ работ (1 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока:
Назначение дежурного, проверка отсутствующих, раздача открыток, листов белой бумаги.
– Здравствуйте, ребята! High Five! — (сигнал тишины). Начинаем наш урок.
Скажите, пожалуйста, какая у нас была тема предыдущего урока?
— «Рыба и морепродукты».(Учащийся)
— Правильно. А с чем мы познакомились на прошлом уроке? (Учитель)
— Мы познакомились с видами рыб и морепродуктов.(Учащийся)
— Да, правильно, ребята. Перед вами лежат открытки с изображением рыб и на доске мы видим изображения различных рыб, мы уже с ними знакомы.
Сейчас послушайте стихотворение В. Мусатова про рыб:
«Рыболов, рыболов,
Покажите свой улов.
— Я поймал леща большого
И налима – вот такого!…
Двух горбатых, полосатых
Окуней и двух линей,
Щуку, карпа, судака…
А в ведерке два малька».
Вам понравилось стихотворение? (Учитель)
— Очень красивое стихотворение. (Учащаяся)
— А теперь у нас устный опрос по пройденному материалу.(Учитель) High Five – (сигнал тишины).
Опрос проходит в 2 этапа с использованием структуры ФИНК – РАЙТ – РОБИН (подумай – запиши – обсуди в команде). Во время выполнения данной структуры участники обдумывают ответ на заданный вопрос, записывают ответ на листе бумаги, затем обсуждают в команде.
В классе 16 девочек, они распределены в группы по 4 человека за каждым столом. На столах таблицы с распределением партнеров по плечу и по лицу.
Учитель раздает вопросы. На 1-ом этапе всей группой обсуждается 1-ый вопрос и один участник дает ответ, на 2-ом этапе всей группой обсуждается 2-ой вопрос и другой участник дает ответ.
1 этап. 1-ый участник от каждого стола готовит бумагу для всех участников группы. Партнер по лицу читает вопрос №1. Каждый участник берет бумагу, обдумывает вопрос и записывает свой ответ, затем все 4 участника группы обсуждают ответ. Партнер по плечу (3-ий участник) отвечает на вопрос №1.
2 этап. Партнер по лицу (4-ый участник) читает вопрос №2. Каждый участник обдумывает вопрос и записывает свой ответ, затем идет обсуждение в каждой группе. Партнер по лицу (1-ый участник) отвечает на вопрос №2.
— Молодцы, девочки, вы очень хорошо усвоили пройденный материал урока.
– High Five! – сигнал тишины. Сегодня, ребята, мы должны познакомиться с первичной обработкой рыбы. Запишите, пожалуйста, в тетради число и тему сегодняшнего урока. (Учитель) Нашей целью является ознакомление с навыками первичной обработки рыбы, развитие исполнительских умений и отрабатывание внимательности.
Наши задачи: усвоить и запомнить правила первичной обработки рыбы и запомнить санитарные требования, необходимые для соблюдения, при работе с рыбой.
Далее, с красной строки пишем: Этапы первичной обработки рыбы.
— Мы сказали, что рыба поступает в продажу замороженной. Значит первым этапом будет размораживание. Для этого замороженную рыбу кладут на некоторое время в холодную, слегка подсоленную воду. После оттаивания рыбу ополаскивают чистой водой.
Вторым этапом будет очистка рыбы от чешуи. На разделочной доске чешую удаляют сначала с бочков, а затем с брюшка. Это следует делать аккуратно, чтобы не повредить кожу. Обратите внимание на плакат (демонстрационный материал). Для удаления чешуи следует использовать специальные приспособления.
Третий этап – это удаление плавников. В первую очередь удаляют спинной плавник, подрезая его с обеих сторон, а затем, придерживая рыбу за хвостовую часть, плавник легко удаляют.
Четвертый этап. Удаление головы и внутренностей. Сделав продольный разрез на брюшке, осторожно потрошат рыбу, не повреждая желчный пузырь (иначе рыба будет горькой). Зачищают внутреннюю полость рыбы от черной пленки. Голову удаляют, сделав подрезы под жаберными крышками.
Пятый этап – промывание холодной водой. Смыть сгустки крови.
Шестой этап – пластование. Крупную потрошеную рыбу при необходимости пластуют: разрезают вдоль по позвоночнику и получают филе. Разрезать нужно от головы к хвосту.
Седьмой этап – нарезание на порционные куски. Рыбу нарезают, начиная с головной части. Для этого сначала разрезать мясо сверху до позвоночной кости. Потом легким ударом ножа разрубить ее и разрезать мясо нижней части рыбы.
Team Cheer – девиз (короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории). Одновременно выполняются легкие физические упражнения.
– Все ли вам понятно? Если есть вопросы, задавайте.
— Рузиля Нургалиевна! А мы будем разделывать рыбу?
— Да, девочки. У нас на следующем уроке будет практическая работа.
— Сейчас, девочки, вам надо зарисовать в тетради этапы первичной обработки рыбы, используя учебник и таблицы.
Учащиеся самостоятельно выполняют зарисовку этапов первичной обработки рыбы, используя цветные карандаши, осмысливают работу, запоминают для дальнейшего использования на практических занятиях и в жизни.
Во время выполнения работы учителем проводится обход рабочих мест, контроль за выполнением работы, оказывается необходимая помощь.
– Девочки! При обработке рыбы надо соблюдать санитарные требования:
а). для разделки рыбы надо использовать специальную доску с маркировкой;
б). во время разделки промывать рыбу холодной проточной водой;
в). сразу после разделки рыбные отходы сложить в пакет, плотно завязать и вынести в мусоропровод;
г). после окончания работы разделочную доску и инвентарь вымыть горячей водой с моющим средством и промыть холодной водой, убрать рабочее место.
8. На уроке используется групповая форма работы. При оценивании работ учитываются: самостоятельность выполнения рисунков, без помощи учителя, правильность.
— Ребята! Работа окончена, давайте посмотрим, что вы нарисовали.
После окончания работы выполняется демонстрация выполненных работ.
— Молодец, Эвелина! Ты правильно подобрала цвета. Тебе ставим оценку «5».
— Молодец, Карина! Правильно зарисовала этапы и работа выполнена очень аккуратно. Ребята, сколько поставим Карине? (Учитель)
— Поставим «5». (Учащиеся)
— Дорогие учащиеся, вы все справились с поставленной задачей, молодцы, все успели закончить работу. Мы добились поставленных перед нами целей. (Учитель)
— Как вы думаете, пригодятся вам, полученные сегодня знания в жизни?
— Да. Мы будем помогать маме. (Учащиеся).
9. Домашнее задание. High Five! – (сигнал тишины).
— На следующий урок принести спецодежду, принести рыбу, соль, муку и растительное масло. У нас будет практическая работа. Урок окончен. Уберите свои рабочие места. (Учитель)