Конспект «Производство и применение пиломатериалов» 6 Класс

Конспект урока по технологии

6 класс


Модуль: Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения.

Раздел: Технология обработки древесины и элементы машиноведения.

Тема: Производство и применение пиломатериалов.

Задача урока: Изучение процесса производства и способов применения пиломатериалов.

Цели: Образовательная:

  • Ознакомить учащихся с процессом производства и применения пиломатериалов.

  • Научить различать виды пиломатериалов.


  • Развивающая:

  • Развить у школьников любознательность.

  • Умение анализировать.

  • Применять полученные знания на практике.


  • Воспитательная:

  • Совершенствовать экологическое воспитание учащихся.

  • Привить активную жизненную позицию.

  • Воспитать инициативу и самостоятельность.


    • Профориентационная:

  • Сформировать у учащихся интерес к профессиям

      • Лесничий, лесник, столяр.

Методическое оснащение урока:


  1. Материально-техническая база:

  • Школьная мастерская

  • Компьютер и медиапроектор

  1. Дидактическое обеспечение:

  • рабочая тетрадь учащихся

  • плакаты: «Продукты обработки древесины»,

«Что можно получить с одного кубического метра древесины», «Пороки древесины», «Практическая работа».

Фильм «Лесопильная рама»

  • Материалы для контроля знаний учащихся:

Игра «Верно ли утверждение?».

  • Карточки: «Пороки древесины».


  • Литература:

Учебник «Технология» 6 класс.

Журнал «Праздник в школе» – 2005 год

Словарная работа: лесопильная рама, постав пил, пропил, падающие вальцы, тележка.

Тип урока: Урок приобретения новых знаний и умений и применения их на практике.

Методы: Словесный, наглядный, практический.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классного журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку (тетради, ручки)

  • настрой учащихся на работу.

Учитель – Здравствуйте ребята.

Уч. Ребята, скажите пожалуйста, кто-нибудь из вас любит осенний лес?

Учен. Да!!!

Уч. Почему вы его любите?

Учен. Потому что осенью листья деревьев окрашиваются в разные цвета и становится очень красиво, можно собирать грибы, орехи и т.п.

Уч. А что еще нам дает лес?

Учен. Древесину!

Учитель. Как деревья превращаются в доски и брусья?

Учен !!!???

Учит: Ничего страшного, сегодня мы все узнаем, и так тема нашего урока «Производство и применение пиломатериалов».

  1. Актуализация знаний учащихся:

Вначале давайте вспомним о чем мы говорили на прошлых занятиях.

Игра «Верно ли утверждение?».

Класс делится на 2 группы. Учитель задаёт вопросы группам. Если ученик дает правильный ответ, учитель вручает лист. (Ребята должны набрать как можно больше листьев, т.е. баллов)

  1. Трещины являются пороками древесины. (да).

  2. Лиственница не сбрасывает иголки зимой. (нет)

  3. Кедр относится к лиственным породам древесины (нет)

  4. Фанеру делают из опилок (нет).

  5. Все материалы из древесины, сохранившие ее природное состояние называются лесоматериалами (да).

  6. Спелость древесины определяют таксаторы (да).

  7. Работой лесников руководят лесничие (да).

  8. Влажность древесины характеризуется содержанием в ней влаги (да)

  9. ДВП расшифровывается как древесно-стружечная плита (нет)

  10. Хлыст, бревно, кряж и чураки – это лесоматериалы(да).


Ребята. Назовите, пожалуйста, продукты обработки древесины, т.е. что получают из древесины?

(РИС. 1.)Продукты обработки древесины.


Хорошо. На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Пороки древесины». Сейчас я вам раздам карточки, где вам необходимо показать стрелками пороки древесины. Время на задание 1-2 минуты.


Изложение учителем нового материала:

Учитель. И так «Производство и применение пиломатериалов». В 5 классе мы с вами уже познакомились с основными видами пиломатериалов. Кто мне поможет вспомнить их?

— Ученик. Брусья, бруски, обрезные и необразные доски.

Учитель – правильно. Мы знаем, что пиломатериалы получают в лесопильных рамах. Кто-нибудь видел, как работает лесопильная рама?

(Учитель показывает рисунок лесопильной рамы)

Бревна подают к лесопильным рамам цепными бревнотасками.

Лесопильная рама состоит из пильной рамки с набором вертикально-закрепленных полосовых пил. Набор пил в пильной рамке, установленных на определенном расстоянии одна от другой для выпиливания досок заданной толщины, называют поставом. Пильная рамка установлена на направляющих. Она может совершать вертикальные движения вверх-вниз с помощью кривошипно-ползунного механизма, приводимого в движение от электродвигателя.

Спереди и сзади лесопильной рамы закреплены приводные, вращающееся рифленые сдвоенные вальцы, падающие бревно вперед.

Перед рамой и позади нее установлены на рельсах тележки для размещения в них бревен и досок.

Принцип работы. Бревно с бревнотаски сбрасывают на установленную впереди рамы тележку и падают его между двумя падающими, вращающимися рифлеными вальцами. Вальцы захватывают бревно и проталкивают его на движущуюся вверх-вниз пильную рамку с пилами. Пилы распиливают бревно на пиломатериал, который захватывается расположенными сзади рамы рифлеными вальцами и подается на установленную позади рамы тележку.

Так получают доски и брусья.

Обрезные доски получают путем распиливания бревна за 2 подхода.

Чтобы лучше закрепить полученные знания посмотрим видеофрагмент, как работает лесопильная рама.

Словарная работа.

Лесопильная рама, постав пил, бревнотаска, пропил, падающие вальцы, тележка.


  1. Практическая работа.

    1. Вводный инструктаж. Ребятам раздаются круги разными диаметрами (ø20-ø30)- это сечение бревен.

  • Учитель – Ребята, перед вами лежат круги. Представьте себе, что это сечение бревен. Ваша задача определить, какие пиломатериалы можно получить из этих «бревен». Для этого вам необходимо иметь линейку и карандаш. Мы знаем что половая доска у нас толщиной от 40мм до 60 мм, тес от 20мм до 30мм, брус сторонами 200мм, бруски сторонами 100 мм.


— Учитель – Инструктаж по технике безопасности:

  1. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

  • Учитель – Ребята предоставляю вашему вниманию простой накопитель- изделие, которое закрепляется на стене, куда можно повесить ключи, щетки, что-то еще необходимое в хозяйстве. Ваша задача на основе данного накопителя разработать свой индивидуальный накопитель. Т.е. на следующие урок вы мне приносите эскиз накопителя где вы уже можете проставить примерные размеры.

  1. Подведение итогов урока.

— Учитель – И так ребята сегодня мы изучали тему «Производство и применение пиломатериала».

Что нового вы для себя узнали?

— Учитель – Молодцы. Оценки за урок.

    1. Сообщение учителем о достижении задачи урока.

    2. Сообщение темы следующего урока «Чертеж детали. Сборочный чертеж».


Свежие документы:  Программа факультативного курса по географии для учащихся 9 класса: "Решение географических задач"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: