Поляк Наталья Сергеевна
МАОУ СОШ №53 г. Томска
Организация внеурочной исследовательской деятельности младших школьников при работе с текстильным материалом, 2 класс.
Тема: Работа с тканью. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе.
Цель: создать условия для организации исследовательской деятельности.
Задачи: дать понятие «аппликация»; провести исследовательский опыт; познакомится со свойством ткани (если ткань опустить в воду, то она станет мокрой); способствовать развитию моторики рук, художественного вкуса; способствовать развитию глазомера; воспитывать аккуратность; воспитывать усидчивость; формировать культуру труда, старательность, бережливость.
Планируемые результаты:
1)предметные: дать понятие «аппликация»; познакомится со свойством ткани.
2)метапредметные УУД:
а) личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
б) регулятивные УУД: умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
в) познавательные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
г) коммуникативные УУД: учиться сотрудничать друг с другом, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.
3) формируются следующие исследовательские умения:
1. умение составлять доказательство, использовать аргументы, факты;
2. умение, связанные с составлением формулирования вывода;
3. умение организовать свое рабочее место.
Виды исследования:
а) по содержанию: исследование направлено на выявление свойств изучаемого объекта. При данном исследовании задействованы следующие виды анализаторов (зрение, тактильные), что позволяет рассмотреть увидеть, что если ткань намочить она станет мокрой;
б) по количеству участников: индивидуальное;
в) по месту проведения: внеурочное;
г) по времени: кратковременное.
Ход занятия
Организационный момент
Организация рабочего места
У: О какой ткани, дома вы должны были найти материал?
Д: О натуральном шелке (дети рассказывают о натуральном шелке).
У: Почему ткани назвали натуральными?
Д: Ткань является натуральной, так как изготавливают ее из животных и растений.
У: Расскажите об искусственной ткани (ученики рассказывают об искусственной ткани).
У: Сегодня мы снова будем исследовать ткань.
У вас на столах стоят стаканчики с водой. Возьмите кусочек ткани и опустите в воду, что вы видите?
Д: Ткань стала мокрой
У: Ткань стала мокрой, значит, каким свойством она обладает?
Д: Если ткань намочить, она станет мокрой
У: Ребята, а кто из вас запомнил, какая ткань при намокании (при стирке) садится?
Д: Хлопок….
У: Дома вы опять будите исследовать, найдите материал о нитях мулине, письменно несколько предложений.
Дети работают в парах по индивидуальным карточкам.
У: С помощью этой карточки вы сможете определить, каким видом работы мы будем заниматься на уровне. Для этого чтобы узнать этот вид работы, вам нужно зачеркнуть все буквы, обозначающие шипящие звуки.
ЖШАЧЩПЖПШЩЛШЩЖИКШ
ЩЖАЧЧЩШЦШЩЖИЩШЖЧЯ
АППЛИКАЦИЯ
У: Сегодня мы будем делать аппликацию. А что такое аппликация?
Д: ответы детей
У: Давайте послушаем сказку С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
-Кто является главным героем сказки?
Д: Главным героем сказки является мышонок.
У: Каким вы представляете себе этого мышонка?
Д: ответы детей
У: Какую работу будем выполнять сегодня на уроке?
Д: Мы будем делать аппликацию из ткани «мышонка».
У: Что можно использовать в качестве фона?
Д: Можно использовать бумагу, картон, бархатную бумагу.
У: Расскажите, в чем состоит прием выполнения аппликации?
Д: Для того, чтобы выполнить эту работу, нам нужно на ткань перевести шаблоны, затем вырезать деталь, а потом эту деталь приклеить на ткань.
У: А каким клеем лучше всего воспользоваться?
Д: Жидким
У: Вспомните, с каким свойством ткани мы с вами сегодня познакомились? Как это может пригодиться нам при выполнении работы?
Д: Ткань обладает таким свойством, как впитываемость. Поэтому пользоваться жидким клеем очень осторожно, нанося капельки клея только на контур ткани.
У: Давайте с вами проговорим ход выполнения работы
Перевести шаблон на ткань. Вырезать.
Приклеить деталь на картон.
Оформить глазки.
У: Давайте с вами повторим правила работы с инструментами.
Самостоятельная работа учащихся
Итог урока
У: Какую работу мы сегодня выполняли на занятии?
Д: Проводили исследование с тканью, делали аппликацию из ткани.
У: На каком этапе занятия вам было интересно работать?
Д: ответы детей
Выставка работ
Комментарии к занятию: дети проводили исследование в классе, опускали ткань в воду и смотрели, что же с тканью происходи. Самостоятельно пришли к выводу, что ткань намокает, если ее намочить. Изготавливали изделие – аппликация из ткани «Мышонок».