Интегрированный урок
трудового обучения – ИЗО в 3 классе.
Тема: Изготовление коника из полоски бумаги.
Цель:
Научить изготавливать лошадку из полоски бумаги;
Задачи:
отработка навыков при работе с бумагой: складывание, резание, склеивание;
совершенствование навыков росписи народной игрушки,
развитие умения составлять ярмарочную карусель;
развитие творческого воображения, мышления;
привитие любви к русскому празднику, фольклорной игрушке;
воспитание эстетического вкуса;
Оборудование.
Макет карусели, народные игрушки, ложки, подносы, свистульки, образцы различных товаров; ТСО; видеозапись «Конек-Горбунок», костюмы скоморохов, торговцев; ножницы, клей, цветные фломастеры, полоски белой бумаги,
Ход урока
1. Организационный момент
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня наш урок посвящен традиционному торговому празднику на Руси. Как он называется?
Дети. Ярмарка.
У. Вы узнаете, что интересного можно было увидеть на ярмарках.
III. Вводная беседа
У. «Ярмарка» — слово, пришедшее из немецкого языка. Назовите синонимы этого слова.
Д. Торг, базар, рынок.
У. Веселили, зазывали народ на ярмарку скоморохи.
Выходят два скомороха.
Скоморох 1. Добро пожаловать на нашу ярмарку!
Скоморох 2. Приходите, поглядите да что-нибудь купите!
Скоморох 1.
Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая!
Скоморох 2.
Глянешь налево — Лавки с товаром,
Глянешь направо — Веселье даром!
У. Как проводились ярмарки в давние времена?
Д. В давние времена были праздники не только для горожан, но и для всей округи. Большие ярмарки проводились сначала один раз в год — Петровская ярмарка (на Петров день). Позднее — два раза в год: добавилась еще Рождественская ярмарка. А маленькие ярмарки—еще чаще. Отовсюду съезжались люди: торговцы, купцы — старые и малые — все в нарядной одежде.
Учитель обращает внимание детей на рисунки на доске.
У. На тех ярмарках чего только не было!
Скоморох 1.
Платки, игрушки,
Сладкие леденцы, —
Пирожки, ватрушки,
Курочки-пеструшки,
Коровки-буренки,. .
Телятки, ягнятки, утки!
Скоморох 2.
Ткани расписные,
Свистульки шумовые,
Ботинки дорогие,
Короба берестяные,
Бусы, лапти, соль и квас,
Мед и чай — все для вас!
У. А как веселились на тех ярмарках! Можно было увидеть скоморохов ряженых, веселых клоунов, фокусника, медведя-плясуна, побывать в незатейливом театр балагане. Детишки катались на большой карусели. Все было ярко и весело! Играла музыка! Шумела, гудела ярмарка!
Учитель демонстрирует фрагмент «Приехал Иван в город» из кинофильма «Конек-Горбунок»
У. Ребята! Все у нас есть, но карусели не хватает.
Учитель открывает макет заранее приготовленной карусели.
— Кто возит детишек на карусели?
Д. Животные, звери, лошадки.
IV Работа по теме урока.
У. Сегодня на уроке мы изготовим лошадок для нашей карусели из полоски белой бумаги.
Учитель показывает образец.
Комментирует этапы работы.
— Возьмите лист бумаги, который вы выбрали для работы. Отрежьте полоску для работы. Посмотрите на чертеж нашей полоски. Как получить равное количество частей лошадки? На сколько частей надо разделить?
Сложите полоску пополам, второй раз пополам, еще раз пополам
(всего 3 раза). Хорошо прогладьте сгибы. Разверните. На сколько равных частей вы разделили полоску?
Д. На восемь частей.
Рассмотрим части игрушки.
У. Теперь мы будем превращать ваши заготовки в животных. Из каждой части полоски получится какая-то часть коника: из 1-й части — голова, из
2-й — шея, из 3-й и 4-й — передние ноги, из 5-й — спина, из 6-й и 7-й — задние ноги, из 8-й хвост.
Найдите 3-ю и 4-ю части полоски. Склейте их, промазав клеем изнутри. Так же склеим 6-ю и 7-ю части. Это ноги вашей лошадки.
-Какие правила при работе с клеем надо помнить?
Правила при работе с клеем.
Работай аккуратно, не испачкай одежду;
Пользуйся кисточкой или специальным приспособлением;
Не бери в рот и не размахивай над головой клеем;
После завершения работы закрой бутылочку;
-Сейчас вам понадобятся ножницы.
-Вспоминаем правила пользования ножницами.
Правила при работе с ножницами.
Держи ножницы закрытыми на столе;
Передавай ножницы кольцами товарищу;
Бери со стола только для работы;
Не размахивай перед собой, не тыкай в соседа;
— Разрежьте заготовки ног вертикально пополам. Что у вас получилось?
Д. Четыре ноги.
У. А теперь найдите 1-ю часть полоски. Загните ее передние углы и сформируйте голову лошади.
2-я часть полоски — шея. На ней у нас будут ушки. Для этого сделайте надрезы, как показано на рисунке, и отогните треугольники-ушки.
Следующим будем делать хвост лошади. На 8-й полоске вырежьте снизу вверх два треугольника, как показано на рисунке. Хвост нарежьте соломкой.
-Чего еще не хватает нашему конику?
Д. Гривы.
У. Вырежьте маленькую полоску бумаги, нарежьте ее мелкой соломкой и приклейте к шее.
-Какие у вас получились коники?
Д. Однотонные, невеселые.
У. Давайте раскрасим их. Возьмите цветные фломастеры, нарисуйте глаза вашим лошадкам. А теперь вспомним народные игрушки умельцев из с.Дымково. Очень любили изготавливать они игрушки для детворы.
— Из какого материала были игрушки мастеров Дымково?
Еще и в других русских деревнях любили работать над изготовлением игрушки.
Это деревня Филимоново – знаменитый центр производства игрушки, вылепленной из вязкой белой (с синеватым оттенком) глины. Мягкие очертания, вытянутые пропорции придают игрушкам стройность и изящество.
Каргопольская игрушка. Родина игрушки – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. Необычные, приземистые фигурки людей и животных вылеплены из глины и расписаны в яркие или приглушенные тона. Простые и ясные узоры на фигурках – символы солнца, мотивы зерен, колосьев, растений. Образы игрушек навеяны легендами и жизнью.
Раскрасим наших лошадок по технике рисования этих мастеров.
— Какие цвета, элементы они использовали в своих узорах?
Дымково: В росписи используются элементы геометрического орнамента, розовыми, голубыми, коричневыми, оранжевыми цветами
Филимоновская игрушка: малиново-красным, желтым и изумрудно-зеленым цветом простые геометрические фигуры.
Каргопольская игрушка: Простые и ясные узоры на фигурках– символы солнца, мотивы зерен, колосьев, растений.
— Выберите элементы, какого узора будете наносить на свою игрушку.
А) Объяснение учителем техники рисования.
Б) Дети раскрашивают фигурки лошади.
— А теперь собираем карусель.
Игра «Карусель»
Еле- еле, еле – еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
V. Итог урока
У. Завертелась наша карусель,
Забегали лошадки!
Весело ребятишкам!
Звучит аудиозапись народной музыки.
— Торговцы встают на места. Открываем нашу ярмарку!’
Дети-торговцы читают заклички:
Ученик 1.
Становитесь в ряд,
Выбирайте подряд
Дудки, хлопушки.
Бубенцы, побрякушки!
Красиво, приятно!
Для детей занятно!
Ученик 2.
Эй, девчонки, эй, мальчишки
Посмотрите, что за книжки!
Есть рассказы, есть стихи!
Подойди да и купи!
Ученик З.
Платки, матрешки,
Тарелки, ложки —
Небольшой расход!
Покупай, честной народ!
Ученик 4.
Тары-бары растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад —
Забирайте нарасхват!
Ученик 5.
Кому пирожки?
Горячие пирожки
С пылу с жару—
Гривенник за пару!
Ученик 6.
Вот горячий пирожок!
Покупай его, дружок!
С капустой, с вареньем —
Покупай для наслажденья!
Пироги хороши,
Отдавай свои гроши
Ученик 7.
Яблочки садовые,
Яблочки медовые!
Набирайте про запас!
Не забудьте и про нас!
Дети инсценируют покупку разных товаров на ярмарке.
У. Понравился вам урок? Чему вы научились сегодня на уроке? Где побывали?
Д. На ярмарке.
У. Что купили? Дети отвечают.
— Расскажите о нашей ярмарке своим родителям.