№ этапа урока
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | 1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Слайд1. «Три девицы под окном…» Чем же хотели порадовать батюшку – царя три девицы? — А что бы вы смогли уже сделать из озвученных работ? Слайд 2. Пословица с иллюстрацией «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Начинаем урок. Как понимаете пословицу? Слайд 3. (Анимация 1). Рисунок девочки. Что не в порядке? Почему с ней могло это произойти? Чтобы изделие получилось красивое, сидело правильно на фигуре, мы должны знать основные правила покроя и пошива. Скорее всего, девочка допустила ошибку. Давайте поможем ей разобраться. Ведь вы уже можете работать с лекалом, экономно располагать выкройки на ткани. Хотите помочь девочке? Давайте вспомним два основных шага учебной деятельности школьника. Желаю вам успешного открытия знаний. Тогда мы начинаем урок. | -Приготовила пир; -Наткала полотна; -Родила богатыря. Надо хорошо подумать, прежде чем что-либо сделать… Предполагаемые ответы 1-й шаг – «Что я не знаю?» 2-й шаг «Сам найду способ решения» | — самоопределение (л) смыслообразование (л) — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (к) |
2 | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. З) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны) 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» — «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | С чего мы обычно начинаем урок? Слайд 4. Примеры швейных изделий. Что вы видите на слайде? Из чего изготавливают швейные изделия? Что является сырьём для производства тканей? Слайд 5.Классификация текстильных волокон Каким оборудованием пользовались сестрицы, сидя под окном? Слайд 6: Прядение на прялке. Слайд 7. Процесс изготовления тканей на ткацком станке. Что повторили? Что будет дальше? Для чего вы получите пробное действие? ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Учитель раздаёт каждому ученику образцы тканей. Задание: Определить направление долевой нити. Через минуту: У кого нет результата? Кто смог определить? Каким правилом определения долевой нити вы пользовались? Что же делать? Но ведь что такое долевая нить, мы не знаем. Что нового было в этом задании? | -Швейные изделия. -Волокна натуральные и химические Повторяем то, что нам пригодится для открытия нового знания. Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…. ЗАТРУДНЕНИЕ! ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! | — анализ, синтез, обобщение, классификация (П) — извлечение необходимой информации из тексов (п) — выполнение пробного учебного действия (р) -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) — учёт разных мнений (К)- |
3 | Выявление места и причины затруднения | Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4)На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | В каком месте испытали затруднение? Почему? | Я не знаю, какая нить является долевой. Я не смогла определить направление долевой нити Я не знаю способ определения направления долевой нити | — анализ, синтез, обобщение классификация (П) -постановка и формулирование проблемы (П) — структурирование знаний (П) (алгоритм) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1)Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2)Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3)Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4)Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Какую цель поставите перед собой на уроке? Слайд 8. Ткацкие переплетения Дайте название ткацким переплетениям. Соедините понятие с определениями. Как будем открывать новое знание? Вспомним правила работы в группе. Через … минут ответственный защитит перед классом работу в группе. | -Узнать как получают ткань. Научиться определять направление долевой нити. -Будем выполнять практическую работу в группах с основой на инструкционную карту. Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный, своё несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси. | — самоопределение (Л) смыслообразование (Л) — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) — выбор наиболее эффективных способов решения задач (п) — планирование (Р) — прогнозирование (Р) — учёт разных мнений (К) — аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) — учёт разных мнений (К) |
5 | Реализация построенного проекта | Построение и фиксация нового знания. 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4)Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5)Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Инструкционная карта Трое представителей групп комментируют работу группы. Слайд 9. Давайте обобщим сделанные выводы. Назовём основные способы определения направления долевой нити Сравните свои выводы с эталоном. Слайд 10.Эталон. | Учащиеся работают по карте. После каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу. | смыслообразование (Л) анализ, синтез, обобщение, классификация (П) — познавательная инициатива (Р) — выдвижение гипотез и их обоснование (П) — построение логической цепи рассуждений, доказательство (П) — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) -достижение договорённостей и согласование общего решения (К) |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Применение нового знания в типовых заданиях. 1)Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: -фронтально; -в парах или группах. | Давайте вернёмся к пробному действию и узнаем, правильно ли вы определили …. Работа в парах с опорой на эталон! | Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи. | — анализ, синтез, обобщение, классификация (П) — учёт разных мнений , координирование разных позиций (К) -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) — достижение договорённостей и согласование общего решения (К) — управление поведения партнёра (К) -осознание ответственности за общее дело (Л) |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2)Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае , когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом). 3)Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки. 4)По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Самостоятельная работа «Определение направления долевой нити» Проверка учителем. | | — анализ, синтез, обобщение, классификация (П) — выполнение действий по алгоритму (П) -доказательство (П) -контроль (Р) -оценка (Р) — волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Для чего нам нужно знать и уметь определять направление долевой нити? Правила кроя… Если неверно определить направление долевой нити ….. Девочка не знала, что при раскрое, выкройки необходимо раскладывать по направлению долевой нити Семь раз …. | Выполнение практической работы. Раскрой изделия (….) | -нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л) -анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация (П) -самостоятельное создание алгоритмов действий (П) -выполнение действий по алгоритму (П) |
9 | Рефлексия учебной деятельности | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4)Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5)Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли? Когда это знание будет вам необходимо. Как вы открыли новое знание? Оцените свою работу на уроке. Рассмотрите дома любимые вещи, потренируйтесь определять направление долевой нити. | Мы узнали способ определения направления долевой нити При раскрое модели основных выкроек….. 2 шага учебной деятельности (что я не знаю и сам найду способ) | -рефлексия способов и условий действия (П) -контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) — самооценка на основе критерия успешности (Л) — адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л). — планирование учебного сотрудничества (К) — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |