Цели:
учить детей выполнять аппликации из кругов и частей круга,
развивать творческое воображение, фантазию,
прививать аккуратность и самостоятельность,
прививать любовь к родному краю,
воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающему миру,
используя передовые технологии.
Оборудование:
на доске — изображение леса (деревья, звёзды, луна, сова, мышь),
по классу развешены фигуры по Базарному,
сказочный герой — Лесовик,
иллюстрации с изображением совы, колосков, сосны, посуды,
шаблоны, заготовки цветной бумаги,
готовые глаза и нос совы для каждого ученика,
свеча,
лист, на котором нарисована молоком сова,
конверт со сведениями о сове и др.
Ход урока
I. Орг. начало.
(доска закрыта шторой)
Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь. (музыка)
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается. . . Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно”.
(В это время убираю штору, в класс входит Лесовик)
— Откройте глаза. Жизнь продолжается, урок начинается.
II. Вступительная беседа.
1. Игра “Волшебные очки”.
— Посмотрите, к нам в гости идёт сам старик-Лесовик. На этом необычном уроке каждый из вас волшебник. Как и в любой сказке, на нашем уроке вам встретятся 3 волшебные вещи. Первая волшебная вещь, которую приготовил для вас Лесовик — волшебные очки.
(учитель)
— Посмотрите, что это за фигура? (показ круга)
(Лесовик)
— Наденьте волшебные очки и посмотрите, нет ли в классе такой фигуры? (дети ищут по классу фигуру круга и приносят учителю)
(учитель)
Расскажите Лесовику, какие предметы в окружающем мире напоминают круг? (дети перечисляют)
(Лесовик)
— Молодцы, дети!
(учитель)
— Кто знает, а как называется эта фигура? (полукруг)
Словарная работа.
Прочитаем слово хором: ПОЛУКРУГ
С ударением. . .
Кто скажет, как его можно получить? (свернуть круг пополам и разрезать)
(Лесовик)
— Ну-ка, посмотрите, нет ли в классе предметов, похожих, на полукруг?
(учитель)
А теперь скажите, как называется последняя фигура? (четвёртая часть круга)
Как её можно получить? (свернуть круг в четыре раза или полукруг пополам)
На что похожа эта фигура? (называют: долька яблока, парашют . . . )
— Дети, все эти 3 фигуры понадобятся нам для выполнения работы.
2. Воспитательная беседа.
Ещё нам понадобится вторая вещь — догадайтесь и подскажите старенькому Лесовичку — какая? (дети перечисляют наугад)
Оказывается, это руки! Как мы можем их назвать? (волшебные, золотые)
Какие руки называют золотыми? (которые всё могут делать. . . )
— Да, всё могут человеческие руки! (показ иллюстраций)
И вырастить хлеб /рисунок колосьев/
И посадить дерево /рисунок/
— И сделать посуду /рисунок/
— Дети, посмотрите, как называется наша книга? (“Умные руки”)
Какие руки можно назвать умными?
И мы с Лесовичком хотим, чтобы ваши руки были не только волшебными, золотыми, но и умелыми, и умными.
III. Сообщение темы и целей урока.
(Лесовик)
— Послушайте мою загадку, о ком она?
У неё глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
(Лесовик)
— Да, это совушка-сова,
Большая голова. (Показывает иллюстрацию с изображением совы)
(учитель)
— А как вы думаете, почему мы редко видим эту птицу? (она ведёт ночной образ жизни, видит в основном в темноте и охотится ночью)
А чем питается? (мышами)
Как вы думаете, какую работу мы сегодня будем выполнять?
Сегодня на уроке мы будем выполнять аппликацию из кругов — сову, (показ образца). Научимся составлять сову из частей круга.
(Лесовик смотрит и показывает на доску)
— Ой, дети, кого-то в нашем лесу не хватает? (качает головой)
(учитель)
— А вы послушайте, о ком я говорю: большая, глазастая, ухает, ловит мышей. . . Кто это ? (сова)
— Правильно, сова. Для того чтобы сова прилетела в наш лес, мы должны сказать, как лес и сова связаны друг с другом :
— сова живёт в лесу — у неё дупло на дереве;
— сова прячется в лесу от других хищников;
— сова находит себе пищу в лесу
и т. д.
(Лесовик)
А какую птицу называют кошкой? (сову)
Почему? (она видит ночью и ловит мышей)
(учитель)
Молодцы! (открываю сову)
И вот мудрая сова прилетела в наш лес. Она будет нам помогать в работе. Если мы будем работать дружно, то в конце урока нас ждёт сюрприз!
IV. Подготовка рабочего места.
(учитель)
— Вспомним 1 и 2 правила рабочего человека, которые нам понадобятся на уроке.
1. Каждый работает за своим рабочим местом.
2. Рабочее место содержи в порядке.
— А теперь проверим, всё ли у вас готово к уроку: учебник, клеёнка, цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, шаблоны, салфетка.
V. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий.
1 . Рассматривание и анализ образца.
Посмотрите в учебнике, из каких деталей состоит? (перечисляют)
2. Физкультминутка.
Перед работой сделаем разминку.
Лесовик, а ты вместе с нами делай упражнение:
Нравится совёнок маме (гладят себя)
Получился как живой, (руки вытянуты, ладони вверх)
Смотрит умными глазами
И качает головой.
Я с совёночком играю, (машут руками)
Очень я его люблю, (крепко обхватить себя руками)
Никогда не обижаю (погрозить пальцем в разные стороны)
И с собою спать кладу.
VI. Изготовление изделия по намеченному плану.
1 . Изготовление деталей совы.
(учитель)
— Вспоминаем 3 правило рабочего человека.
З. Экономь материалы и время.
— Прикладывайте шаблон к изнаночной стороне листа, совмещая ближе к краю. (Обвести все детали).
2. Вырезывание деталей.
— Перед вырезанием вспомним правила работы с ножницами.
1. Передавай ножницы кольцами вперёд.
2. Не размахивай ими.
3. Нельзя брать ножницы без разрешения учителя.
4. Вырезая, поворачиваем бумагу, а не ножницы.
(Лесовик)
3. Пальчиковая гимнастика.
-Давайте-ка, разомнём ваши пальцы:
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из вас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?
4. Расположение деталей совы на листе (основе).
5. Наклеивание деталей.
(учитель)
С чего начинаем? Что затем?
Вы можете проявить фантазию и дополнить работу.
Вспомним последнее правило рабочего человека.
4. Кончил работу — убери рабочее место.
VII. Проверка изделия в действии.
1 . Выставка лучших работ.
Указание некоторых недостатков.
Словесное оценивание, рассматривание работ.
— Итак, мы хорошо потрудились, и выполняется 3 желание: Лесовик принёс на урок волшебную свечу.
— Посмотрите, это обычный лист бумаги? (показываю чистый лист /на нем воском нарисована сова/, затем грею на пламени свечи и читаю стихотворение)
Мудрейшая птица на свете сова.
Всё знает, но только скупа на слова!
(показ проявленной совы на листе бумаги)
— Сова — не только символ мудрости, но и часть нашей родной природы. Ведь мы живём в замечательном месте — на Орловщине, где много лесов, где ярко выражены все 4 времени года. И мы можем наблюдать красоту природы весной и летом, осенью и зимой.
(Лесовик)
Пока вы работали, сова приготовила вам сюрприз — конверт со сведениями о себе. (Берёт конверт, учитель помогает раздать тексты детям).
Послушаем, что там написано. . . (дети читают сведения о сове)
VIII. Итог урока.
1. Игра “Хорошо — плохо”.
(учитель)
— Мы на уроке узнали много нового и интересного о сове. Поиграем в игру “Хорошо — плохо”.
Плохо | |
1. Сова поедает мышей. | 1. Сова — хищная птица, может съесть зайца, тетерева, косулю. |
2. Сова живёт на Орловщине. | 2. Сова строит гнёзда кое-как. |
3. Сова бесшумно летает, | 3. Сова видит только ночью, |
хорошо видит. |
|
2. Выставка книг.
— Новые сведения о совах вы сможете найти и прочитать в этих книгах.
3. Беседа об уроке.
Наш урок подошёл к концу, и я хочу узнать:
Что вас удивило на уроке?
Зачем нам нужен был этот урок?
Что было трудно?
Что вам больше всего понравилось?
Что бы хотели сделать на следующем уроке?
4. Заключение, (под музыку)
— Представить невозможно своей жизни без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста лугов. Всё это нам даёт природа, а взамен просит только доброго бережного отношения.
— Что может сделать каждый из вас, чтобы защитить Землю?
(Дети хором)
Мы любим лес в любое время года,
Мы любим речек медленную речь.
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
— Понравилось, дети, вам на уроке?
— А тебе, Лесовик?
— Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете, и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым. Всего доброго!
(Лесовик прощается с детьми