Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школы № 18
городской округ – город Камышин
Волгоградской области
Конспект урока по технологии
в 5 классе
«Декор рамки для фото торцеванием»
подготовила
учитель технологии
Огурцова Елена Федоровна
г. Камышин
2014
Тема: «Декор рамки для фото техникой торцевания».
Цели урока:
Предметные. Обучающиеся получат представление о новом виде декоративно-прикладного искусства – объемная аппликация из бумаги (торцевание), особенностях техники выполнения торцевания.
Метапредметные. Обучающиеся смогут планировать свою деятельность на основе технологической карты и оценивать результаты труда, расширить индивидуальные творческие возможности, навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук, освоить элементы культуры труда.
Личностные. Обучающиеся смогут выразить свои эстетические и эмоциональные чувства к проделанной работе и дальнейшему творчеству.
Методы обучения: иллюстративный, поисковый, эвристическая беседа .
Проблемно-диалогическая технология.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.
Оборудование и инструменты:
салфетки, заготовки в виде квадратиков 1х1, простой карандаш, просто стержень от ручки (стержень), картон, клей, ножницы, салфетки.
Методическое оснащение урока: Дидактическое обеспечение: технологическая карта «Последовательность изготовления рамки для фото», карточки – инструктажи техники безопасности на уроках труда.
Сценарий урока.
Постановка проблемы и актуализация.
— Здравствуйте, ребята.
Да здравствуют подарки!
На всякий разный лад.
Филателисту – марки,
Красавице – наряд.
Подводящий диалог (прием).
А вы получали подарки на Новый год? А какие подарки вам понравились больше? Ученики 9а класса провели новогоднее исследование о том, какой подарок выбрали бы наши ученики. Вот результат (на листах А4).
(Вопрос: какой подарок вы выберете- магазинную рамку для фотографий или сделанную своими руками ?
Результат:
Приняли участие — 45человек
14 человек — выбрали магазинную рамку
31человнек — выбрали рамку, выполненную своими руками.)
Подводящий диалог (прием).
— Прочитали результат? Какой напрашивается вопрос?
(- Почему большинство выбрало работу, выполненную своими руками?)
— Вы сами сформулировали главный проблемный вопрос. Попробуем ответить на него , когда создадим настоящий, полезный подарок – декоративную рамку. Обратите внимание на тему урока.
«Оформление рамки для фото техникой торцевания».
— Все ли слова в теме вам знакомы?
(- ..)
— Да, тема для вас новая и поэтому проверим, готовы ли мы к изучению. Посмотрите на доску, вы видите 5 листочков, на них то, что вам необходимо на каждом уроке технологии. Подумайте и ответьте, что скрывается под листочками?
( — техника безопасности, технологическая карта, инструменты, приспособления материалы, организация рабочего места).
— С нетерпением жду, когда мы создадим наши шедевры! Но, с чего же начать? Ваши предложения?
(-….)
— А, я предлагаю заглянуть в историю фоторамок! Интересный материал нашла Ангелина. Ей слово.
Первые рамы появились в XIV веке, они были простыми и зачастую покрывались позолотой.
В эпоху Возрождений позолота исчезла, а рамы принимали вид из конструкций архитектурных сооружений: колонны, полуколонны.
К XVII веку к рамам начал применяться новый способ усиления передачи эффекта изображения, периметр рамки представлял собой ряд нисходящих ступеней к изображению, позже изображались роскошные грозди винограда, сплетения цветов, фигурки небольших мальчиков.
В XIX веке за счёт своего богатого оформления некоторые художники рассматривали раму, как отдельную часть художественной композиции.
В XX веке с изобретением фотографии рамки получили новое предназначение. Появлялись настенные, настольные фоторамки, фоторамки на несколько фотографий. А сейчас нас уже не удивляет цифровая фоторамка.
Е.Ф. — Рамка для фотографий, сделанная своими руками, может стать отличным решением, если не знаешь, что подарить на день рожденья или другой праздник. На предыдущем уроке мы с вами изготовили рамки для фотографии, которые лежат перед вами. Но работа над рамкой еще не окончена. Посмотрите на бумажные изделия, картины, панно, открытки, аппликации, которые нравятся не только детям, но и родителям.
— Вам понравилось? Все предметы выполнены в технике торцевания. Что же это такое?
Торцевание — это искусство изготовления поделок из бумажных квадратиков.
Торцевание на бумаге бывает:
• контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения) ;
• плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка) ;
• объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение) ;
• многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
Практическая работа по теме.
— Ребята, посмотрите, что у вас есть для индивидуальной работы?
(1. Салфетки, готовые квадратики
2. Готовые рамки
3. Карандаш или стержень от ручки
4. Клей)
— Прежде чем вы начнете работать, обращаю внимание на то, что вы выполняете только один элемент оформления контурным торцеванием. Приступайте к работе, опираясь на технологическую карту.
1. Из салфеток нарежьте на глаз квадраты со стороной примерно 1 см.
2. Нарисуйте на рамке узор цветка.
3. Нанесите клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора.
4. Торец стержня (тупой конец) поставьте на квадратик.
5. Сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами
6. У вас получится цветная трубочка — торцовочка.
7. Поставьте ее на клей.
8. Выньте стержень.
9. Каждую следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
10. Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной.
Рефлексия.
— Время вышло. Закончили. Я вижу замечательный результат вашего творчества.
Ребята, вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Как вы сейчас ответите на него?
— Что вам больше всего понравилось в технике торцевания? Для ответа воспользуйтесь алгоритмом ответа.
1) Техника торцевания помогла мне _______________
2) Используя эту технику, я смогу _________________
3) Техника торцевания очень проста, потому что _________________
Домашние задание.
Список использованной литературы
“Чудесные поделки из бумаги”. З.А. Богатеева. Москва “Просвещение” 1992 г.
№ 1 1993 г. “Межпредметные связи в трудовой подготовке школьников” Н.Э. Изергина. “На уроках трудового обучения С.П. Руссков.
№ 1 1994 г. “Уроки ручного труда. Обучение, воспитание и развитие – с первых шагов” Н.М.Конышева, № 9 1990 г. “Оборудование уроков трудового обучения” С.И.Маслов.
Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. — «Детство творческой личности» — спб.: издательство Буковского, 1994 г.
Горяева Н.А.. «Первые шаги в мире искусства» — издательство
Левина М.. «365 веселых уроков труда» — издательство Рольф Москва
2000 г.
Левин В.И. «Воспитание Творчества» — Томск: Пеленг, 1993г.
Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39
Макаров А.Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа ипроизводство. -2011.- №3 – С. 20.
Энциклопедический словарь юного художника — сост. Н.И. Платонова,
В.Д. Синюков – М.. Педагогика, 1983 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
brjunetka.ru›ramki-dlya-fotografiy-svoimi-rukami/
ds-zebrano.ru›…idei-master-klassi/dekor-ideas.html
masterclassy.ru›podelki…iz-salfetok…iz…torcevanie…