Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семьинская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока
по технологии для 5 класса
по программе В.Д.Симоненко
Тема урока: «УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ТОЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ»
подготовил
Георгиевский Сергей Андреевич,
учитель технологии
МБОУ «Семьинская ООШ»
с. Семьинское, 2012г.
Тема урока: УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ТОЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ
Цель: изучить устройство моделей токарного станка по дереву; рассмотреть кинематическую схему станка и операции, выполняемые на станке.
Оборудование: токарный станок по дереву, заготовки и готовые изделия из древесины, плакаты с изображениями станков.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:
Назовите три составляющие части машины и их назначение.
Приведите пример цепной передачи.
Из каких звеньев состоит цепная передача?
Чем отличается шлицевое соединение от шпоночного?
2. Сообщение темы и цели урока.
П. Изложение программного материала.
1.Иллюстрированный рассказ.
Учитель. На предыдущих уроках вы убедились, что изготовить деталь или изделие цилиндрической формы вручную — довольно сложная задача.
Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.
Токарный станок предназначен для обработки заготовок из металлов и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, нарезание резьбы, сверление, зенкерование и развертывание. Главное движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движение подачи (поступательное) — режущим инструментом.
История токарных станков по дереву уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления посуды, деталей столов, стульев и других предметов домашнего обихода.
Различают следующие токарные станки:
винторезные;
револьверные;
карусельные;
многорезцовые;
центровальноотрезные;
с ручным приводом;
с ножным приводом.
(Демонстрация плакатов с изображениями станков)
На современных промышленных предприятиях применяются станки различных конструкций и назначений, в том числе:
станки-автоматы;
станки с программным управление (ПУ).
Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промышленности, смогут ознакомиться в ПТУ, колледже или техникуме.
Школьные мастерские обычно оборудованы токарными станками моделей ТД-120, СТД-120М. (Демонстрация плакатов).
Демонстрация станка и приспособлений к нему:
На направляющих станины установлена каретка с подручником и задняя бабка.
Задняя бабка состоит из выдвижной втулки, винтовой передачи, маховика и центра задней бабки (пиноли).
Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарикоподшипниковых опорах.
Включение и выключение осуществляется кнопками «ON» и «OFF» .
На шпиндель могут навинчиваться следующие детали
патрон (стакан) — применяемый для крепления коротких заготовок;
трезубец — применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки;
планшайба — применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра (типа тарелка);
Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами. Учитель показывает образцы крепления.
Вращательное движение заготовки при точении называется главным.
Поступательное движение заготовки при точении называется вспомогательным.
Вначале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710-770 об/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000-1450 об/мин.
Регулировка частоты вращения осуществляется установкой ремней ременной передачи на шкивы разных диаметров.
Учитель демонстрирует смену скорости вращения шпинделя.
Обратимся к кинематической схеме станка.
2. Объяснение схемы:
Шпиндель приводится во вращение от электродвигателя через клиноременную передачу.
Винтовой механизм задней бабки преобразует вращение ручки маховика в поступательное движение центра задней бабки.
3. Инструктирование по правилам безопасности при работе
на токарном станке.
Записать в тетрадях правила безопасной работы на токарном
станке:
Не включать станок без разрешения учителя.
Не включать станок без огражденной ременной передачи.
Не опираться на части токарного станка.
Не класть инструменты и другие предметы на стеллаж. 5)Обо всех неисправностях в станке, в электропроводке (искрение, специфический запах) немедленно сообщать учителю.
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
Ознакомьтесь с устройством станка.
Убедившись, что станок отключен:
переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;
замерьте:
а) расстояние между центрами;
б) расстояние от линии центров до станины;
в) величина вылета патрона.
3. Заполните та б л и цу:
Расстояние между центрами, мм | Расстояние от линии центров до станины, мм | Величина вылета патрона | |
| | | |
4. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне центрах, на планшайбе).
IV. Итог урока.
Оценка практической работы.
Литература:
1.Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под ред.В.Д.Симоненко, Москва, Просвещение, 2004.
2.Программы образовательных учреждений. Технология 5-11 классы. Москва, Просвещение, 2000.
3.Журнал «Школа и производство», 2002, № 3