Конспект урока по технологии для 5 класса по теме: «Устройство токарного станка для точения древесины»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семьинская основная общеобразовательная школа»






Конспект урока

по технологии для 5 класса

по программе В.Д.Симоненко


Тема урока: «УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ТОЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ»






подготовил

Георгиевский Сергей Андреевич,

учитель технологии

МБОУ «Семьинская ООШ»
















с. Семьинское, 2012г.

Тема урока: УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ТОЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ

Цель: изучить устройство моделей токарного станка по дере­ву; рассмотреть кинематическую схему станка и операции, выполняемые на станке.

Оборудование: токарный станок по дереву, заготовки и го­товые изделия из древесины, плакаты с изображениями станков.


Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Назовите три составляющие части машины и их назначение.

  • Приведите пример цепной передачи.

  • Из каких звеньев состоит цепная передача?

  • Чем отличается шлицевое соединение от шпоночного?

2. Сообщение темы и цели урока.


П. Изложение программного материала.

1.Иллюстрированный рассказ.

Учитель. На предыдущих уроках вы убедились, что изгото­вить деталь или изделие цилиндрической формы вручную — до­вольно сложная задача.

Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.

Токарный станок предназначен для обработки заготовок из ме­таллов и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, нарезание резьбы, сверление, зенкерование и развертывание. Глав­ное движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движе­ние подачи (поступательное) — режущим инструментом.

История токарных станков по дереву уходит в далекую древ­ность. Они использовались для изготовления посуды, деталей сто­лов, стульев и других предметов домашнего обихода.

Различают следующие токарные станки:

  • винторезные;

  • револьверные;

  • карусельные;

  • многорезцовые;

  • центровальноотрезные;

  • с ручным приводом;

  • с ножным приводом.

(Демонстрация плакатов с изображениями станков)

На современных промышленных предприятиях применяются станки различных конструкций и назначений, в том числе:

  • станки-автоматы;

  • станки с программным управление (ПУ).

Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промыш­ленности, смогут ознакомиться в ПТУ, колледже или техникуме.

Школьные мастерские обычно оборудованы токарными стан­ками моделей ТД-120, СТД-120М. (Демонстрация плакатов).

Демонстрация станка и приспособлений к нему:

  1. На направляющих станины установлена каретка с подручни­ком и задняя бабка.

  2. Задняя бабка состоит из выдвижной втулки, винтовой пере­дачи, маховика и центра задней бабки (пиноли).

  3. Шпиндель станка установлен в передней бабке на шарико­подшипниковых опорах.

  4. Включение и выключение осуществляется кнопками «ON» и «OFF» .

На шпиндель могут навинчиваться следующие детали

  • патрон (стакан) — применяемый для крепления коротких заготовок;

  • трезубец — применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки;

  • планшайба — применяемая для обработки заготовок неболь­шой длины и большого диаметра (типа тарелка);

Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами. Учитель показывает образцы крепления.

Вращательное движение заготовки при точении называется главным.

Поступательное движение заготовки при точении называется вспомогательным.

Вначале заготовку обрабатывают на малой частоте вращения 710-770 об/мин, а уже чистовую обработку выполняют при частоте вращения 1000-1450 об/мин.

Регулировка частоты вращения осуществляется установкой ремней ременной передачи на шкивы разных диаметров.

Учитель демонстрирует смену скорости вращения шпинделя.

Обратимся к кинематической схеме станка.

2. Объяснение схемы:

  1. Шпиндель приводится во вращение от электродвигателя че­рез клиноременную передачу.

  2. Винтовой механизм задней бабки преобразует вращение ручки маховика в поступательное движение центра задней бабки.

3. Инструктирование по правилам безопасности при работе
на токарном станке.

Записать в тетрадях правила безопасной работы на токарном

станке:

  1. Не включать станок без разрешения учителя.

  2. Не включать станок без огражденной ременной передачи.

  3. Не опираться на части токарного станка.

  4. Не класть инструменты и другие предметы на стеллаж. 5)Обо всех неисправностях в станке, в электропроводке (искрение, специфический запах) немедленно сообщать учителю.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

  1. Ознакомьтесь с устройством станка.

  2. Убедившись, что станок отключен:


  1. переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;

  2. замерьте:

а) расстояние между центрами;

б) расстояние от линии центров до станины;

в) величина вылета патрона.

3. Заполните та б л и цу:



Частота враще­ния шпинделя

Расстояние между центрами, мм

Расстояние от линии центров до станины, мм

Величина выле­та патрона





4. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне центрах, на планшайбе).

IV. Итог урока.

Оценка практической работы.





Литература:


1.Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под ред.В.Д.Симоненко, Москва, Просвещение, 2004.

2.Программы образовательных учреждений. Технология 5-11 классы. Москва, Просвещение, 2000.

3.Журнал «Школа и производство», 2002, № 3


Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ «Мама пришла с работы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: