КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша»
Тайыншинский район, СКО, Казахстан
Конспект урока по технологии труда
для 9 класса
Аппликация из ткани.
Декоративное панно «Край родной».
подготовила
учитель технологии труда
Сержантова Наталья Ивановна
Тайынша 2014г.
Тема: Аппликация из ткани. Декоративное панно «Край родной».
Цель: Ознакомление учащихся с техническими условиями и навыками
выполнения аппликации из ткани.
Задачи обучения: Дать необходимые понятия о видах аппликации и технологии их выполнения; применение аппликаций из ткани, т.е. декоративное панно; отработать навыки выполнения предметной аппликации с помощью наклеивания на основной фон.
Воспитательные цели: Формирование эстетического вкуса, аккуратности, точности при выполнении работы, усидчивости, терпения, чувства меры, интереса к окружающему миру, творчеству художников; создавать условия для хорошего микроклимата при работе в парах.
Развивающие цели: Выработать ЗУН выполнения аппликации с помощью наклеивания, наложения; научить подбирать ткань, нитки для сюжетной аппликации путём правильного представления о цветовом соотношении (колорите); развить память, глазомер, творческое воображение и фантазию при выполнении работы; создавать условия для развития навыков самоорганизации, самостоятельности в выборе композиции, планирования работы (экономия рабочего времени и материала), самоконтроля и самоанализа.
Тип урока: интегрированный.
Наглядные пособия и дидактический материал:
1. Планшеты: «Цветовая гармония лоскута», «Применение аппликации», «Этапы выполнения аппликации», «Формы деревьев», «Виды аппликаций », «Виды пейзажа», «Приёмы аппликации».
2. Рисунки и фотографии изделий, украшенных аппликацией.
3. Шаблоны для выполнения аппликаций декоративного панно.
4. Швейные изделия, украшенные аппликацией: детская одежда, столовое бельё, предметы быта.
Оборудование и принадлежности: Тетрадь, ручка, дневник, набор тканей (лоскуты), цветная бумага, ножницы, клей ПВА, картон, кисточка, карандаш, ластик, линейка.
Практическая значимость темы: Аппликация – распространенный вид ДПИ. Она может выполнять не только декоративную функцию, как, например, различного вида декоративные настенные панно и свободные композиции, но и утилитарную: украшать настенные и напольные ковры, одеяла, одежду и многое другое. Можно создавать тематические композиции на различные сюжеты, а так же самостоятельные изделия.
Межпредметные связи: ИЗО (рисунки аппликаций – пейзажей), аппликация у народов разных стран, природоведение (растительный орнамент), русский язык (новые термины).
Словарная работа: Аппликация, пейзаж, цветовой круг, контраст, пастельные цвета.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения: Предметно-натуральные объекты; наглядные пособия; интеллектуальнее — анализ, дедукция; практические – трудовая деятельность; эмоциональные – творческий интерес, удовлетворение от работы.
Технико-технологические сведения: ТБ, самоконтроль и взаимоконтроль, бригадно-групповой метод.
Репродукции: И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень. Слободка»; С. Ткачев «Деревня», И. Шишкин «Осень», И. Грабарь «Рябинка», «Февральская лазурь», И. Шишкин «Опушка лиственного леса», «Лесные дали»; М. Кенбаев «Беседа», К. Тельжанов «Около юрты», «Отчий край»; В. Поленов «Заросший пруд», Б. Щербаков «Соловьиная роща», «Свежий ветер», «Осень», «Ранний октябрь»; репродукции открыток – сувениров «Боровое».
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Времена года».
Ход урока.
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих).
II. Проверка и воспроизводство опорных знаний. Повторение изученного на предыдущем занятии (проводится по заданным вопросам и заданиям).
Тестовые задания «Проверь себя»: по теме «Вышивка ткани».
1. Вышивка – это …
а) пришивание;
б) стёжка ткани нитками;
в) наклеивание.
2. Виды вышивки …
а) декоративная;
б) счётная, свободная;
в) простая.
3. Что необходимо для счётной вышивки?
а) эскиз;
б) рисунок;
в) схема.
4. Самое важно для вышивания приспособление?
а) пяльцы;
б) ножницы;
в) рамка.
5. Как называются нитки для вышивания?
а) армированные;
б) текстильные;
в) мулине.
6. Счётная вышивка бывает?
а) гладь;
б) крест, гобелен;
в) тамбур.
7. Как называется ткань, используемая для вышивания?
а) ситец;
б) бязь;
в) канва.
8. Как на Руси назывались мастерицы по вышивке?
а) портнихи;
б) вышивальщицы;
в) искусницы.
9. Название вышивки в ДПИ казахского народа?
а) гобеленовый шов;
б) прямой шов;
в) тамбурный шов (цепочка).
10. Какие ножницы используют для подрезания ниток в вышивке?
а) портновские;
б) маленькие;
в) зубчатые.
III. Ознакомление с новой темой. Запись темы, постановка целей и задач занятия. Учитель, беседуя с учениками, говорит, что сегодня им предстоит выполнять предметную аппликацию, ознакомиться с понятием «Пейзаж и его виды»; понятие и видами аппликации; научиться правильно подбирать ткань и нитки для аппликации в соответствии с цветовыми сочетаниями, в процессе практической работы научиться выполнять предметную аппликацию.
Мотивация: Предметы быта, интерьер дома, одежда должна быть не только удобной и практичной, но и способствовать воспитанию, развитию эстетического вкуса, ДПИ помогает этому.
Вопрос к ученикам: С помощью каких видов ДПИ мы можем украсить предметы быта, интерьер дома, одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик, и, безусловно, аппликация.)
Работа по теме урока: Давайте рассмотрим репродукции художников и поделимся впечатлениями.
Какое время года изображали художники? (Художники изобразили на своих полотнах осень, лето, зиму, весну.)
В чем сходство этих репродукций? (Эти репродукции похожи тем, что на них изображен пейзаж. Но все они разные. Каждый художник видел по-своему, вкладывал свою индивидуальность. Красота природы воздействует на эмоциональный настрой человека, воспитывает в нем доброту и отзывчивость, учит радоваться жизни во всех её проявлениях. В природе так много интересного, захватывающего, неисчерпаемого, что это всегда вызывает у художников желание перенести увиденное, прочувствованное на бумагу, холст.)
Какие краски использовали художники? (Сочные, разные оттенки одного цвета.)
Какое настроение в своих работах передали художники? (Разное: от радостного до грустного, тихое, спокойное, волнующее.)
Как художники изобразили перспективу деревьев? ( Ближние – больше, ярче, дальние – меньше, бледнее.)
Вывод: Чтобы передать построение в своих работах, художники использовали такие выразительные средства: цвет, композиция, плановость и ритм.
Перед вами фотографии пейзажей «Боровое». Фотограф, так же, как и художник, очень внимательный зритель. Он много путешествует. Впечатления, полученные от этих путешествий, находят отражение в его произведениях.
Чем отличается живописная работа от фотографии? (Изображение на фотографии реалистичнее.)
Упражнение на картоне. (Используя только одно выразительное средство композиции – цвет, создайте свою цветовую палитру осеннего настроения, выберите необходимое количество цветов цветной бумаги.)
Алгоритм записи в тетрадь:
Пейзаж (французское слово «природа») Сельский
Городской
Парковый
Морской
Архитектурный
Индустриальный
Естественно изображенный мотив, который становится как бы «героем» произведения.
Пейзаж – картина, предназначенная для украшения здания, интерьера дома заставляет стилизовать природные мотивы, красота элементов пейзажа, подбор цвета условный, отвечающий целям украшения, отчего пейзаж стал называться декоративным.
Рассказ учителя: Сегодня я вам расскажу, как изобразить пейзаж в аппликации. В аппликационных сюжетах, как и в большинстве изделий ДПИ, цветовые решения часто бывают однотонными, условными, стилизованными. От сочетания цветов зависит выразительность аппликации. Контрастный цвет выделяет основу сюжета аппликации, подчеркивает ритмичность композиции. Яркие и теплые цвета вызывают радостное настроение, а серо-голубые наводят грусть.
Введем понятие об аппликации
Аппликация (лат. – «прикладывание») – наклеивание или нашивание на основной фон различных видов материала: Предметная
Сюжетная
Орнаментальная
Шрифтовая
Объемная
Показ рисунков и фотографий, образцов аппликации. Составление конспекта. Словарная работа.
Аппликация, в зависимости от используемого материала, подразделяется на следующие разновидности:
— из ткани (атлас, бархат, парча, трикотаж, тюль);
— из кожи (натуральная, искусственная);
— из бумаги и фольги;
-смешанные: из нетрадиционных материалов (нитки «пицца», семена, растения и мн.др.). В каждом доме, в каждой семье неизбежно возникает проблема: куда девать вышедшие из употребления вещи, лоскуты ткани из драпа, сукна, фетра и т.п.
А возможности у этих тканей удивительно многообразны и интересны: плотные, насыщенные по цвету, хорошо сохраняющие фигурно вырезанный край, вследствие чего материал позволяет создавать крупные, яркие плоскостные композиции и небольшие декоративные изделия. Мягкость и пластичность лоскута позволяют придать ему рельефные и объемные формы.
В зависимости от того, какие лоскуты окажутся под рукой, можно варьировать рисунки, делать их в виде орнамента, на заданном основном фоне, или обыгрывать определенную тональную гамму геометрических или свободно скомпонованных элементов.
Пользуясь приемами аппликации, так же, можно создавать тематические композиции на различные сюжеты. Выполненные в одном стилевом решении подушки придают законченность уголку отдыха. Покрывало на кровати и широкая орнаментальная кайма на шторах из однотонной ткани создадут уютный интерьер спальни.
После первой же вещи, сделанной своими руками, буквально «из ничего» и получившей одобрение, её автору обязательно захочется создать что-то еще. Ведь работу с лоскутом, выполнение аппликации, в отличие от многих других видов ДПИ не требует никаких особых приспособлений, для этого достаточно первоначальных навыков ручного шитья.
Релаксация под музыку П. И. Чайковского «Времена года».
А теперь расслабьтесь и представьте, какой пейзаж вам хотелось бы увидеть?
У вас на столах находится алгоритм выполнения работы. Прочтите его. Вам что-нибудь не понятно?
Алгоритм выполнения работы.
1. Разработать эскиз пейзажа.
2. Подобрать цветовые оттенки – палитру цвета из ткани.
3. Продумать формы деревьев и дополнительные детали в пейзаже (тучи, дома и т.д.).
4. Применить выразительные приемы аппликации.
5. Сложить ткань пополам, лицевой стороной внутрь. На линии сгиба нанести очертания детали.
6. Вырезание деталей аппликации.
7. Наклеивание деталей.
8. Высушивание.
9. Готовую работу вставить в рамку.
IV. Закрепление нового материала.
Раздать карточки для закрепления; учащиеся дают ответы по карточкам.
V. Практическая работа.
Дифференцированный подход к учащимся.
Коллективно-бригадный метод, самоконтроль, взаимоконтроль.
VI. Текущий инструктаж.
Самостоятельная работа учащихся.
1. Эскиз общего вида вещи (установить размер аппликации).
2. Перевод рисунка по клеточкам с заданным масштабом.
3. Эскиз в 2-х экземплярах. (Один экземпляр раздается, второй – сохраняется и служит
для правильного расположения элементов аппликации.)
VII. Заключительная часть.
Обобщающий инструктаж: подведение итогов работы, выставление оценок, уборка рабочих мест, кабинета.
Домашнее задание: реферат на тему «История возникновения аппликации».
Рефлексия:
Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились?
Что понравилось на занятии?
Как проявились творческие способности на занятии?
Какое у вас сейчас настроение?
Комфортно ли было на занятии?
Список использованной литературы
Гусакова М.А. «Аппликация» — М., Просвещение, 1987 г., стр. 124, таблица 48.
Щеблыкин И.К. «Аппликационные работы» — М., Просвещение, 1990 г., стр. 188.
Научно – популярный журнал «Народное творчество» — № 5,6/2005 г., стр. 60.
Велижанина М.В. «Технология (методическое руководство)» — Алматы, Мектеп, 9 кл., 2005 г., стр. 76.