Урок инструктора по труду Государственного казенного образовательного учреждения Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Пугачева» Духовнова Сергея Александровича
Направление технологического образования:
Технология. «Резьба по дереву» 6 класс
Раздел 1. Художественная обработка древесины. Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы
Тема: Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.
Номер занятия, проводимого по предмету в учебном году – 28
номер занятия, проводимого по разделу 8
номер занятия, проводимого по данной теме 8
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательные:
ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства — резьбой по дереву и обучить приемам выполнения геометрической резьбы, закрепить технику владения резцом.
ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; формировать знания учащихся о народном орнаменте; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике; приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.
Развивающая: Развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Воспитательная: содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся; формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.
Тип урока: комбинированный с использованием игровых моментов.
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: тетрадь в клетку; кисти № 2; гуашь “гамма”; карандаш; ластик, циркуль, линейка, заготовка деталей размером 200х50х10, рабочая коробка с инструментами.
Дидактический материал к учебному занятию: стенд: «Виды художественной резьбы по дереву», подборка иллюстраций работ народных мастеров; образцы изделий, обработанные художественной резьбой по дереву, работы учащихся прошлых лет, презентация «Резьба по дереву», видеоклип «Резьба по дереву».
Место проведения: учебная мастерская
ХОД УРОКА
Структура урока
Виды работ | Методы и методические приемы работы | Регламент | |
1 | Организационный этап | Визуальная проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской | 2 мин |
2 | Сообщение темы и цели урока | Сообщение темы и цели урока | 1 мин. |
3 | Опрос учащихся по изученному материалу | Повторение пройденного материала | 15 мин |
4 | Изложение нового материала | Игра «Путешествие в Саратовскую губернию» | 25 мин |
5 | Вводный инструктаж | Инструктаж выполнения работы Инструктаж по технике безопасности | 7 мин |
6 | Вводное выполнение приемов практической работы | видеоклип «Резьба по дереву». Выполнение приемов практической работы с помощью учителя | 15 мин. |
7 | Самостоятельная практическая работа учащихся | Самостоятельная практическая работа учащихся | 23 мин. |
8 | Текущее инструктирование учителя | Проверка правильности выполнения этой операции.
| 5 мин |
9 | Подведение итогов урока | Подведение итогов урока. Домашнее задание | 2 мин |
Организационная часть
Визуальная проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской.
Сообщение темы и цели урока
— объяснение учащимся о том, что они должны усвоить и запомнить на уроке, какие приобрести умения и навыки: разметка геометрического орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять элементы геометрической резьбы.
Повторение пройденного материала.
Подбор материала является частью общей темы «Резьба по дереву».
Слайд 1, 3
Сообщения детей (домашнее задание) «Виды резьбы» Слайд 4-15
Вопросы для повторения:
-назовите виды резьбы
— назовите древесные породы, которые наиболее подходят для обработки их резьбой;
— каким образом, и в какой последовательности нужно подготовить материал для обработки его резьбой?;
— назовите оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для изготовления художественной резьбы по дереву;
— назовите область применения изделий, обработанных художественной резьбой по дереву.
Объяснение нового материала.
А теперь ребятушки, мои любезные,
Пришло времечко мне поведать вам
Мне поведать вам сказ диковенный,
Не во стольном было городе да во Киеве,
Не в Москве то дальней Белокаменной,
А в губернии славной то в Cаратовской.
У князей-бояр пировальнице шло,
Пировальнице шло да великий пир
Для заморских купцов, да почётных людей
Да для витязей русских, прославленных
Среди люда того, особливо там
Мастеров- рукодельников потчевали
Наливали им мёда хмельного
Да заздравные песни им складывали.
И в ответ на хвальбу на высокую
Явились им мысли заветные
Захотелось им много мудрости:
Щукой – рыбой ходить им в глубоких морях
Птицей – соколом летать под облаки
Серым волком рыскать да по чистым полям!
Уходили все рыбы во синие моря,
Улетали все птицы за облаки,
Убегали все звери во темные леса.
А наши мастеровые подалися в учение
Поступили они в дом мудрости
В школу славную Пугачевскую.
День за днем — будто дождь дождит,
а неделя за неделей – как трава растет,
А год за годом как река бежит…
Набралися мастеровые уму – разуму,
Как красиво резать по дереву науку освоили…
Стали набирать себе дружину хоробрую,
И учить их уму – разуму,
Да всяким людским премудростям.
Учат они детей играючи:
То во поле чистое они гулять отправляются,
То в моря, во глубокие погружаются,
То в недра земные спускаются,
То в облаках летают, то по лесам блуждают,
То в горы поднимаются, то в болота забираются…
Загадки гадают, стихи складывают.
На дощечках резьбою показывают
Красоту самобытную Руси-матушки.
Подросли ребятушки, набралися мудрости
И сейчас нам о ней поведают:
Сообщения учащихся:
1) Украшение деревянных изделий треугольниками ,кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву .
2) Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью. Слайд 2
3) Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.
4) Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
5) Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух -, трех — и четырехгранных, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины.
Объяснение учителя: Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям : к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек. Слайд 16
Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания, не требующая больших усилий. Все это и делает ее доступной для изучения в школе.
(Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять: доску разделочную. Слайд 17,18,19.)
Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.
Инструктаж выполнения работы. Инструктаж по технике безопасности
Изучение чертежа геометрической резьбы. Последовательность работы.
Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика, от его фантазии. Слайд 20,21.
Демонстрирую учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия. Слайд 33.
В ходе беседы с учениками определяем последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаем, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции:
а) подготовку материала, подготовку заготовки под обработку ее резьбой; Слайд 25.
б) разметку элементов поля резьбы; Слайд 27.
в) накалывание косяком в дерево резцом; Слайд 28.
г) подрезание резцом, получение элемента геометрической резьбы;
Слайд 30, 31
д) окончательную отделку изделия. Слайд 20.
Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы.
Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. В ходе беседы повторяем с учащимися технику безопасности во время работы, при этом обращаем внимание на самоконтроль в процессе выполнения работы: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы. Слайд 24,28.
Правила техники безопасности.
Слайды 22.
Осмотреть нож и убедиться в его исправности.
Работать следует только хорошо заточенным инструментом.
Запрещается проверять остроту ножа пальцем.
Не класть нож в карманы.
При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.
При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки.
Вводное выполнение приемов практической работы
Демонстрируется видеоклип «Резьба по дереву».
Далее показываю ребятам сам приемы работы резцами. В начале в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву.
Далее объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы:
а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;
б) разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки, витейка, ромбы, розетки, звездочки. Слайд 26,28,29,30,32.
в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.;
г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины.
Слайд 31.
Таким образом, ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом. Слайд 30.
Объясняю учащимся, какие возможные ошибки могут возникнуть в работе.
Получение неровной грани при подрезке резцом.
Получение неровной, вмятой грани на месте среза.
Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы.
Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА,
А теперь мои молодцы к вам пришла пора ответственная,
А возьмите-ка вы в свои руки ловкие,
Карандашики волшебные, с грифелем заточенным,
Нарисуйте ка узоры дивные, по всем правилам исполните.
Каждому ученику раздаю заготовку 200х50х10 и нож, который они проверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки. При выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы. На заготовке наносим чертеж сколышек и треугольников. Слайд 33,34.
А теперь возьмите-ка в свои руки умелые
Инструменты важные, инструменты нужные
Да работайте аккуратненько, чтобы не пораниться.
И движеньями легкими вырезайте узоры разные
Вырезайте узоры круглые, треугольные и квадратные
Чтобы пело древо, чтоб играло бы,
Чтоб узором тем глаз бы радовало.
Нож берем в правую руку, хватом сверху. Выполняем наколку треугольников по чертежу, а затем подрезку, как и было показано мной и резчиком в видеоклипе.
Текущее инструктирование учителя. Проверяю правильность выполнения этой операции.
Итог урока
Молодцы вы мои ребятушки,
Знатно, все вы, сегодня трудилися,
И узоры диковинные у вас получилися.
Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание класса на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выставляю оценки ребятам. Слайд 30.
Домашнее задание.
Составить орнамент из элементов геометрической резьбы «Витейка» в рабочей тетради размером 100 на 100 мм.
Литература:
Технология 6 класс П.С. Самородский; В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко Москва Издательский центр”Вентана-Граф”2008
Симоненко, В. Д., Овечкин В. П. Основы технологии. — Брянск: Издательство БГПУ, 1999
Сафроненко, В. М. Секреты древесины. — М., 2004
Семенцов, А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 19982
Чупахин В.Н. 22 урока геометрической резьбы по дереву.СПб,Литера 2004
Хворостов А С Художественная работа по дереву.Владос 2002
Ильяев М. М. Прикоснувшись к дереву резцом. Рипол Классик 2004
Дементьев С.В. Резьба по дереву. М, изд. дом МСП,2000