Конспект урока по технологии «Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы» 6 класс

Урок инструктора по труду Государственного казенного образовательного учреждения Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Пугачева» Духовнова Сергея Александровича

Направление технологического образования:

Технология. «Резьба по дереву» 6 класс


Раздел 1. Художественная обработка древесины. Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы

Тема: Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.

Номер занятия, проводимого по предмету в учебном году – 28

номер занятия, проводимого по разделу 8

номер занятия, проводимого по данной теме 8

Время работы: 90 минут

Цели урока:

Образовательные:

  1. ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства — резьбой по дереву и обучить приемам выполнения геометрической резьбы, закрепить технику владения резцом.

  2. ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; формировать знания учащихся о народном орнаменте; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике; приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.


Развивающая: Развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.


Воспитательная: содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся; формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.

Тип урока: комбинированный с использованием игровых моментов.

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: тетрадь в клетку; кисти № 2; гуашь “гамма”; карандаш; ластик, циркуль, линейка, заготовка деталей размером 200х50х10, рабочая коробка с инструментами.

Дидактический материал к учебному занятию: стенд: «Виды художественной резьбы по дереву», подборка иллюстраций работ народных мастеров; образцы изделий, обработанные художественной резьбой по дереву, работы учащихся прошлых лет, презентация «Резьба по дереву», видеоклип «Резьба по дереву».

Место проведения: учебная мастерская


ХОД УРОКА


Структура урока

п/п №

Виды работ

Методы и методические приемы работы

Регламент

1

Организационный этап

Визуальная проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской

2 мин

2

Сообщение темы и цели урока

Сообщение темы и цели урока

1 мин.

3

Опрос учащихся по изученному материалу

Повторение пройденного материала

15 мин

4

Изложение нового материала

Игра «Путешествие в Саратовскую губернию»

25 мин

5

Вводный инструктаж

Инструктаж выполнения работы Инструктаж по технике безопасности

7 мин

6

Вводное выполнение приемов практической работы

видеоклип «Резьба по дереву».

Выполнение приемов практической работы с помощью учителя

15 мин.

7

Самостоятельная практическая работа учащихся

Самостоятельная практическая работа учащихся

23 мин.

8

Текущее инструктирование учителя

Проверка правильности выполнения этой операции.


5 мин

9

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока. Домашнее задание

2 мин



  1. Организационная часть

Визуальная проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской.


  1. Сообщение темы и цели урока

— объяснение учащимся о том, что они должны усвоить и запомнить на уроке, какие приобрести умения и навыки: разметка геометрического орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять элементы геометрической резьбы.

  1. Повторение пройденного материала.

Подбор материала является частью общей темы «Резьба по дереву».

Слайд 1, 3


Сообщения детей (домашнее задание) «Виды резьбы» Слайд 4-15

Вопросы для повторения:

-назовите виды резьбы

— назовите древесные породы, которые наиболее подходят для обработки их резьбой;

— каким образом, и в какой последовательности нужно подготовить материал для обработки его резьбой?;

— назовите оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для изготовления художественной резьбы по дереву;

— назовите область применения изделий, обработанных художественной резьбой по дереву.

  1. Объяснение нового материала.

А теперь ребятушки, мои любезные,

Пришло времечко мне поведать вам

Мне поведать вам сказ диковенный,

Не во стольном было городе да во Киеве,

Не в Москве то дальней Белокаменной,

А в губернии славной то в Cаратовской.

У князей-бояр пировальнице шло,

Пировальнице шло да великий пир

Для заморских купцов, да почётных людей

Да для витязей русских, прославленных

Среди люда того, особливо там

Мастеров- рукодельников потчевали

Наливали им мёда хмельного

Да заздравные песни им складывали.

И в ответ на хвальбу на высокую

Явились им мысли заветные

Захотелось им много мудрости:

Щукой – рыбой ходить им в глубоких морях

Птицей – соколом летать под облаки

Серым волком рыскать да по чистым полям!

Уходили все рыбы во синие моря,

Улетали все птицы за облаки,

Убегали все звери во темные леса.

А наши мастеровые подалися в учение

Поступили они в дом мудрости

В школу славную Пугачевскую.


День за днем — будто дождь дождит,

а неделя за неделей – как трава растет,

А год за годом как река бежит…


Набралися мастеровые уму – разуму,

Как красиво резать по дереву науку освоили…

Стали набирать себе дружину хоробрую,

И учить их уму – разуму,

Да всяким людским премудростям.

Учат они детей играючи:

То во поле чистое они гулять отправляются,

То в моря, во глубокие погружаются,

То в недра земные спускаются,

То в облаках летают, то по лесам блуждают,

То в горы поднимаются, то в болота забираются…

Загадки гадают, стихи складывают.

На дощечках резьбою показывают

Красоту самобытную Руси-матушки.


Подросли ребятушки, набралися мудрости

И сейчас нам о ней поведают:


Сообщения учащихся:

1) Украшение деревянных изделий треугольниками ,кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву .

2) Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью. Слайд 2

3) Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.

4) Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

5) Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух -, трех — и четырехгранных, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины.


Объяснение учителя: Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям : к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек. Слайд 16

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания, не требующая больших усилий. Все это и делает ее доступной для изучения в школе.

(Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять: доску разделочную. Слайд 17,18,19.)

Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.


  1. Инструктаж выполнения работы. Инструктаж по технике безопасности

Изучение чертежа геометрической резьбы. Последовательность работы.

Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика, от его фантазии. Слайд 20,21.

Демонстрирую учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия. Слайд 33.


В ходе беседы с учениками определяем последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаем, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции:

а) подготовку материала, подготовку заготовки под обработку ее резьбой; Слайд 25.

б) разметку элементов поля резьбы; Слайд 27.

в) накалывание косяком в дерево резцом; Слайд 28.

г) подрезание резцом, получение элемента геометрической резьбы;

Слайд 30, 31

д) окончательную отделку изделия. Слайд 20.


Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы.


Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. В ходе беседы повторяем с учащимися технику безопасности во время работы, при этом обращаем внимание на самоконтроль в процессе выполнения работы: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы. Слайд 24,28.


Правила техники безопасности.

Слайды 22.


  1. Осмотреть нож и убедиться в его исправности.

  2. Работать следует только хорошо заточенным инструментом.

  3. Запрещается проверять остроту ножа пальцем.

  4. Не класть нож в карманы.

  5. При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.

  6. При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки.



  1. Вводное выполнение приемов практической работы


Демонстрируется видеоклип «Резьба по дереву».


Далее показываю ребятам сам приемы работы резцами. В начале в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву.

Далее объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы:


а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;

б) разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки, витейка, ромбы, розетки, звездочки. Слайд 26,28,29,30,32.

в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.;

г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины.

Слайд 31.

Таким образом, ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом. Слайд 30.


Объясняю учащимся, какие возможные ошибки могут возникнуть в работе.


  1. Получение неровной грани при подрезке резцом.

  2. Получение неровной, вмятой грани на месте среза.

  3. Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы.

  4. Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе.



  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА,


А теперь мои молодцы к вам пришла пора ответственная,

А возьмите-ка вы в свои руки ловкие,

Карандашики волшебные, с грифелем заточенным,

Нарисуйте ка узоры дивные, по всем правилам исполните.


Каждому ученику раздаю заготовку 200х50х10 и нож, который они проверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки. При выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы. На заготовке наносим чертеж сколышек и треугольников. Слайд 33,34.


А теперь возьмите-ка в свои руки умелые

Инструменты важные, инструменты нужные

Да работайте аккуратненько, чтобы не пораниться.

И движеньями легкими вырезайте узоры разные

Вырезайте узоры круглые, треугольные и квадратные

Чтобы пело древо, чтоб играло бы,

Чтоб узором тем глаз бы радовало.


Нож берем в правую руку, хватом сверху. Выполняем наколку треугольников по чертежу, а затем подрезку, как и было показано мной и резчиком в видеоклипе.


  1. Текущее инструктирование учителя. Проверяю правильность выполнения этой операции.


  1. Итог урока

Молодцы вы мои ребятушки,

Знатно, все вы, сегодня трудилися,

И узоры диковинные у вас получилися.


Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание класса на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выставляю оценки ребятам. Слайд 30.


Домашнее задание.

Составить орнамент из элементов геометрической резьбы «Витейка» в рабочей тетради размером 100 на 100 мм.


Литература:


  1. Технология 6 класс П.С. Самородский; В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко Москва Издательский центр”Вентана-Граф”2008

  2. Симоненко, В. Д., Овечкин В. П. Основы технологии. — Брянск: Издательство БГПУ, 1999

  3. Сафроненко, В. М. Секреты древесины. — М., 2004

  4. Семенцов, А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 19982

  5. Чупахин В.Н. 22 урока геометрической резьбы по дереву.СПб,Литера 2004

  6. Хворостов А С Художественная работа по дереву.Владос 2002

  7. Ильяев М. М. Прикоснувшись к дереву резцом. Рипол Классик 2004

  8. Дементьев С.В. Резьба по дереву. М, изд. дом МСП,2000



Свежие документы:  Рабочая программа по экономике 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: