Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
Цели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мышление; прививать эстетический вкус; воспитывать внимательность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, коллекция образцов хлопчатобумажной и льняной тканей, ножницы, клей.
Ход урока
I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала.
Устный опрос.
Вопросы для повторения:
1. Что изучает материаловедение?
2. Что называют волокном?
3. На какие два класса делятся текстильные волокна?
4. Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения?
5. Что вы знаете о хлопке?
6. Что вы знаете о льне?
III. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителем основных и технологических свойств ткани.
Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства.
Основные свойства тканей: механические, физические, технологические.
К физико-механическим свойствам относятся: прочность, сминаемость.
Гигиенические свойства: гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащигность.
Гигроскопичность — свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды.
Воздухопроницаемость — способность ткани пропускать воздух.
Технологические свойства: осыпаемость, усадка.
Положительные свойства хлопчатобумажных тканей: хорошие гигиенические и теплозащитные свойства, прочность, светостойкость. Под действием воды волокна хлопка даже набухают и увеличивают прочность — то есть не боятся любой стирки. Ткани имеют хороший внешний вид, за изделиями из них нетрудно ухаживать.
Благодаря тому что хлопчатобумажные ткани обладают хорошей гигроскопичностью и высокой воздухопроницаемостью, а льняные ткани — более высокой гигроскопичностью и средней воздухопроницаемостью, их используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.
Недостатки хлопчатобумажных тканей: сильная сминаемость (ткани теряют красивый внешний вид при носке), небольшая стойкость к истиранию, поэтому малая носкость.
Недостатки льняных тканей: сильная сминаемость, малая драпируемость, жесткость, большая усадка.
2. 3 а п и с ь основных понятий в рабочую тетрадь.
IV. Закрепление материала.
1. Работа по учебнику.
Задания:
— Рассмотрите рисунки 1, 2 на с. 6-7 учебника.
— Чем различны растения по внешнему виду?
— Какой природный цвет волокон хлопка, льна?
— Найдите ответы в учебнике: гигроскопичность хлопкового или льняного полотна больше? А стойкость к свету у какого волок-
на выше? Какая ткань переносит больший нагрев утюга — льняная или хлопчатобумажная?
.— Перечислите свойства хлопка (с. 6).
— Назовите свойства льна (с. 7).
2. Фронтальная лабораторно-ирактическая работа.
Учащиеся получают по два пронумерованных образца хлопчатобумажной и льняной тканей, лупы, толстые иглы.
Все это они раскладывают перед собой, сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в форме отчета в рабочую тетрадь.
Затем определяют вид ткани каждого образца и записывают в рабочую тетрадь, какой образец хлопчатобумажный, а какой льняной. Сданные отчеты учитель проверяет и ставит оценки.
Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, комментирует часто встречающиеся ошибки, пути их исправления, объявляет оценки за урок.
Домашнее задание: составить самостоятельно коллекцию образцов из хлопчатобумажных и льняных тканей, повторить свойства этих тканей по § 1 (с. 6-7); ответить на вопрос 4 на с. 8; знать основные понятия по теме.