Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Муниципального образования город Ноябрьск
Конспект урока
по технологии в 3 классе
«Образы природы в творениях человека»
Подготовила
учитель начальных классов
Икрянова Галина Александровна
г. Ноябрьск
2012
Тема «Образы природы в творениях человека».
Изделие: Узор птицы в технике мозаики из цветной бумаги.
Задачи урока:
1.Расширение и углубление представлений о мозаике как художественной технике.
2.Совершенствование практических умений в изготовлении изделия в технике мозаики.
3.Воспитание аккуратности, усидчивости, интереса к истории своего края, бережного отношения к природе.
Оборудование:
Учебник «Технология» Н.М.Конышева 3 класс, карточки: «Проверь себя», «Оцени себя», «План работы», образцы изделий в технике мозаика, шаблоны птиц, иллюстрация народного праздника «День вороны», таблица по технике безопасности»; экологические знаки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверяется готовность класса к уроку: мелкие кусочки цветной бумаги, кисточка, клей, клеёнка, карточки, учебник, ножницы.
2. Подготовительная работа.
При подготовке к уроку дети готовили ответ на вопрос: Кто в северном лесу живёт?
3.Определение темы урока и изделия.
-Ученик читает наизусть:
Два мира есть у человека,
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века,
Творим по мере наших сил.
(Идёт показ пейзажных зарисовок или рассматриваются иллюстрации в учебнике с.2)
Учитель продолжает:
Да, здесь природа величественна, прекрасна и без человека! Но всё – таки она как-то пустынна.
(Показ слайда или иллюстрация с.3)
А здесь уже чувствуется присутствие человека. Он создал свой уютный и удобный мир, не испортив мира природы, а наоборот оживив его».
(Показ слайда или картина пустого леса с голыми деревьями.)
К сожалению, немало примеров и неудачного сотрудничества человека с природой.
Далее учитель читает загадку и предлагает определить изделие и технику его выполнения.
Загадка.
— Снится ночью пауку чудо — юдо на суку.
Острый клюв и два крыла
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится? Угадали?
Это …. Птица.
Учитель предлагает учащимся прочитать на доске тему урока, название изделия.
4.Беседа.
— Какие птицы обитают в нашем северном крае?
(Идёт показ слайдов или картины на доске.)
— А знаете ли вы с прилётом какой птицы в наш край приходит весна?
— Это ворона.
/картинка вороны в технике мозаики/
— Считается, что своим громким криком ворона будит природу.
А коренные жители Севера даже праздник отмечают «День вороны»
(Уорнга – яле) 7 апреля.
(Показать иллюстрацию или слайд)
К птице этой они относятся очень бережно, считают её покровительницей детей.
— Какое настроение вызвала у вас картина пустого леса?
— Хочется ли вам, чтобы наш лес был таким?
Учитель: я предлагаю вам пофантазировать, каких ещё птиц вам бы хотелось видеть в наших лесах и показать это в ваших работах. А потом заселить ваших птиц в пустой лес.
5.Повторение о мозаике как художественной технике.
Работа с карточкой «Проверь себя».
Знаком «+» обозначить верное утверждение, знаком «-« – неверное.
+ — | |
Мозаика — это узор, выполненный из мелких деталей различных материалов. | + |
Кусочки выкладываются рядом, в определённом порядке. | + |
Первыми выкладываются главные контурные линии. | + |
Пространство можно заполнять хаотично. | — |
Выполнение мозаики требует внимания, аккуратности, знаний техники работы с бумагой, творческого воображения. | + |
Используется для отделки внутренних и наружных поверхностей зданий. | + |
Самопроверка /на доске + + + — + + /
Учитель подводит итог:
— Какой вопрос вызвал затруднение?
— За помощью можно обратиться к учебнику с.15
6.Повторение техники безопасности:
На каждой парте лежат карточки «Правила безопасной работы»
Предлагается выбрать и подчеркнуть нужные слова, чтобы предложение превратилось в правило:
— передавайте ножницы только в (открытом/закрытом) виде кольцами (к себе/ в сторону товарища)
— не оставляйте ножницы на столе (в открытом виде/ в закрытом виде)
— при вырезании крупной детали из бумаги поворачивайте в руках (ножницы/бумагу)
— после завершения работы ножницы надо (раскрыть/закрыть) и (держать в руке/ положить на стол)
Прочитать правила безопасной работы.
7.Физминутка.
По дорожке, по дорожке (прыжки на правой ноге)
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке (прыжки на левой ноге)
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали (лёгкий бег на месте)
И до леса добежали.
На берёзы и на ели пташечки уселись (сели за парты)
8.Практическая работа.
Самостоятельное изготовление изделия по плану (карточка «Порядок работы»)
Обведи узор птицы по шаблону.
Карандашом выдели главные контурные линии.
Выкладывай мозаику по линиям контура.
Заполни пространство.
Вырежи готовый узор.
— Оцени свою работу по таблице «Самооценка» (+; -).
+ | — | |
Правильность вырезания по шаблону |
|
|
Правильность техники выполнения |
|
|
Аккуратность |
|
|
Выразительность, чёткость |
|
|
Творчество, оригинальность |
|
|
Соблюдение правил техники безопасности |
|
|
— Засели птицу в лес.
(прикрепляют к дереву, нарисованному на листе ватмана)
9.Подведение итогов. Оценка проделанной работы.
Учитель:
— Посмотрите, как ожил лес!
Что вы можете сделать для его сохранности?
(можно предложить выбрать и показать подходящий экологический знак)
Спасибо за урок!
Список использованной литературы
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011.
Конышева Н.М. Технология. Программы общеобразовательных учреждений 1-4 класс (ФГОС). — Смоленск: Ассоциация ХХІ век, 2011. – 48 с.
Конышева Н.М. Технология: учебник «Наш рукотворный мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация ХХІ век, 2011. – 160 с.: ил.
Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХІ век, 2011.