Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.им.Тельмана»
Марксовского района Саратовской области
Конспект урока
по технологии в 5 классе
по программе В.Д.Симоненко
(мальчики)
Тема: «Пиломатериалы. Древесные материалы».
Подготовил
учитель технологии
МОУ-СОШ п.им.Тельмана
Крайнов Владимир Иванович
Тельман 2012
Тема урока:
«Пиломатериалы. Древесные материалы».
Цели урока:
1)изучить профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения;
2)воспитывать уважение к труду;
3)развивать жизненный кругозор учащихся.
Оборудование:
Образцы различных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.
Ход урока
Орг.момент.
II. Повторение пройденного материала.
Беседа с учащимися:
1)Где применяется древесина?(Древесина применяется для изготовления мебели, окон, дверей, полов, потолков и т.д.)
2)Как определить возраст дерева?(Возраст дерева определяют по кольцам ствола на спиле ствола дерева)
3)Что называется текстурой древесины?(Это внутренний рисунок ствола дерева, наиболее красивую текстуру имеют такие породы как дуб, ясень и различные виды красного дерева).
III.Изучение нового материала.
Учитель:
Пиломатериалы получают при продольном распиливании ствола дерева. Распиливание древесины производится лесопильными рамами.
Лесопильная рама—это машина для продольной распиловки брёвен пилами, укреплёнными в так называемой пильной рамке, совершающей возвратно-поступательное движение.
Какие пиломатериалы получают при распиливании ствола?
Учащиеся:
Доски, горбыль, бруски
Учитель (демонстрируя):
-брус—длинный кусок дерева, обычно прямоугольного или кругового сечения (толщина и ширина не менее 100 мм);
-бруски (толщина и ширина менее 100 мм);
-доски –плоские с обеих сторон куски дерева небольшой толщины, выпиленные из бревна (толщина до 100 мм, не менее толщины должна быть ширина);
-пластины—плоские полосы какого-либо твёрдого или упругого материала с гладкой поверхностью (бревно распилено пополам);
-четвертина—четвёртая часть бревна, распиленного вдоль накрест (по двум взаимно перпендикулярным диаметрам, то есть бревно распилено на 4 части);
-горбыль—крайняя доска, выпуклая с одной стороны, получающаяся при продольной распилке бревен (выпиленная боковая часть древесины).
Учитель показывает учащимся основные элементы пиломатериала:
-пласт;
-ребро;
-торец.
Учитель:
Давайте рассмотрим древесные материалы, к которым относятся: фанера, шпон, древесно-стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты.
1)Фанеру получают путём наклеивания перпендикулярно друг к другу листов шпона.
Получают шпон на лущильном станке.
Лущильный станок служит для получения тонкой поперечной стружки (шпона) из коротких брёвен. Режущий инструмент в станке—нож, срезающий по всей длине вращающегося чурака (такого вида заготовки) слой древесины в виде непрерывной ленты.
Полученные листы шпона режут на квадраты, намазывают клеем и склеивают под прессом
Изготавливается фанера толщиной от 2 до 20 мм.
Каковы основные свойства фанеры?
Учащиеся:
-не рассыпается;
-хорошо гнётся;-
-не растрескивается;
-хорошо обрабатывается;
-прочнее древесины.
Учитель:
Где применяется фанера?
Учащиеся:
— при изготовлении мебели;
-в строительстве.
Учитель:
А также в машиностроении и авиастроении. Шпон используется для изготовления гнутой мебели, спортивного инвентаря.
2)Древесно-стружечные плиты(ДСП) тоже предполагают определённую технологию их получения. Для изготовления ДСП используются в основном измельчённые отходы древесины, которые склеиваются путём спрессования. Толщина ДСП составляет 10-26 мм.
Каковы основные свойства ДСП?
Учащиеся:
-почти не коробятся;
-хорошо обрабатываются.
Учитель:
Где применяются ДСП?
Учащиеся:
-при изготовлении мебели;
-в строительстве.
Учитель:
Нежелательно применение ДСП в жилых помещениях, так как по утверждению специалистов, эти плиты выделяют вредные вещества.
3)Древесно-волокнистые плиты(ДВП) прессуются из пропаренной и измельчённой древесной массы.
Каковы основные свойства ДВП?
Учащиеся:
-ровная гладкая поверхность;
-приятный цвет;
-хорошо гнётся.
Учитель:
Где применяются ДВП?
Учащиеся:
-при облицовке стен и потолков;
-в производстве мебели, дверей.
Учитель:
Главным недостатком всех древесных материалов является то, что они боятся влаги, и под её воздействием фанера расслаивается, плиты разбухают.
III.Практическая работа.
Выполнение заданий:
1.Найти в образцах пиломатериалов основные элементы.
2.Измерить толщину фанеры и количество слоёв.
3.Проверить, как обрабатываются всевозможные древесные материалы различными инструментами.
IV.Выводы.
V.Итоги.
Оценка результатов практической работы.
Литература:
1.Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под ред.В.Д.Симоненко, Москва, Просвещение, 2004.
2.Программы образовательных учреждений. Технология 5-11 классы. Москва, Просвещение, 2000.
3.Засядько Ю.П. Технология. 5 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под.ред.В.Д.Симоненко, Волгоград, Учитель, 2007.