Чернышова Елена Александровна, учитель технологии МБОУ «СОШ № 3 г.Мамадыш»
Класс: 5 Предмет: Технология
Тема урока: Виды рабочей одежды и требования к ней.
Цель урока: Познакомить учащихся с видами рабочей одежды
Задачи урока:
Образовательная:
познакомить с назначением одежды в повседневной жизни, с профессиями;
повторить раздел машиноведение
Воспитательная:
Воспитывать коммуникативные умения, навыки работы в паре, команде;
Развивающая:
Развивать память, логическое мышление, прививать интерес к профессиям;
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, создание ситуации успеха, сотрудничество, креативный, инновационный
Формы и способы организации обучения: словесные, наглядные, командные, парные, технологии «Обучения XXI века»
Средства обучения: Компьютерная презентация, ребусы, карточки-задания, иллюстрации фартуков
Оборудование: компьютер, проектор
Межпредметные связи: история, русский язык — терминология
Словарь: художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства, швея или оператор швейного оборудования
Список литературы:
Крупская, Ю.В. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. ; под ред. Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 192 c.;
Синица, Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2012. – 192 c.
Методическое пособие:
Мухаметшина Л.Ф. Совершенствование качества преподавания в республике Татарстан. Преобразование обучения для XXI века. / Программный офис реализации проекта «Совершенствование качества преподавания в республике Татарстан» / руководитель проекта директор Программного офиса Мухаметшина Л.Ф., 2013. – 108с.
Использованные источники:
https://rebus1.com/ — генератор ребусов
https://u.to/Pm8wBQ — пословицы и поговорки
http://smayls.ru/smayliki—privetstvie_4.html
Ход урока
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
I.Организационный момент (2 мин) Цель этапа: Организовать активизацию учащихся для получения новых знаний Активизировать сотрудничество в команде | Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся. Приветствие учащихся: — Хай файв (сигнал тишины). Я рада приветствовать вас на уроке. Желаю вам плодотворно потрудиться сегодня, узнать много нового и интересного. МЕНЕДЖ МЭТ — А сейчас давайте поприветствуем друг друга. (слайд 1) Партнёры по плечу поздоровайтесь друг с другом ладошками правой руки. Партнёры по лицу – кулачками. Вступительное слово учителя. (доведение до учащихся плана урока) — Сегодня на нашем уроке вы узнаете об одном из этапов изготовления швейного изделия. На уроке вам предстоит работать в парах, в команде, помогая друг другу. А это значит, что каждый из вас несет одинаковую ответственность за выполнение работы. | Учащиеся сидят за столиками по 4 человека, образуя команду Личностные УУД — приветствуют учителя, поднимают вверх правую руку — приветствуют друг друга по просьбе учителя Коммуникативные УУД — слушают учителя
|
II.Актуализация знаний (8 мин) Цель этапа: — Организовать актуализацию изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. — Выяснить степень усвоения заданного на дом материала
| На столе лежат необходимые инструменты, принадлежности, материалы, таблицы, шаблоны, карандаши, линейки. Перед учащимися стоит швейная машина
ТАЙМД ПЭА ШЭА (слайд 2)
Работа по карточкам – заданиям. (приложение 1) Учащиеся берут со стола конверт № 1 с карточками – заданиями. Выполняют задание в течение 3 минуты. Затем в течение 1 мин. 20 сек. участники обмениваются своими ответами с партнёром по плечу (каждому партнёру для ответа предоставляется 40 секунд).
Следующий этап: опрос учителя по данным карточкам. Вопросы задаются одному из партнёров в каждой паре. Если учащийся отвечает правильно, то учитель благодарит за ответ. Если ответ неверный, то этот же вопрос задается другой паре. | Личностные УУД — активизируют имеющиеся знания Познавательные УУД — отвечают на вопросы — работают в паре, обмениваясь своим мнением Коммуникативные УУД — слушают партнёра по плечу, других участников урока — помогают ответить на вопросы другому партнеру, задавая ему наводящие вопросы — строят понятные для партнеров высказывания — отвечают на вопросы учителя |
III.Изучение нового материала (25 мин) Цель этапа: — сформулировать тему урока и цели урока организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала — организовать фиксацию преодоления затруднения | — Сегодня мы начинаем изучать раздел «Конструирование и моделирование швейного изделия». ТИМБИЛДИНГ А для того чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать ребусы. (слайд 3 ). Учащиеся отгадывают ребусы и читают ответы. Итак, тема нашего урока «Виды рабочей одежды» (слайд 4)
Слайд 5
— “Встречают по одёжке…” — не даром в народе ходит пословица. Ведь общество всегда встречает человека по одёжке, а провожает по уму.
Одежда очень многое может сказать о человеке. Слайд 6 Одежда по назначению делится на бытовую, производственную, спортивную, форменную. Слайд 7 — Давайте более подробно рассмотрим каждую группу. Бытовая может быть повседневной, торжественной, домашней. Слайд 8 — Производственная (одежда медиков, поваров, строителей, и т.д.). Слайд 9 — Спортивная . Уч-ся называют виды спорта и состав костюма. Слайд 10 — Форменная . Уч-ся приводят примеры.
Слайд 11
Схема профессий, задействованных в процессе производства одежды. Художник-модельер — придумывает новые модели одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях; художник-конструктор — воплощает идеи художника — модельера в чертежи и выкройки (лекала); технолог швейного производства — определяет способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств тканей и современной технологии пошива одежды; швея — (сейчас эта профессия называется оператор швейного оборудования — непосредственно выполняет швейные операции.
Слайд 12 Отечественная школа моделирования основывается на идеях и разработках первого русского художника — модельера Надежды Петровны Ламановой (1861- 1941). Её принцип: “Для чего создается костюм, для кого, из чего”- не потерял актуальности и сегодня. Художник-модельер должен хорошо рисовать, знать основы композиции костюма, быть в курсе современной моды, работать с журналами мод, делать зарисовки интересных деталей и фасонов, эскизы своих моделей.
Ребята, а каких вы знаете художников-модельеров? (уч-ся приводят примеры).
Слайд 13
Слайд 14
Фартуки по назначению в наше время могут быть: повседневными, нарядными, детскими, женскими, мужскими.
Нарядный, Детский, Женский, Мужской – показ иллюстраций
| Регулятивные УУД определение темы урока осознание целей и задач восприятие, осмысление, запоминание учебного материала формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей — формулируют свои мысли в устной форме — работают в команде Познавательные УУД развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности развивать умение получать информацию из рисунка, текста и выполнять практические действия развивать умение осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации (учебник, раздаточный материал по раскрою) Коммуникативные УУД — формирование видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение) — согласованность действий с партнерами — работа в команде – разделение обязанностей
|
IV.Физминутка (3 мин.) Цель этапа: — наполнить кислородом головной мозг | Слайд 15
ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР
СЛЕДИ ЗА ЛИДЕРОМ. Учащиеся делятся на три команды, встают друг за другом, тот, кто стоит первым – становится лидером. Когда начинает звучать музыка — лидер показывает движения, а остальные участники команды повторяют движения. Музыка останавливается, первый участник встает назад, теперь лидером становится второй участник. И так до тех пор, пока все не побывают в роли лидера. | Коммуникативные УУД — согласованность действий с участниками команды |
V.Закрепление материала. Подведение итогов (4 мин) Цель этапа: организовать подводящий или побуждающий диалог по закреплению нового материала | Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ответы учащихся – учитель спрашивает по 1-2 учащимся за столиком. Выставляет оценки за работу на уроке | Личностные УУД — активизация имеющиеся знаний — повторение нового материала Коммуникативные УУД — формирование видов речевой деятельности (слушание, говорение) |
VII.Домашнее задание (2 мин) Цель этапа: организовать ситуацию успеха по результатам выполнения домашней работы | Составить кроссворд по теме урока (слайд 16) Реферат о художнике-модельере
| Познавательные УУД Знакомство с профессией художник-модельер при выполнении д/з |
VIII.Рефлексия (2 мин) Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
| — Вам понравился урок? (слайд 17) Давайте ответим на этот вопрос при помощи смайлика: Если вам понравился урок и было все понятно, то поднимите смеющийся смайлик. Если вам было непонятно, то поднимите грустный смайлик.
Учащиеся поднимают смайлики.
Сегодня на нашем занятии вы узнали о видах одежды, о профессиях, связанных с изготовлением швейного изделия. Думаю, что полученные знания вам очень пригодятся в будущем. Я рада была с вами работать сегодня. Спасибо вам за активное участие. До свидания. | Коммуникативные УУД оценка и самооценка учебной деятельности обобщение и систематизация знаний — выражение своих эмоций по поводу урока |
Приложение 1
Карточка-задание № 1
Напишите названия деталей швейной машины
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Карточка-задание № 2
Заполните пропуски
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века ………………………….
Отцом всех швейных машин считается — ………………………………………………………
В России первый завод по изготовлению швейных машин был построен в ………. году, в городе ……………………..
Все швейные машины различают:
по выполняемым операциям: ………………………., ………………………….;
по виду приводов: ………………..……., …………………….., …………………………
Карточка – задание № 3
Укажите цифрами и стрелками детали швейной машины
машинная игла
прижимная лапка
платформа
рукав
стойка рукава
регулятор выбора строчки
игольная пластина
клавиша обратной строчки
устройство для намотки ниток
Карточка – задание № 4
Заполни пропуски
Перед началом работы на швейной машине волосы ………………………………………………………………., одежду застегнуть.
Убрать от машины ………………………………. предметы.
Во время работы ………………………………………………………………. близко к движущимся частям машины.
Не держать пальцы возле движущейся ………………………….
Включать и выключать швейную машину только …………………… руками, держась за ……………… вилки.
Перед работой проверить исправность …………………………….
После работы ………………………………………… машину.
Приложение 2
Отгадайте ребусы Отгадайте ребусы
| |
|
|
|
|