1. Автор: Фролова Ирина Ивановна.
2. Место работы: МБОУ СОШ № 2 п. Клетня Брянской обл.
3. Должность автора: учитель технологии.
Тема урока: Вышивка в истории русского женского костюма
Класс: 6
Цели:
Познакомить учащихся с историей русского женского костюма.
Научить определять роль вышивки в истории русского женского костюма.
Научить определять актуальность вышивки в настоящее время.
Научить выполнять декоративные швы на основе шва «вперёд иголку».
Воспитывать патриотические чувства, эстетический вкус, внимательность,
аккуратность, бережливость.
Прививать навыки культуры труда.
Развивать творческое мышление, координацию движений рук, исполнительские умения.
Оснащение:
для учителя — компьютер, проектор, экран, презентация, выставка вышитых изделий, раздаточный материал: таблицы соответствия цветов, инструкционные карты, карты оценки;
для учащихся — рабочая тетрадь, ручки, чертёжные принадлежности, набор ручных инструментов, нити мулине, напёрсток, пяльцы, льняная ткань.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический; практический.
Тип урока: комбинированный.
Время: 90 минут.
Межпредметные связи: история, ИБК, ИЗО, литература, иностранные языки.
План урока.
I. Организационный момент — 2 мин.
П. Контроль выполнения домашнего задания. Викторина — 7 мин.
III. Сообщение познавательных сведений.
Устный журнал – 20 мин.
Доклад «Вышивка в истории русского женского костюма» — 5 мин.
IV. Закрепление пройденного материала — 10 мин.
V. Обзор выставки вышитых изделий — 5 мин.
VI. Практическая работа – 30 мин.
VII. Подведение итогов — 10 мин.
VIII. Домашнее задание — 1 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку. Деление класса на группы.
П. Контроль выполнения домашнего задания. (Работа в группах)
Викторина «Вышивание».
1. Лучшие нитки для вышивания. (Мулине)
2. Приспособление для поддержания ткани в натянутом виде и предотвращения стягивания вышитого узора. (Пяльцы)
3. Перевод изображения на бумагу или ткань. (Копирование)
4. Заправка ткани в приспособление для вышивания. (Запяливание)
5. Приспособление для копирования рисунка с изменением его размера. (Растровая сетка)
6. Мулине в 6 сложений. (Пасма)
7. Иголки № 0 — 1 используют для вышивания (Бисером и стеклярусом)
8. Иголки № 2 — 3 используют для вышивания (На тонких тканях)
9. Иголки № 4 — 5 используют для вышивания (На льняных тканях)
10. Иголки №6-12 используют для вышивания (На плотных тканях)
11. Объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. (Композиция)
12. Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. (Орнамент)
13. Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент. (Раппорт)
14. Все существующие цвета делятся на (хроматические и ахроматические).
15. Основными считаются (красный, жёлтый и синий).
16. Хроматические цвета делятся на (тёплые и холодные).
17. Ахроматическими цветами считаются (белый, чёрный и все оттенки серого).
18. Назовите гармонирующие и дисгармонирующие цвета (Дисгармония — цвета, стоящие рядом в цветовом круге; гармония — цвета противоположных секторов) (приложение 1)
— Взаимопроверка.
III. Сообщение познавательных сведений.
— Тема урока — «Вышивка в истории русского женского костюма» (слайд 2)
— Эпиграф урока – русская пословица: «Красна птица перьями, а девица уменьями». (Слайд 3)
Как вы считаете, что она означает?
— Постановка цели урока учащимися. Обобщаю (слайд 4)
-Для достижения поставленных целей мы с вами должны выполнить следующее: (слайд 5)
— Устный журнал «История русского женского костюма»1
Сейчас мы совершим небольшую экскурсию, и вы увидите, как развивался, изменялся, совершенствовался костюм русской женщины со времён древней Руси до наших дней.
Во время выступления учащихся на экране показываю элементы одежды.
1 ученица. (Слайд 6)
нам, россиянам, русского костюма
историю полезно очень знать!
костюм о людях призовет подумать,
о быте, нравах может рассказать.
в себе не станем мы растить невежду,
по выставке пройдемся не спеша,
рассмотрим древнерусскую одежду:
не правда ли проста и хороша?
наряды древних скифов послужили,
пожалуй, прототипом для нее.
итак, что прежде женщины носили?
у всех деталей имя есть свое:
кафтан надет поверх рубахи длинной,
орнаментом украшенный внизу, на голове –
убрус под шапкой чинной,
или повойник — оттенить красу.
ну, горожанки шли в сапожках новых,
крестьянки чаще бегали в лаптях,
носились и запоны, и поневы –
детали поясню вам в двух словах.
Кафтан — это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения
Понева — юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Запона — накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус — полотняный платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник — головной убор, тип чепца.
2 ученица. (Слайд 7)
что ж, в киевской Руси мы побывали,
в московскую войдем не впопыхах,
что женщины, посмотрим, надевали
в пятнадцатом-семнадцатом веках?
поверх рубахи — красочной, нарядной
как видим, русский сарафан надет,
он облегает грудь фигуры ладной –
красавице не нужен был корсет!
наряд на узких лямках не стареет!
вот, яркою украшена каймой, на даме –
распашная душегрея,
а вот и летник, ценный, расписной.
расшиты шелком, жемчугом и златом
бобровый ворот, плечи, рукава,
уж как хозяйка летника богата
он заявлял и сам — к чему слова?
убрус и здесь носился для ношенья,
к лицу кокошник, ленты и венец,
носились золотые украшенья –
в виде серег, браслетов и колец.
был красочным и живописным очень
Руси московской выходной наряд!
давайте наши знания упрочим,
еще раз, на костюмы, бросив взгляд.
Основной одеждой этого периода у женщин были: длинный сарафан, душегрея – это укороченный сарафан, летник — это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами — вошвами.
кокошник — нарядный головной убор с высокой передней частью.
венец-лента, украшенная узором
3 ученица. (Слайд 8)
неся культуру русскому народу,
царь Петр первый ввел в своей стране,
как всем известно, западную моду.
здесь юбку дамы — в пышной ширине,
на «панье» — на каркасе небывалом —
вы можете отметить как типаж
и декольте, что плечи откровенно открывало,
и плотно облегающий корсаж.
знать в париках, на каблуках ходила,
в заморских понимала толк —
носила газ, и кружева, и шелк,
узнала и румяна и белила.
вообще, костюм менялся год от году —
чепцы и шляпы пышные пошли,
а после «паньи» очень скоро в моду
турнюры, как на западе, вошли,
и силуэт костюма изменили,
как видите — такой стал моден впредь!
наряды дамы разные носили,
но русское в них трудно рассмотреть.
Панья — это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.
Турнюры — юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется
профильной спинкой.
4 ученица. (Слайд 9)
так лишь в семействах знатных одевались,
а женщины в домах, что поскромней,
не столь с влиянием запада считались,
вот молодая барышня, на ней
мы русскую заметим душегрею,
и русскую рубаху — на другой,
однако запад с модою своею,
как видно повлиял на их покрой!
рубахи декольтированней стали,
а душегрея больше прилегать,
добавились и модные детали,
каблук высокий стал преобладать,
чалма у женщин модною считалась,
обычно пестр и ярок стал наряд,
в нем русское с «заморским» сочеталось,
он был и живописен, и богат…
Чалма — головной убор из полотна, закрученный на голове.
5 ученица. (Слайд 10)
и вот век девятнадцатый на сцене….
как на рисунок этот бросим взгляд —
Онегин вспоминается Евгений
или Печорин — знать, такой наряд
одеты были Ларина Татьяна
с княжною Мери… стройный силуэт,
на пышной юбке — кружева, воланы,
а талия затянута в корсет
предельно дама плечи открывала
повсюду — как в Париже, так в Москве,
ведь Франция для всей Европы стала
законодательницей мод и не внове
для барышень московских шляпки были
с бантами иль вуалью, редингот,
они, как платье верхнее, носили,
дружа с законодательницей мод —
к ним Франция, как будто ближе стала
открыв в России магазинов сеть,
распространяя модные журналы
им оставалось лишь свой вкус иметь!
Редингот — верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка), Корсет — деталь нижнего белья, предназначенная для втягивания талии, торса.
6 ученица. (Слайд 11)
купчиха, провинциалка, мещанка
а вот костюмы женщин из народа
Париж влиял по своему на них.
была уже «купеческая» мода –
хоть одеянья пышные купчих
нередко в модных лавках покупались
или в самом Париже, например –
они богачкам скромными казались
и «украшались» свыше всяких мер,
банты и перья пришивались лихо –
увы, наряд изящным назовешь едва ль!
поверх же этой роскоши купчиха
богатую набрасывала шаль,
столичные купчихи обгоняли
провинциалок в моде лет на пять
мещанки тоже в моде отставали,
хотя её стремились перенять,
приветствовались вышивки и ленты –
наряд незнатной женщины всегда
включал народной моды элементы,
заметней в деревнях, чем в городах.
7 ученица. (Слайд 12)
Костюм крестьянки, он традиционно
носил национальные черты.
и не касался запад просвещенный
его своеобразной красоты!
всё те же сарафаны надевались,
понёвы и рубахи без затей
а всё ж наряды женщин различались
из северных и южных областей!
на севере носили сарафаны
из однотонной ткани, из холста,
из крашенины, шерсти домотканой
и лишь отделки яркой красота
нарядный вид костюму придавала
а на рубахах вышивка всегда
событиям особым отвечала
для свадьбы, сельских праздников, труда…
крестьянки юга — те предпочитали
поверх рубах понёвы надевать,
узором по подолу украшались
но юбки было принято считать
нарядом женским, девушки носили
поверх рубахи фартук иль армяк,
на совершеннолетие им шили
понёвы-юбки, вот бывало как!
на севере кокошник надевали,
расшитые узорами венцы,
на юге кики им предпочитали
а к юбкам пришивали бубенцы.
а фартук иль передник повсеместно
стремились для нарядности носить,
узором украшали интересным
умели шёлком, бисером расшить.
нет живописней всё ж, отметить надо
национально русского наряда!
Кика — головной убор в виде полумесяца на боку.
Армяк — фартук украшенный узором.
Основные элементы костюма: рубашка с пышными рукавами, суженными к низу, сарафан, душегрея с плотно прилегающими коротким лифом и сильно собранной баской, поверх сарафана фартук, который подпоясывался под грудью.
8 ученица. (Слайд 13)
палитра моды красочна богата,
как видите, в любые времена,
в историю ушёл уж век двадцатый
в нем катаклизмов, перемен страна.
Россия наша много испытала
и мода изменялась всё скорей –
она разнообразной гибкой стала,
всё стало в ней и проще и сложней.
с годами юбки делались короче,
а женский гардероб всё богател,
все силуэты будто, между прочим,
двадцатый век переменить сумел,
какие только платья не носили,
каких деталей не изобрели!
давайте вспомним основные стали
и всё, что на уроках мы прошли.
Ответы учеников:
основные стили в одежде: классический, романтический, спортивный.
Силуэт можно сравнивать с геометрическими фигурами: прямой, трапеция, полуприлегающий, приталенный.
По характеру одежда может быть: деловая, нарядная, спортивная.
Теперь, в гардеробе женщины кроме сарафана, юбки, платья, появились жилеты, блузки, брюки, деловые костюмы, халаты и т.д.
А сейчас вы увидите женские костюмы XIX — начала XX веков Брянской области. (Слайд 14)
Обратите внимание на многообразие вышивки.
На экране демонстрируются иллюстрации женских костюмов Брянской области. (Слайды 15 — 23)
Доклад «Вышивка в истории русского женского костюма».
(приложение 2)
Учащиеся слушают доклад и составляют краткий конспект.
Во время доклада иллюстрирую знаки – символы, применявшиеся в вышивке. (Слайд 24)
IV. Закрепление полученных знаний.
1). Что нового вы сегодня узнали? (Учащиеся называют элементы старинной одежды).
3). Давайте попробуем узнать по иллюстрациям элементы старинной русской одежды. (Показываю на экране элементы одежды и предлагаю учащимся определить их название).
4). Фронтальный опрос по пройденному материалу.
— Когда вышивка стала широко применяться для украшения народного костюма? (В 19 — начале 20 веков)
— От чего зависят выбор материалов и техника выполнения вышивки? (От географических, исторических и культурных условий; от назначения)
— Что можно было определить по вышивке на одежде? (Сословие, место проживания, материальное положение)
— Какие знаки — символы применялись в вышивке и что они обозначали? (Горизонтальная линия — поверхность земли. Волнистая горизонтальная линия — вода. Вертикальные волнистые линии — дождь.
Треугольник — горы. Перекрещенные линии — огонь и молнию. Круг, квадрат и ромб — источники света: солнце и луну. Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки — плодородие земли. Женская фигура с поднятыми или опущенными руками — образ земли-матери).
— Для чего применялись знаки-символы?
(В качестве оберегов: они должны были охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье).
V. Обзор выставки вышитых изделий.
Введение в практическую работу
Актуальна ли вышивка в настоящее время?
Какие материалы и инструменты необходимы для вышивки?
А сейчас мы приступим к реализации 4 пункта плана. Какова ваша цель?
Да, вы должны научиться выполнять декоративные швы на основе шва «вперёд иголку». Как вы думаете, пригодится ли вам это в будущем? (Ответы учащихся).
Объясняю технологию выполнения декоративных швов, используя изображение на экране (слайд 24) и инструкционные карты (приложение 3).
Напоминаю о подборе гармоничных цветов. Раздаю таблицу соответствия цветов (приложение 4).
— Прежде чем приступить к практической работе, вам нужно выполнить тест на знание правил безопасной работы (приложение 5).
— Взаимопроверка.
— Анализируем результаты теста.
VI. Практическая работа.
— Во время выполнения учащимися практической работы, контролирую правильность выполнения швов и соблюдение правил безопасной работы. Оказываю необходимую помощь.
VII. Подведение итогов.
1). Итоги практической работы.
Используя карты оценки (приложение 6), учащиеся выставляют самооценку, взаимооценку.
Выставляю оценку за каждый шов. Учащиеся выводят среднюю оценку по каждому шву и подводят общий итог за практическую работу.
2). Итоги урока.
— Анализируем проделанную на уроке работу, отмечаем типичные ошибки, определяем пути их исправления.
— Степень достижения поставленных целей.
Выставляю оценки в журнал и дневники за теоретическую и практическую работу на уроке.
VIII. Домашнее задание.
1). Выучить теоретический материал. 2). Придумать и выполнить два декоративных шва.
Спасибо за работу на уроке. До свидания.
Использованы источники:
festival.1september.ru›Устный журнал История развития
14