Конспект урока по труду «Пословица — всем делам помощница»

МАС(К)ОУ «Белоевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Учитель трудового обучения: Савельева Л.И.

Тема: «Пословица — всем делам помощница»

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством; со значением пословиц в труде и в жизни человека. Способствовать воспитанию трудолюбия, положительного отношения к труду. Развитие творческих способностей учащихся посредством драматизации.


Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Низкий поклон вам!

Поклон по-русски

— Рада видеть вас здесь!


— Давайте шире сердца раскроем,

И праздник народному творчеству устроим.

Плечи свои расправим —

Весело праздник справим!

— А знаете? Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. В устной народной поэзии очень много разновидностей: былины, сказки, песни, исторические предания, загадки, пословицы, величания, календарные припевки. Все это повторялось, переходя из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушек к внукам. В них народ отразил многое: и родную историю, и игру народной фантазии, и веселый народный смех, и глубокие народные думы о человеческой жизни.

Слушая сказки и песни своих предков, задумывались люди над многими сложными вопросами своего трудового, общественного и семейного быта; размышляли о том, как улучшить свою жизнь, как бороться за счастливую долю, каким должен быть хороший человек, какие черты людского характера нужно порицать и высмеивать.

В богатой россыпи русской бытовой поэзии пословицы занимали и занимают сейчас особое место. В них заключена народная мудрость и народное творчество. Самая великая мудрость пословиц — в простоте слова всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. В повседневной речи, чтобы убедить в чем — либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц: ссылаемся на них, подкрепляем ими свои мысли.

— С пословицами мы сверяем наше поведение.

— Они наставляют: «От скуки бери дело в руки».

— Учат не ошибаться: «Смолоду прорешка — под старость дыра».

— Предостерегают: «Береги платье с нову, а честь смолоду».

— Народ сочувствует терпящему бедствие: «Ветер кручины не развеет».

— Высмеивает глупость, лень: «Ехала кума неведомо куда».

Что ни пословица, то новая мысль и новый оттенок чувства. Помогает дела вершить любые, поэтому говорят: «Пословица всем делам помощница»

Давайте послушаем ушком сказ об умных и трудолюбивых, глупых да ленивых.

Ведущая: — Вон смотрите! Смотрите! Катятся с горы санки, Бабушка Федора на передке едет с мешком в руке. Завязан мешок завязками. А вот сама объявилась.

Свежие документы:  Тема урока: Работа с бумагой. Изготовление попугая в технике «мозаика» 2 класс

— Здравствуйте, бабушка Федора!

Ф:- Здравствуйте люди добрые!

В: — С чем мешок — то у тебя?

Ф:- Как с чем? С пословицами!

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы,

Пословицы разные.

Я попросила да вам привезла.

В:- Так мешок — то развяжи, пословицы покажи!

— О! Сколько!

В: — Спасибо, бабушка. Иди, присядь, отдохни, а мы посмотрим, что за пословицы ты собрала.

Ф:- Спасибо, родимые, я домой пойду.

Прощаются с бабушкой Федорой и она уходит

В: — Мочала, мочала

Начинаем сначала.

( Дети каждой группы инсценируют пословицы).

Ведущая достает и читает

«У Федорки всегда отговорки».

Ее оживят дети пятой группы.

Ведущая: — Пареной репы покушайте

Да дальше послушайте о том, как

«Торопливая работа вкривь идет».

Выступают дети третьей группы

Ведущая: — Еще не надоело?

— Тогда вам к пословице присказку,

А мне бубликов вязку,

Гречневой кашки

В крашеной чашке.

Масла горшок

Да горячий пирожок!

— А « Кто не работает, тот не ест»

Выступает восьмая группа

Ведущая: — Жили, дружили

Кот и Воркот.

Ели они с одного стола,

В окошко глядели с одного угла,

Гулять ходили с одного крыльца…

А не послушать ли нам о том, как

«Маленькое дело бывает лучше большого безделья».

Выступает десятая группа

Ведущая: — Говорят в старину лентяи тоже не раз урождались. Про них у нас тоже пословица есть.

«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».

Выступает девятая группа

Ведущая: — Вытащу- ка я теперь из мешка пословицу о том, как

«Труд кормит, а лень портит».

Инсценирует четвертая группа

Ведущая: — Варится в печи кашка…

Кашка упрела,

тут и сказка поспела про то,

«Что одному не под силу, легко коллективу».

Выступает шестая группа

Ведущая: — Теперь пословица не шибко короткая,

Да не шибко длинная.

А такая, как раз

Как от меня до вас.

Называется она

«Больше дела, меньше слов».

Выступает вторая группа

Ведущая: — Заглянуло солнце в наше оконце

Да и говорит:

«Ничего и никогда не дается без труда».

Выступает первая группа

Ведущая: — Кто глядел и слушал,

Тот меду покушал.

А кто не слушал,

Да зевал —

Тот пустое блюдо полизал!

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Семейное чтение. Н. Носов «Карасик» Смысл поступка героев"

— Тут все узналось,

Да рассказалось,

В мешке ничего не осталось.

— А хороши ли сказы — то по пословицам были?

Ответы детей.

Ведущая: — Ходили эти пословицы по свету, ходили из деревни на деревню, с села на село.

А нынче они шли, шли — да и до вас дошли. Дошли — да тут и кончились.

На прощанье пожелать хочу: живите в труде и радости, хорошо живите, счастливо. А коли, вы бабку Федору встретите, попросите второй мешок. И помните: сила человека в мастерстве его, да пусть в делах пословицы вам помогают.



Литература: В.П.Аникина «Старинные русские пословицы и поговорки» Москва. Детская литература 1984

Н. Колпакова «На буяне славном острове»(Сборник русского фольклора) 1978 Ленинград. Детская литература







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: