4
Тема урока: «работа с бумагой» « Конструирование по образцу»
Изделие: «Цветок для Дюймовочки » из салфеток в пластиковом горшочке.
Вид учебного труда: Работа с бумагой.
Дидактическая цель: Формирование новых приёмов работы с бумагой
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цели урока: 1. Формирование новых приемов работы с бумагой
2. Закрепление приёма складывания бумаги гармошкой.
3. Развитие мышления, творческого и пространственного воображения.
4. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Задачи:
прививать любовь к труду:
прививать элементарные знания и умения работать с бумагой, клеем и ножницами;
приучать работать самостоятельно.
План урока.
Организационный момент.
Вступительная беседа.
Подготовка к практической работе. Инструкция по работе с бумагой ( салфетка).
Физкультминутка.
Выполнение практической работы.
Физкультминутка.
Подведение итогов работы.
Методы: Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства работы:
Для учителя: разборный макет цветка (на скрепках), прямоугольные листы бумаги для демонстрации приемов работы, ножницы, проволока, трубочка , пластиковый стакан.
Для учащихся: цветные салфетки, ножницы, клеенка на рабочее место. проволока, трубочка.
Ход урока
1.Орг.момент. — Проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушаете и проверяете, всё ли у вас есть на партах.
Чтоб работа закипела, Приготовьте всё для дела, Сегодня будем мастерить – Всё должно в порядке быть.
— Все готовы? Молодцы!
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
(На доске рисунок: цветок в горшочке, в цветке Дюймовочка. Рисунок закрыт бумагой).
Учитель. Появилась из бутона
Девочка-малышка.
Вы читали обо мне
В интересной книжке.
Я всего с мизинец ростом,
В сказке мне пришлось непросто!
Ошибетесь вы едва ли,
Я — Дюймовочка, узнали?
Учитель.
Вы узнали, о ком идет речь.
Дети.
О Дюймовочке.
(Учитель открывает рисунок).
Учитель.
А кто написал сказку про Дюймовочку?
Дети.
Ганс Христиан Андерсен.
Учитель. Откуда появилась Дюймовочка?
Дети. Из цветка
Учитель. Кто знает, какие приключения ожидали Дюймовочку дальше?
Дети. Ее украла жаба, утащил к себе на дерево майский жук, спрятал в нору крот.
Только раненая ласточка, которой помогла Дюймовочка, отнесла ее на своих крыльях в сказочную страну, где было много цветов, и жили маленькие человечки-эльфы, с которыми она крепко подружилась и стала счастливой.
(Показ детских рисунков)
Учитель. Вот сегодня мы с вами сделаем цветы для этой волшебной страны, позже вы сможете поселить в них добрых насекомых, с которыми Дюймовочка будет жить счастливо.
3. Ориентировка в задании. ( на доске предметная карта с этапами работы)
А) Анализ образца конструкции композиции ( учитель показывает на макете)
— Рассмотрите готовое изделие (показываю макет).
— скажите, что нам понадобиться для его изготовления?
( салфетки 4 цветов, стаканчик, проволока, трубочка, пластилин.)
( если ученики затрудняются назвать то, из чего состоит композиция – показать ту часть предметной карты, с помощью которой они могут дополнить свои ответы)
— Скажите из скольких деталей состоит композиция эта? ( четырех)
Назовите их:( цветок, стебель, листик, горшочек)
Скажите, сколько деталей в самом цветке?(3)
Назовите их. (лепестки цветка, стебель, листики).
Как вы думаете, какую геометрическую фигуру представляет собой развёртка цветка? (квадрат).
Проверим? (Разворачиваю свой макет на скобках). Верно, молодцы, квадрат.
А развертка листочков цветка что собой представляет? овал Проверяем. (Разворачиваю). А стебелек цветка что собой представляет? ( трубочку).
А как трубочка крепится к цветку? ( с помощью проволоки)
А горшочек для цветка что собой представляет? (пластиковый стаканчик)
Физ.минутка (гимнастика для глаз).
Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем, и работать продолжаем
Б) Составление предварительного плана работы с помощью предметной карты — А теперь давайте составим план нашей работы основываясь на предметную карту.
( Дети ориентируясь на карту, учатся составлять план работы, в котором указывают порядок действий и операций.
Учитель на основе имеющегося макета изготавливает композицию по их плану)
1. Изготовление цветка
— С чего надо начать работу? (берем два цвета салфеток , складываем их вместе, чтобы они хорошо, красиво сочетались)
— Что теперь необходимо сделать? (свернуть гармошкой). ( я показываю как это будет)
— Теперь перевязываем их проволокой и обрезаем кончики полукругом.
— Так, как вы будете вырезать ножницами, вспомним правила безопасной работы с ножницами. (Дети проговаривают стихи).
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути,
И держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
— А теперь разворачиваем аккуратно каждый лепесток цветка. Основа цветка готова!
— С чего начнёте сборку конструкции цветка? ( вставить цветок проволокой в трубочку пластиковую). Для того, чтобы лучше цветок держался в горшочке. На трубочку – стебелёк цветка насаживаем комочек пластилина – не большой.( показ учителем)
2 Изготовление горшочка
-Что еще необходимо сделать? ( горшочек).
-Повторите, из чего сделан горшочек? ( салфетка и стаканчик).
-Берем салфетку, разворачиваем ее. Ставим посередине салфетки стаканчик и
заворачиваем салфетку внутрь стаканчика. ( показ учителем)
3 Выкраивание прямоугольников, обработка внешней детали лепестка
— Берем салфетки зеленым цветом. Складываем их пополам. Для того чтобы лепестки цветка получились ровными и красивыми обрезаем углы прямоугольника. (Показ мной)
— Когда вы соберете все детали, можно начинать сборку композиции цветка? ( ДА)
ФИЗМИНУТКА
Вы наверное устали? Ну, тогда все дружно встали: ножками потопали, ручками похлопали. Вправо ниже наклоняйся, влево тоже наклоняйся. Покрутились, повертелись – и за парты все уселись
4. Сборка композиции
— С чего начнёте сборку композиции цветка?
— Разворачиваем салфетку вырезанную под лепесток цветка
— Ставим посередине наш стебелек с цветком и слегка прижав его вставляем в стаканчик». — Итак, мы с вами рассмотрели и проанализировали весь ход работы. А теперь немножко отдохнём.
4. Первичная проверка понимания.
— Чтобы ещё раз повторить порядок работы ( 1-2 УЧЕНИКА).
— Теперь всем понятно, как выполнять работу? Есть вопросы? Тогда приступайте к работе.
5. Усвоение новых знаний. Практическая работа.
Проводится индивидуальная работа со «слабыми учащимися» (учитель напоминает как лучше выбрать бумагу для работы, как лучше выкраивать детали, как аккуратно вырезать детали и т.д.).
За 5 минут до окончания работы:
— Ребята, время работы подходит к концу. Заканчивайте свои работы. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ
Физ.минутка (гимнастика для глаз).
Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем, и работать продолжаем
6.Подведение итогов урока:
— Ребята, подведём итоги нашего урока.
— Чему мы сегодня учились на уроке?
— Оцените работу.
Теперь наша Дюймовочка в такой стране цветов с друзьями будет жить долго и счастливо.
В уютной, светлой комнатке,
На белом подоконнике,
Среди цветов и листиков
Расцвёл прекрасный сад.
Среди цветов – Дюймовочка
В соломенной коробочке.
Из скорлупы ореховой
Ей сделан будуар…
Учитель. Свои работы вы можете забрать домой, так как у вас у всех есть дома сказка про Дюймовочку, а значит, у каждого из вас в квартире живет сказочная девочка. А чтобы ей было не так одиноко, она может поселиться в вашем цветке и подружиться с вами и вашей бабочкой или божьей коровкой. Я хочу, чтобы вы всегда любили сказки и как можно дольше верили в чудеса.
Литература.
Т.З.Прописнова “Круглый год нас праздник ждет”. Ярославль “Академия развития”. 2006.
Сайт “Страна мастеров” https://stranamasterov.ru/technics/parting-off