Конспект урока «Построение развертки конуса. Конструирование макета дома из геометрических тел» 6 Класс

Модель урока технологии в 6 классе


Характеристика обученности, обучаемости, реальных возможностей детей 6 «В» класса, в котором планируется провести данный урок.


Планируемый урок будет проводиться в 6 классе, который имеет 100% успеваемости. В классе обучается 18 человек. Из них 6 девочек и 12 мальчиков. 4 девочки и 2 мальчика имеют оценки «4» и «5». Девочки дисциплинированы, мальчики подвижны, любят активную деятельность. Все учащиеся разделены на бригады по 3 человека и в каждой бригаде присутствует ученик с хорошей успеваемостью.

Ученики заинтересованы в качественном изготовлении своего изделия, т. к. оно является «последним кирпичиком» в их итоговой работе — макете дома — при изучении раздела: Основы чертежной грамотности. Возможности всех детей справиться с этой работой не вызывают сомнения.


Урок № 25(6)

Тема урока:

Построение развертки конуса.

Конструирование макета дома из геометрических тел.


Цели: продолжение знакомства учащихся с развертками геометрических тел; научить учащихся строить развертку конуса; воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к используемому материалу и инструментам; развивать умение анализировать форму предмета, представлять объемное изделие по его развертки и наоборот; умение работать чертежным инструментом; работать в команде; соблюдать правила техники безопасности, гигиены.


Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный.


Материально-техническое обеспечение урока: образцы разверток объемных тел; макет дома из объемных тел; демонстрационный стенд с поэтапным изготовлением развертки конуса; альбомный лист; клей; линейка; карандаш; циркуль; ножницы.


Ход урока

I. Организационная часть

Организационная часть является важным элементом урока и включает в себя две составляющие: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя составляющая включает в себя проверку наличия учащихся, осмотра внешнего вида, организацию рабочего места, наличия учебных и рабочих принадлежностей.

Внутренняя составляющая включает психологическую подготовку учащихся к уроку, основная цель которого возбудить у них интерес к учению, работе. Учитель сообщает цель урока:

  • Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с объемными телами и научимся строить развертку конуса. Это еще одно геометрическое тело, которое вы узнаете. Знание и умение построения разверток геометрических тел даст вам возможность использовать эти знания при анализе формы предмета, и чтении различных чертежей в строительстве и машиностроении, построении выкроек швейных изделий, детали которых имеют похожую объемную форму, помогут вам при изучении других предметов школьной программы.

    1. Актуализация прежних знаний учащихся

начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися. Классу задаются вопросы:

      1. развертки каких объемных тел вы знаете? (демонстрирую развертки параллелепипеда, куба, цилиндра);

      2. с чего нужно начать построение развертки цилиндра? (с анализа какая геометрическая фигура лежит в основании цилиндра, его боковой части);

      3. как длина прямоугольника боковой части цилиндра зависит от радиуса основания? (она равна 6 радиусам);

      4. назовите этапы получения геометрического тела из его развертки? (построить клапаны для склеивания, вырезать развертку с учетом клапанов, отработать линии сгиба склеить).

  • Молодцы, все вспомнили.

По ходу урока учитель уточняет ответы учащихся.

  • А теперь давайте рассмотрим вот этот дом (учитель демонстрирует макет дома) и проанализируем, из каких геометрических тел он сделан (ступеньки — параллелепипеды, дом — из цилиндров разного размера, крыша — из конуса). На прошлом уроке вы научились строить развертки параллелепипеда и цилиндра, и собрали их.

    1. Изучение новых понятий и способов действия.

Учитель вместе с учащимися анализирует развертку конуса: что лежит в основании (круг), на какую геометрическую фигуру похожа боковая часть (часть круга, радиус которого является высотой конуса). Длина дуги, этой части круга, должна быть равна, по аналогии с длиной боковой части цилиндра, 6 радиусам основания. Учащимся предлагается определить размеры радиуса основания конуса и его высоту, обосновать (размер будет зависеть от радиуса основания цилиндра, который они сделали на прошлом уроке, и выбора высоты крыши).

    1. Учебно-тренировочная часть.

Задачей этого элемента урока является выработка умений и навыков работы чертежным инструментом. Осуществляется посредством показа приемов работы, сопровождается комментариями учителя:

  • чтобы построить развертку конуса нужно построить основание — круг радиусом г-25, т. к. радиус основания цилиндра равен 20, и построить дугу радиусом R=l=40 — высота крыши, чтобы она касалась линии окружности основания. На этой дуге, с помощью циркуля, отложим 6 раз радиус основания г=25. Соединим полученные точки на дуге боковой стороны конуса, с точкой центра этой дуги R=40.

  • А теперь расскажите (вызываю Вову…):

  • Осталось построить клапаны для склеивания, вырезать, отработать линии сгиба и склеить.

  • Правильно и я хочу напомнить, что вы работаете в бригаде, и для конструирования дома будут использоваться только самые качественные изделия.

  1. Формирование умений и навыков.

Ученики приступают к работе. Учитель напоминает правила техники безопасности и гигиены. В каждой бригаде присутствует ученик, который помогает, в случае надобности, остальным учащимся. По окончании работы учащимся предлагается, из геометрических тел, сделанных на предыдущем и этом уроках (параллелепипеды, цилиндры, конусы) собрать макет дома. Это задание дети выполняют в бригаде, поэтому не каждое геометрическое тело может быть использовано, итоговая оценка ставится максимальной, если все геометрические тела одного ученика были использованы в макете.

  1. Заключительная часть.

Задачей заключительной части урока является активное включение учащихся в подведение итогов урока. Учащиеся сами анализируют свою работу (макет дома) объясняя, почему они не использовали чье-то изделие, говорят об ошибках при расчете или не аккуратном исполнении. Учитель комментирует объективность оценки результатов работы каждого ученика, выставляя отметки в журнал.

  • А теперь небольшой тест: учитель показывает выкройки швейных изделий (юбки, брюк), а ученики должны назвать какую форму имеют эти изделия.

— Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, вы остались довольны, а у кого получилось не совсем удачное изделие, на следующем занятии или дома вы сделаете его лучше.


Свежие документы:  Конспект урока о ОБЖ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: