Учитель технологии: Пауков А. С.
Тема: Резание металла слесарной ножовкой .
Цель: Ознакомить учащихся с процессом резания металла слесарной ножовкой, сформировать умение разрезания заготовки слесарной ножовкой из листового металла.
Задачи: 1. Научить резать металл и планировать работу.
2. способствовать развитию грубой моторики рук.
3. воспитывать мотивацию к учению.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Плакаты, измерительный и разметочный инструмент, классная доска, верстак, ножовка по металлу, слесарные тиски, напильники, шаблоны , листовой металл.
Ход занятия:
I. Организационная часть:
1. Сдача рапорта учителю
2. Проверка готовности учащихся к занятиям.
3. Сообщение темы и целей урока.
II. Теоретическая часть:
Выяснение и уточнение знаний уч-ся по вопросам.
1.Какие способы рубки вы знаете? ( отрубить, разрубить, вырубить)
2. С помощью каких замахов можно выполнять рубку? ( кистевой, локтевой, плечевой)
3. Чем отличается рубка на плите от рубки в тисках?
4. Правила техники безопасности при рубке.
Изложение нового материала:
Приемы резания.
При рассказе учитель наглядно показывает приёмы резания.
Для разрезания заготовки ее надежно закрепляют в тисках так, чтобы место разреза находилось недалеко от края губок тисков. На месте разреза делают небольшой пропил трехгранным напильником, что обеспечит точное направление движения полотна.
Во время работы необходимо принять правильную рабочую позу: встать вполоборота к тискам; рукоятку ножовки обхватить пальцами правой руки, конец рукоятки при этом должен упираться в середину ладони, а большой палец – лежать на рукоятке сверху, вдоль нее. Левой рукой взять рамку ножовки так, чтобы большой палец находился внутри рамки, а остальные обхватывали гайку- барашек и натяжной винт.
Во время работы ножовку нужно держать ровно, чтобы не получилось косого разреза. Двигают ножовкой плавно без рывков. Нажимают ножовкой на заготовку только при движении вперед, то есть во время рабочего хода. Во время обратного хода( который называют холостым) ножовку слегка приподнимают, чтобы не тупились зубья полотна.
Для правильного выполнения резания необходимо выполнять следующие правила:
1) для того чтобы полотно не нагревалось во время работы, необходимо смазывать его машинным маслом;
2) если разрез достаточно большой и при обычной установке полотна при резании мешает станок, то полотно поворачивают на 90 градусов;
3) полосовой металл легче разрезать по узкой стороне; однако толщина полосы не должна быть меньше расстояния между тремя зубьями полотна, иначе зубья поломаются; если же толщина заготовки меньше этого расстояния, то ее закрепляют в тиски между двумя деревянными брусками и затем разрезают;
4) при разрезании заготовок, имеющих ребра или острые кромки, следует соблюдать следующее правило: резание должно идти от плоскости к ребру, чтобы не сломать зубья полотна.
III. Практическая часть.
Практическая работа «резание металла слесарной ножовкой».
1. Организация рабочего места. Для выполнения работы понадобятся : тиски, трехгранный напильник, слесарная ножовка, чертилка, молоток, штангенциркуль, заготовка, шлифовальная шкурка, линейка, карандаш.
2. Вводный инструктаж.
1) Разметьте заготовку, согласно технологической карте.
2) Разрежьте заготовки.
3) Произведите опиливание согласно чертежу.
4) Зачистите поверхность шлифовальной шкуркой.
Правила техники безопасности:
1) Работать только исправной ножовкой с прочно закрепленным и правильно натянутым полотном.
2) Ручка ножовки должна быть прочно насажена, и не иметь трещин.
3) Нельзя работать ножовкой, в полотне которой есть сломанные зубья.
4) Опилки с верстака сметать щеткой, не сдувать и не удалять голыми руками.
5) Поддерживать отрезаемую часть заготовки, чтобы она не упала и не повредила ноги.
6) Оберегать руки от ранения зубьями полотна и острыми краями заготовок. Класть ножовку на верстак полотном от себя.
3. Текущий инструктаж.
Самостоятельное выполнение учащимся задания. Наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.
Возможные ошибки:
1) Косой разрез, образующийся при уводе ножовочного полотна в сторону.
2) Несоблюдение заданных размеров, полученных после разрезания частей заготовки. (Причины: невнимательность во время работы, неправильная предварительная разметка)
4. Заключительный инструктаж.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно-полезном труде.