Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
Конспект урока технологии на тему
«Знакомство с профессией электрика»
подготовила воспитатель Шилова
Евгения Викторовна
п.Унъюган
2013
Программное содержание:
Познакомить детей с профессией «электрик», с некоторыми профессиональными действиями, с его профессиональным оборудованием.
Дать первичные представления о труде электрика, его роли в обществе и в жизни каждого человека.
Пополнять словарный запас по темам: электричество, виды светильников (настольные, ночные, торшеры), профессиональные инструменты (индикатор, отвертка, пассатижи, изолента…).
Расширять кругозор детей. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
Формировать первичные представления о труде электрика, его роли в обществе и в жизни каждого человека.
Воспитывать уважение к людям разных профессий и своим родителям.
Оборудование:
магнитофон, аудиозаписи;
выставка разных видов светильников: настольных, ночных, торшеров;
стул для приглашенного электрика;
мультфильм об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».
мультимедийная система.
Предварительная работа:
беседа об электричестве и электрических приборах;
рассматривание наглядно-дидактического материала по теме: «Электричество», «Бытовая техника»;
загадывание и отгадывание загадок о профессиях и электроприборах;
дидактические игры «Собери целое», «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Лото осторожностей»;
чтение стихотворения Ирины Гуриной «Про электричество»;
составление плана встречи родителя, работающего электриком.
Занятие проходит в просторном помещении. В спортивном зале оформлена выставка светильников. Детские стулья расставлены полукругом. Перед стульями стоит экран, рядом с экраном стоит стол и стул для гостя. В раздевалке спортивного зала находится приглашенный электрик. Дети заходят из групповой комнаты в спортивный зал, проходят к выставке, встают по намеченной на полу цветным скотчем дорожке и рассматривают выставку.
Ход занятия:
Воспитатель в групповой комнате выстраивает детей друг за другом и приглашает детей посмотреть выставку в спортивном зале. В спортивном зале оформлена выставка разных светильников.
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю на выставку. На выставку приходят люди, для того чтобы рассмотреть разные предметы поближе. Хотите посмотреть? (Ответы детей: да). Но, существуют правила, которые нужно соблюдать на выставках: нельзя шуметь; нельзя ничего трогать руками; надо быть очень внимательными и любознательными. Сейчас мы пройдём и рассмотрим её. (Включить музыку. Все дети под музыку проходят к выставке, встают на цветную дорожку. Воспитатель обращает внимание детей на оформленную выставку).
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая выставка. Какие предметы вы видите?
(Ответы детей: лампочки, светильники и т.д.). (Воспитатель делает акцент на классификацию светильников).
— Посмотрите, ребята, в верхнем ряду стоят настольные лампы.
— А у вас Маргарита есть дома настольные лампы? (Ответы детей: да).
— Маргарита, где дома стоит у вас настольная лампа? (Ответы детей: на столе).
— Все эти предметы (показывает) на верхнем ряду называются настольными лампами потому, что они стоят на столах и включают их для того, что было больше освещения.
— Ребята посмотрите на нижнем ряду стоят ночники.
— А у вас Артём есть дома ночник? (Ответы детей: да).
— Артём, когда вы дома включаете ночники? (Ответы детей: когда спим).
— Все эти предметы (показывает) на нижнем ряду называются ночниками потому, что эти светильники включают ночью, когда все спят, он служит для слабого освещения в комнате.
— Ребята, посмотрите это – торшер. Торшером называют напольный светильник, он стоит на полу на высокой подставке с абажуром.
— Настольные лампы, ночники, торшеры называют — светильники. Такое название они получили, потому что дают свет. Чаще всего все эти светильники используют в качестве дополнительного источника освещения.
— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы светильник включился и стал светить? (Ответы детей: электричество).
— Для того, чтобы светильник включился нужно электричество.
— Ребята хотели бы увидеть, как красиво светят светильники?
Нужно выключить свет, включить несколько светильников для показа и полюбоваться ими.
— Как, красиво светят светильники? Да ещё светят разными цветами. (Выключить светильники).
— Ребята обратите внимание на то, что светильники оформлены по-разному.
— Этот светильник похож на аквариум.
— Этот светильник похож колокольчик.
— Этот светильник похож на вазу с цветами.
(Светильники продолжают гореть).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, будут работать и светить светильники, если не будет электричества? (Ответы детей: нет).
— У вас было когда-нибудь такое, чтобы дома не было электричества? (Ответы детей: да.)
— Интересно, если электричество пропало или произошла поломка электроприборов человека, какой профессии нужно пригласить? (Ответы детей: ……………).
— Для того, чтобы устранить поломку, связанную с электричеством, вызывают электрика.
— Хотели бы вы, чтобы к нам в гости пришёл электрик? (Ответы детей: да). Давайте пройдём к стульчикам и присядем.
(Включить свет. Отключить светильники. Включить музыку. Дети под музыку проходят к стульям и присаживаются).
— А, я, приглашаю в гости электрика..
Продолжает играть та же музыка. В помещение заходит электрик в руках у него ящик в котором лежат настоящие рабочие инструменты. Музыка выключается. Дети с воспитателем встречают гостя, здороваются. Гость встаёт около стула. Музыка выключается.
Воспитатель: Проходите, пожалуйста! Здравствуйте!
Электрик: Здравствуйте ребята! (Электрик встаёт у стула).
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: К нам в гости пришёл Алисин папа. Зовут его Вячеслав Александрович.
Он работает электриком.
— Алиса, скажи пожалуйста кем работает у тебя папа? (Ответ: мой папа работает электриком).
Воспитатель: Вячеслав Александрович, расскажите нам о профессии электрик.
Электрик начинает свой рассказ о профессии.
Электрик: Я работаю электриком. Слежу за тем, чтобы в каждом доме было электричество, чтобы оно исправно работало: в каждом доме показывал телевизор, горели лампочки, работали компьютеры и вообще, чтобы было светло и уютно. А также протягиваю провода на столбах и развешиваю фонари для освещения наших улиц.
Воспитатель: Дети, обратите внимание, во что одет электрик?( Ответы детей:электрик одет в костюм, на голове у него каска).
Воспитатель: Одет электрик –Вячеслав Александрович, в специальную одежду для электриков. Она называется – спецовка. Спецовка электрика защищает от пыли и грязи. На голове у него каска оранжевого цвета, она служит для безопасности и защищает голову электрика от каких либо ударов. А это ребята монтажный пояс.
Воспитатель: Ребята, Вячеслав Александрович принёс ящик, в котором лежат его рабочие инструменты.
— Вы, Вячеслав Александрович, пожалуйста присаживайтесь, покажите и расскажите нам, какими инструментами вы пользуетесь во время работы? (Электрик достаёт по одному инструменту показывает и рассказывает детям,что этими инструментами нужно делать).
Электрик: Вот это, ребята, индикаторная отвёртка — у неё есть специальная лампочка, с помощью которой можно проверить есть электричество или нет. Если лампочка загорается, значит электричество есть. А если не загорается, то электричества нет.
— Это пассатижи, они нужны для скручивания проводов.
— Вот это, ребята, изолента она нужна для обмотки проводов.
— И ещё много других инструментов лежат у меня в ящике: ( показывает их по одному называет их, но не объясняет для чего они нужны), но о них вы узнаете когда станете постарше. Электрик закрывает ящик.
Воспитатель: Вячеслав Александрович пришел нам рассказать, что такое электричество и как электричество приходит к нам в дома?
Электрик: Что же такое Электричество?
Электричество нельзя увидеть, это невидимый вид энергии. Оно поступает в наши дома по проводам и превращается в другие виды энергии: тепло и свет. Электрический ток поступает по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам течёт электрический ток. Если провода вдруг повредились, может случиться много разных неприятностей: погаснет свет, не будут работать электроприборы.
Воспитатель: Чтобы лучше запомнить, как бежит электричество по проводам. Я предлагаю вам поиграть с пальчикам. Встанем около своих стульев и представим себе, что ваши пальчики, маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.
(Дети встают около стульев и повторяют за воспитателем).
Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам (поочерёдно стучат пальчиками одной руки
Свет несет в квартиру нам, о пальчики другой руки)
Чтоб работали приборы: (загибают пальцы одновременно на
Холодильник, мониторы, на обеих руках)
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс. (стучат кулаком одной руки о кулак другой)
Воспитатель: Присаживайтесь и сейчас ребята, я предлагаю посмотрите на экран. Ребята, вы видели такой знак? (Ответы детей: да). А знаете, что означает этот знак?
Воспитатель: Вячеслав Александрович расскажите нам, что это за знак.
Электрик: (Показ слайда). Посмотрите на него. Этот знак в красной рамке, а всё знаки в красной рамке запрещающие. Это запрещающий знак. Внутри рамки этого знака изображена изогнутая стрелка похожая на молнию. Он запрещает вход в помещение на котором висит этот знак. Вход строго запрещён.
Воспитатель: Существуют не только запрещающие знаки, но и правила обращения с электроприборами, которые должны знать взрослые и дети и сейчас нам я вам о них расскажу.
(Показ презентации правила поведения с электрическими приборами. Электрик рассказывает по слайдам правила).
Правила обращения с электрическими приборами для детей:
Плиту на кухне, пылесос. Телевизор, тостер. Пусть включает только взрослый.
Нельзя включать и выключать электрические приборы без разрешения взрослых и в их отсутствие (они могут ударить током или стать причиной пожара);
Нельзя играть с розетками!!!Нельзя ничего засовывать и втыкать в розетку. (может ударить током);
Не суй в розетку пальчик. Ни девочка, ни мальчик! В розетке круглый год живёт опасный ток! (может случиться беда).
Воспитатель: Главное правило: нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Электрик: Ребята, если вы будете соблюдать эти правила, то электричество будет вашим другом.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Можно и нельзя» и проверим, как вы запомнили правила поведения с электробытовыми приборами. Встанем около своих стульев. Я буду задавать вопросы если это можно делать, то вы хлопаете в ладоши. А если это нельзя делать, то ручки у вас опущены вдоль туловища. Понятно? (Ответы детей: да). Ну, тогда слушайте внимательно.
Вопросы:
1. Включать электрическую плиту детям.
2. Включать телевизор взрослому.
3. Включать магнитофон детям.
Воспитатель: Молодцы! Все думали и правильно отвечали.
Воспитатель: Присаживайтесь. А теперь я предлагаю посмотреть мультфильм об электричестве.
Дети сидят на стульчиках перед экраном. Просмотр фрагмента из мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».
Воспитатель: Вот видите, электричество может быть полезным, но и опасным.
Электрик: А чтобы правила вам лучше запомнились, я вам на память подарю раскраски на которых изображён запрещающий знак. Вы его раскрасите красным цветом. Будете смотреть на этот знак и не забывать, что электричество это очень опасно! (Отдаёт раскраски воспитателю). Ну, а мне пора идти на работу. Мне очень у вас понравилось в гостях. (Электрик встаёт со стула около стула).
Воспитатель: Спасибо, Вячеслав Александровича, что вы пришли к нам в гости и рассказали нам о профессии электрик.
Электрик: До свидания, ребята! (Включается музыка электрик берёт свой ящик и уходит по музыку).
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, кем работает папа Алисы? (Ответы детей: папа Алисы работает электриком). Ребята сегодня мы с вами побывали на выставке светильников. Узнали о профессии электрик. Что такое электричество. Какие правила поведения надо выполнять. И получили в подарок запрещающие знаки. У меня к вам просьба, дома вечером рассказать своим родителям о том, что сегодня вам понравилось на нашей встрече. Но а сейчас мы с вами встанем со стульев и отправляемся в групповую комнату разукрашивать запрещающие знаки.
Список литературы:
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:Просвещение,1991.
2.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Мозаика – Синтез, 2005.
3.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.:Просвещение,1978.
4.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.:Просвещение,1985.