Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
Конспект урока технологии на тему
«Знакомство с профессией строителя»
подготовила воспитатель Шилова
Евгения Викторовна
п.Унъюган
2013
Программное содержание:
Познакомить детей с профессией «строитель», с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами – помощниками строителя.
Упражнять в отгадывании загадок. Активизировать словарь по теме: «строительные профессии», «строительные инструменты», «строительная техника». Формировать представление детей о социальной значимости труда строителей.
Воспитывать интерес и уважение детей к труду строителей.
Оборудование:
магнитофон, аудиозаписи;
картинки с изображением домиков из сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка» и других домов;
картинки с изображением сопутствующих строительству профессий: строитель, каменщик, маляр, плотник;
выставка «Строительная техника»: подъемный кран, трактор, самосвал, экскаватор, бетономешалка и др.;
стул для приглашенного строителя.
Предварительная работа:
беседы о труде строителя;
рассматривание иллюстраций;
загадывание и отгадывание загадок о профессиях;
дидактические игры «Кому что нужно?», «Строители»;
чтение художественной литературы С.Михалков «Три поросенка», В.Маяковский «Кем быть?», «Заюшкина избушка».
приглашение на занятие родителя, работающего строителем.
Занятие проходит в групповой комнате. В группе оформлена выставка «Строительная техника». Детские стулья расставлены полукругом. Перед стульями стоит мольберт, рядом с мольбертом стоит стол, на столе приготовлены картины с изображением сопутствующих строительству профессий: строитель, каменщик, маляр, плотник. В раздевалке группы находится приглашенный строитель. Дети заходят, рассаживаются на стулья.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется поселок, в котором мы живём? (Наш посёлок называется Унъюган. Мы живём в посёлке Унъюган.)
Воспитатель: Правильно, мы с вами живем в поселке Унъюган, в котором много домов, детских садов, школ, магазинов и других зданий.
— Из какого материала построены дома в поселке? (Дома построены из дерева, из кирпича).
— Сколько этажей в домах, в которых живете вы? ( Я живу в одноэтажном доме. А я живу в многоэтажном доме…)
Воспитатель: Для чего нужны человеку дома? (Дома нужны, чтобы в них жить).
— Правильно, дом нужен человеку для того, чтобы жить в нем, укрываться от холода, ветра, дождя, снега.
— Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать. Когда вы ее отгадаете, сразу узнаете, о ком сегодня пойдёт речь.
Воспитатель:
Кладёт кирпич за кирпичом —
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём.
Всё выше, выше новый дом. (Строитель)
Воспитатель: Правильно, строитель. Сегодня мы с вами будем вести разговор о профессии строитель.
На мольберт выкладывается картина с изображением строителя.
— Строитель – очень нужная и интересная профессия. Сегодня к нам в гости пришел
строитель. Его зовут Александр Васильевич, он нам расскажет о своей работе.
Воспитатель приглашает строителя пройти из раздевалки в группу.
Под музыку заходит строитель с ящиком, в котором лежат настоящие рабочие инструменты. Дети с воспитателем встречают гостя, здороваются. Строитель представляется, и начинает свой рассказ о профессии.
Строитель: Здравствуйте ребята! (Дети здороваются).
— Я работаю строителем. Я строю дома, детские сады, школы, магазины. Делаю посёлок большим, красивым.
Воспитатель: Дети, обратите внимание, во что одет строитель?( Строитель одет в костюм, на голове у него каска).
Воспитатель: Одет строитель — Александр Васильевич, в специальную одежду для строителей. Она называется – спецовка. Спецовка строителя защищает от пыли и грязи. На голове у него каска оранжевого цвета, она служит для безопасности и защищает голову строителя от каких либо ударов.
Воспитатель: Ребята, Александр Васильевич пришёл к нам не с пустыми руками. С собой он принёс свой ящик, в котором лежат его рабочие инструменты. Вы, Александр Васильевич, присаживайтесь, пожалуйста, и послушайте, как наши ребята умеют отгадывать загадки про строительные инструменты.
— Если вы, ребята, угадаете правильно, Александр Васильевич будет доставать и показывать нам тот рабочий инструмент, о котором идет речь.
Воспитатель:
Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет. (Гвоздь)
И белить, и красить можно,
Ею можно рисовать,
Только надо осторожно
Чтоб себя не замарать. (Кисть)
Он в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю. (Молоток)
Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Очень сильно помогла.
По хозяйству мне… (Пила)
Если свет погаснет вдруг,
У меня есть верный друг.
С ним мне ничего не страшно,
Я иду вперёд отважно! (Фонарик)
После правильной отгадки строитель показывает детям инструменты, о которых идет речь.
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки.
— Инструменты у нас есть, давайте покажем нашему гостю, как мы умеем строить дом. Выходите, становитесь в круг.
Под музыкальное сопровождение проводится ритмопластика «Ни кола, ни двора». По окончании музыки дети возвращаются на стулья.
Строитель: Молодцы, ребята, хорошие из вас строители получились.
Воспитатель: Александр Васильевич, скажите нам, пожалуйста, сможете ли вы один построить большой, многоэтажный дом?
Строитель: Нет, ребята, один я не справлюсь. Для того, чтобы построить большой дом, мне нужны помощники. Такие как каменщики, маляры, плотники. Все эти профессии — строительные. Каждый рабочий занят своим профессиональным делом в совместной постройке.
Воспитатель: Александр Васильевич, расскажите нам о работе каменщика?
Воспитатель выкладывает на мольберт картину с изображением каменщика.
Строитель: Каменщик выкладывает стены домов из кирпичей, кладёт кирпичи друг на друга, промазывает их специальным раствором, чтобы стены у домов и зданий были крепкими и прочными.
Воспитатель: Александр Васильевич, наши дети знают стихи о профессии каменщика и сейчас они их вам расскажут.
Дети выходят, рассказывают стихи.
Каменщик
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил. (Катя К.)
Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом. (Миша)
Строитель: Да, ребята, каменщикам не страшны ни жара, ни холод. Они трудятся в любое время года.
Воспитатель: Расскажите, какую работу выполняет маляр?
Воспитатель ставит на мольберт картину с изображением маляра.
Строитель: Маляр белит потолки, красит стены, рамы, подоконники, двери, полы.
Воспитатель: Послушайте, Александр Васильевич, стихи о малярах.
Дети выходят, рассказывают стихи о маляре.
Маляр
Красить комнаты пора –
Пригласили маляра,
Он и с кистью и с ведром
Наш маляр приходит в дом. (Дима)
Воспитатель: Какую же работу выполняет плотник?
Воспитатель ставит на мольберт картину с изображением плотника.
Строитель: Плотник делает рамы и вставляет их в проём окон, дверей, изготавливает для окон подоконники.
Воспитатель: Про плотника нам расскажут стихи Петя и Вика.
Плотник
Летят опилки белые,
Летят из под пилы;
Это плотник делает
Рамы и полы. (Петя)
Топором, рубанком
Выстругивая планки,
Сделал подоконники
Без сучка – задоринки. (Вика)
Воспитатель: Видите, ребята, строительство – это большой коллективный труд.
— Ребята, давайте с вами на минуточку представим, что мы – строители, и все вместе построим дом.
Дети встают со стульев. Воспитатель проводит физминутку «Строители».
Физминутка «Строители»
Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинаем строить дом.
Дети загибают пальчики при перечислении предметов.
Воспитатель: Хорошие из вас строители получились, молодцы! Присаживайтесь на стулья.
Воспитатель: Александр Васильевич, расскажите, как вы стали строителем?
Строитель: Когда я был мальчиком, очень любил играть с конструктором, придумывал разные постройки. Когда окончил школу, поступил в строительный институт. Там меня научили, как правильно строить дома. Сейчас, дети, я работаю строителем: строю красивые здания, теплые и уютные дома.
Воспитатель: Александр Васильевич, нужна ли вам на стройке специальная техника для строительства?
Строитель: Да, конечно, на стройке помогают специальные современные строительные машины: тракторы, подъемные краны, самосвалы, экскаваторы, бетономешалки и др.
Воспитатель: Ребята, подходите к выставке, рассмотрим технику, используемую на стройке.
Дети подходят к выставке строительных машин. Строитель показывает им машины и рассказывает, для чего они предназначены: подъемный кран, трактор, самосвал, экскаватор, бетономешалка и др.
После выставки строитель и дети возвращаются на стулья.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами водители строительных машин.
Гимнастика для глаз
Машины ездят повсюду.
То влево, то вправо спешат.
Машины едут по кругу,
Вперед и назад.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови, какой домик?». Я буду вам показывать картинки, на которых изображены разные дома и говорить, из чего они построены. А вы должны мне сказать, какие это дома. Например: дом из дерева – деревянный…
Воспитатель показывает детям дома из сказки «Заюшкина избушка», «Три поросенка», проводится дидактическая игра «Назови, какой домик?»
— Дом построен в один этаж, значит какой это дом? ( Одноэтажный дом).
— Дом построен во много этажей, значит какой это дом? (Многоэтажный дом).
— Дом построен из кирпича, значит какой это дом? (Кирпичный дом).
Воспитатель: Молодцы ребята!
— Ребята, кто строит прочные, красивые, большие дома? ( Строители).
— Правильно, строители. С какими помощниками строителя мы с вами познакомились?
( Каменщик, маляр, плотник).
Воспитатель: Все эти профессии, ребята, называются строительными, поэтому строительство — это огромный коллективный труд.
— Какие машины помогают людям в строительстве домов? (Ответы детей).
— Давайте мы поблагодарим нашего гостя за интересный рассказ о профессии строитель.
Строитель благодарит детей за радушный прием, прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы стать строителями? (Да).
— Тогда закройте глаза и представьте, какое здание вы хотите построить?
Дети делятся с воспитателем своими мечтами.
Воспитатель: Я предлагаю вам взять строительный материал и построить задуманные постройки. Если мы с вами будем строить все вместе, то у нас получится целый город…
Дети переключаются на другой вид деятельности.
Список литературы:
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:Просвещение,1991.
2.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Мозаика – Синтез, 2005.
3.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.:Просвещение,1978.
4.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.:Просвещение,1985.