Горошникова Людмила Анатольевна
МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 78» города Саратова
Учитель начальных классов
Тема: Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей.
Цель урока: Создать условия для овладения приемом разметки деталей круглой формы.
Задачи:
1. формировать умения размечать детали круглой формы, планировать и выполнять технологические операции в соответствии с инструкционной картой.
2. воспитывать ответственность за результаты учебного труда, формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
3. развивать художественные и конструкторско-технологические способности.
Оборудование: образцы изделий, рабочая тетрадь для 1 класса (Е.А. Лутцева. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 2 изд., с изм. – М. – Вентана – Граф, 2013), учебник «Технология» (Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева. – 3 изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012.), кисточка, клей, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы.
Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)
Класс: 1
Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |
Самоопределение к деятельности | Беседа: На доске пословицы:
Семь раз отмерь, а один отрежь. Дело мастера боится. Умелые руки не знают скуки.
— Подходят ли пословицы к уроку технологии?
— Чему нас учит народная мудрость?
— Давайте проверим наши рабочие места. — Всё ли у нас готово, чтобы время на уроке прошло с пользой, незаметно? |
Ответы детей.
— Сначала как следует подумать, а затем выполнять задание. — Даже самая трудная работа получится, если делать её старательно, как мастер. — Если выполнять задание на уроке добросовестно, то время проходит интересно и быстро.
Дети проверяют в парах рабочие места и помогают друг другу, если необходимо. | Коммуникативные: строить монологическое высказывание, умение воспринимать информацию.
Познавательные: умение рассуждать, осознанно строить речевое высказывание. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений
| Познавательно-аналитическая беседа — Рассмотрите изделия и скажите, чем они похожи?
— Чем различаются изделия?
— Какие из названных материалов нам доступны сегодня? — Легко ли сделать такую гусеницу? Что нужно уметь делать для этого? — А вы умеете рисовать и вырезать ровные круги? |
— Это гусеницы. — Каждая состоит из нескольких одинаковых деталей.
— Гусеницы изготовлены из разных материалов: плодов каштана, ватных дисков и цветной бумаги. — У нас есть цветная бумага.
— Нужно вырезать много ровных кругов. — Умеем, но круги не очень ровные. | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.
Познавательные УУД: умение выявлять особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
|
Постановка учебной задачи | Анализ изделия Откройте учебник «Технология» на с. 71
— Рассмотрите аппликацию и скажите, что нам предстоит выполнить?
-Все ли они одинаковые?
-Как подобраны цвета? |
— Аппликацию, состоящую из одних только кругов.
— Нет, они разные по цвету и по размеру.
-Очень красивые круги разных оттенков зелёного цвета. | Регулятивные: умение определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предположения на основе материала учебника.
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.
|
Построение проекта выхода из затруднения | Открытие практического умения -Кто из вас догадался, как разметить много ровных кругов одинакового размера?
— Откройте в учебнике на с. 69 рубрику «Тренируй сообразительность».
— Сравните свои предположения с теми решениями, которые здесь предложены.
— Что такое шаблон? Прочитайте в учебнике определение шаблона?
— Какие предметы можно использовать в качестве шаблонов? |
Ответы детей.
Хорошо читающий ученик читает по учебнику определение шаблона: Шаблон – это фигура из картона, которую можно обводить несколько раз и получать готовые детали.
— Блюдце, чайную чашку, монеты 1, 2, 5 рублей. | Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию из учебника, из своего жизненного опыта, а также полученную на уроке, делать выводы, добывать знания. Регулятивные: умение высказывать свое предположение и соотносить его с информацией в учебнике. Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.
|
Электронная физминутка для глаз
| |||
| Тренировочные упражнения Откройте рабочую тетрадь на с.39. Посоветуйтесь в парах и расскажите друг другу, как можно нарисовать домик с помощью монеты в 1 рубль.
Затем потренируйтесь и нарисуйте такой же домик в розовом квадрате. А в голубом и жёлтом квадратах таким же способом изобразите снеговика и цветок.
|
Дети рассказывают друг другу порядок действий и выполняют тренировочные упражнения.
| Регулятивные: контроль точности разметки деталей с помощью шаблона, коррекция своей деятельности.
|
| Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)
— Рассмотрите ещё раз аппликацию «Гусеница».
-Перед вами инструкционная карта. А что это такое? Для чего она необходима?
— Обсудите в группах и расскажите, в каком порядке будете выполнять работу.
— Какие детали, какого цвета, в каком количестве вам потребуются?
|
План работы: 1. Вырежем 3 детали светло – зелёного цвета (шаблон – монета в 1 рубль). 2. Вырежем 2 детали тёмно – зелёного цвета (шаблон – монета в 1рубль). 3. Вырежем 1 деталь тёмно – зелёного цвета (монета 10 копеек). 4. Вырежем 2 детали красного цвета меньшего размера (глаза). 4. Составим композицию. 5. Наклеим детали, начиная от хвоста. 6. Высушим под прессом. | Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию, делать выводы, добывать знания. Регулятивные: умение высказывать свое предположение и соотносить его с информацией в учебнике, прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.
|
| Самостоятельно-практическая работа -Расскажите о технике безопасности на уроке технологии.
— Как правильно разместить инструменты и материалы на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам?
— При работе в группах подумайте, какое участие в создании аппликации будет принимать каждый из вас.
Физминутка (в середине самостоятельно – практической работы) Руки в стороны, в кулачок, Разжимай и на бочок. Правой рукой вверх, в стороны, накрест, В стороны, вниз. Тук, тук! Тук – тук – тук! Сделаем большущий круг!
|
-Нужно аккуратно работать ножницами, так как можно пораниться.
Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто-то складывает гармошкой бумагу, кто-то обводит по шаблону фигуры, кто-то вырезает, кто-то добавляет мелкие детали.
Дети сопровождают слова показом движений. | Регулятивные: контроль точности разметки деталей с помощью шаблона, коррекция, выделение и осознание того, что уже может сделать, а чему предстоит научиться. Познавательные: умение объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения.
|
Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи) | Уборка рабочих мест.
Обобщение. -Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?
-Что такое «шаблон»? Для чего его используют? — Что понравилось? — Было ли трудно? |
— Вырезать много одинаковых кругов по шаблону и изготавливать аппликацию «Гусеница».
Ответы детей.
| Познавательные: умение выявлять сущность и особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Рефлексия | Оценка практической деятельности -Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.
-Оцените работу своей группы. Была ли работа дружной?
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Удалось её решить? Каким способом?
-Пригодилась ли вам народная мудрость, выраженная в пословицах, которые мы читали в начале урока? | Выставка работ.
Обязательно отмечаются достоинства каждой работы. Высказываются пожелания, как можно улучшить поделку (если это необходимо).
— Научиться вырезать детали круглой формы. — Нам помогли шаблоны. Это фигуры, которые мы обводили несколько раз. Да. Мы работали аккуратно, осторожно, сначала думали, а потом делали. | Коммуникативные: умение использовать свои знания, вырабатывать критерии для оценки своей работы. Регулятивные: контроль в форме сличения с эталоном и обнаружение отклонений от эталона. |
Список литературы:
Лутцева, Е. А. Технология: Ступеньки к мастерству: 1 класс: методические рекомендации. — М.: Вентана-Граф, 2011.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с. Стандарты второго поколения)
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие/Сост.: Н.В. Лабутина, С.В. Марчук, Н.В. Переходникова, Н.В. Сарайкина, Е.Н. Текучева; под. ред. Н.Н. Ценарёвой. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. – 56с.
Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева. – 3 изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
Е.А. Лутцева. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 2 изд., с изм. – М. – Вентана – Граф, 2013